Международные морские перевозки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 12:17, курсовая работа

Краткое описание

История международного морского права уходит своими корнями в глубокую древность. Как только мореплавание и торговля приобрели межгосударственный характер, связали государства друг с другом, возникла необходимость в регламентации морских сношений. С тех пор прошло много времени, но актуальность правового регулирования до сих пор существует. При своей гибкости морской транспорт, тем не менее, остается одним из наиболее уязвимых звеньев мирохозяйственных связей и потому, очевидно, требует «бережного» отношения к себе.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Российское общегражданское  и морское законодательство не содержит дефиниции договора, именуемого рейсовым чартером (В законодательстве многих зарубежных стран рейсовый чартер присутствует. Например, в ст. 134 КТМ Украины 1995 г. рейсовый чартер определен в качестве одного из документов, подтверждающих наличие и содержание договора морской перевозки груза). Можно найти определение договора фрахтования (чартер), которое приведено в статье 787 ГК РФ, и чартера как договора морской перевозки груза (подпункт 1 пункта 2 статьи 115 КТМ РФ). Существенные условия договора фрахтования позволяют классифицировать чартер в качестве такого договора, когда фрахтовщик предоставляет фрахтователю за плату все (чаще всего!) транспортное средство (судно) для перевозки грузов на один или несколько рейсов.

Речь идет о договоре перевозки, не носящем публичный  характер. Фрахтователь договаривается с перевозчиком о доставке морским  путем грузов на конкретном судне. Маршрут  перевозки должен удовлетворять требованиям фрахтователя и может не совпадать (и, как правило, не совпадает) с маршрутом движения судов на регулярных линиях. Итак, речь идет об индивидуализации судна, а также о выделении его вместимости (трюмов, твиндеков, палуб, контейнерных ячеек) для перевозки конкретных грузов за согласованную сторонами плату между двумя или несколькими портами. 
          Здесь нет признаков какого-либо вида договора аренды транспортного средства, зато присутствуют все существенные условия договора перевозки груза. Речь идет об индивидуальном предоставлении вместимости судна для перевозки грузов определенного грузовладельца. Управление судном и его техническая и коммерческая эксплуатация осуществляются судовладельцем, который для фрахтователя является перевозчиком. Фрахтователь не приобретает никаких прав на владение и использование судна, кроме как право получить для перевозки грузов судно (или его часть) на иных, нежели публичные, условиях. Предметом договора является перевозка груза между портами отправления и назначения (рейс), а не срок использования судна. Фрахтователь несет расходы, а судовладелец, соответственно, получает доходы, связанные с конкретной перевозкой конкретного количества груза по конкретному маршруту доставки. В пункте 4 статьи 115 КТМ РФ указано, что фрахтователем будет являться лицо, которое заключит такой договор морской перевозки груза.13

Перевозчиком будет  являться лицо, которое на законных для соответствующей страны основаниях (в том числе и правила и  процедуры национального лицензирования международной перевозочной деятельности на морском транспорте) имеет право вступать в договорные отношения, связанные, в частности, с международной морской перевозкой груза. Это в равной степени относится как к договорному, так и к фактическому перевозчику. Их отношения между собой не изменяют правовое положение сторон рейсового чартера (чартера). Кроме того, договор может быть заключен от имени перевозчика, например, его агентом. Права собственности на судно не обязательны для идентификации перевозчика. Фрахтователи по тайм-чартеру или бербоут-чартеру могут выступать в качестве перевозчика в отношениях с грузоотправителями (фрахтователями) по рейсовому чартеру (чартеру).14

Термин "фрахтователь" имеет в КТМ РФ двойное значение. Если согласно пункту 1 статьи 115 фрахтователь является стороной договора морской перевозки груза, то на основании статей 198 и 211 КТМ РФ фрахтователь определен в качестве стороны тайм-чартера и бербоут-чартера соответственно. А данные договоры представляют собой, как было установлено, разновидности договоров аренды морских судов.

Существенные условия  рейсового чартера (чартера) позволяют  квалифицировать его в качестве консенсуального, срочного, возмездного  договора. Для исполнения договора перевозки требуется предварительная индивидуализация судна, на котором будет перевозиться груз. Следовательно, рейсовый чартер (чартер) должен быть заключен до передачи груза перевозчику. Маршрут (маршруты) перевозки определяется соглашением сторон (Разновидностями рейсового чартера (чартера) являются чартер на кругорейс (перевозка грузов в прямом и обратном направлениях) и чартер на несколько (два и более) последовательных рейсов, когда перевозка грузов осуществляется несколькими рейсами по маршрутам, согласованным сторонами в договоре). Следовательно, существует определенный сторонами срок исполнения перевозчиком обязательств по доставке груза или же перевозка должна быть осуществлена перевозчиком в разумный срок. Оплата фрахтователем услуг перевозчика (фрахт) указывает на возмездность договора.15

Наличие и содержание рейсового чартера (чартера) подтверждаются чартером. Следовательно, чартер-договор  подтверждается чартером-документом, т.е. заключается в письменной форме (статья 117 КТМ РФ).

Соотношение условий  рейсового чартера (чартера) и коносамента определено в статье 119 КТМ РФ. В ней, в частности, указывается на то, что отношения между перевозчиком и не являющимся стороной договора морской перевозки груза получателем определяются коносаментом. Если договор морской перевозки заключен по рейсовому чартеру (чартеру) и если фрахтователь является получателем, то отношения между перевозчиком и получателем определяются не коносаментом, а чартером. В любом случае условия чартера обязательны для получателя, если коносамент содержит ссылку на них.

Из положения статьи 119 КТМ РФ можно сделать вывод о степени участия получателя в договоре перевозки: является ли получатель только субъектом договора морской перевозки или стороной такого договора. Причем это касается и договора морской перевозки, заключаемого с помощью коносамента, и договора перевозки по рейсовому чартеру (чартеру). Кроме того, в определении договора морской перевозки (статья 115 КТМ РФ) получатель назван лишь в качестве лица, управомоченного на получение груза от перевозчика, а в положениях статьи 159 КТМ РФ предусмотрены права перевозчика по распоряжению грузом в случаях, когда "в порту выгрузки получатель не востребовал груз или отказался от него". Следовательно, получатель по общему правилу не является стороной договора морской перевозки груза, за исключением, указанным в статье 119 КТМ РФ: если фрахтователь и получатель по рейсовому чартеру (чартеру) обозначены как одно и то же лицо.16

Содержание рейсового  чартера (чартера) определяется положениями  статьи 120 КТМ РФ. В ней, в частности, указано, что в чартере должны содержаться наименование сторон, название судна, род и вид груза, размер фрахта, место погрузки груза, место назначения или направления судна. Этот перечень не является исчерпывающим. По соглашению сторон в чартер могут быть внесены иные условия, оговорки и аддендумы (англ. addendum) - дополнения к чартеру, в которые включают согласованные сторонами новые условия договора и поправки к нему. Аддендумы (их может быть несколько) должны иметь ссылку на основной договор и подписаны сторонами рейсового чартера. Точно так же как для тайм-чартера и бербоут-чартера, для рейсового чартера (чартера) международными организациями, в частности Балтийской и международной конференцией, разрабатываются универсальные формы договоров - проформы чартеров. Однако проформы рейсовых чартеров более индивидуализированы применительно к родам перевозимых на соответствующих судах грузов. Существуют проформы наливных, угольных, зерновых и иных чартеров, хотя применяются и универсальные проформы рейсовых чартеров, такие как Дженкон (GENCON), Сканкон (SCANCON) и др.17 
          При всем многообразии проформ рейсового чартера (чартера) большинство из них содержат следующие условия и оговорки: 
- дата и место заключения договора;

- наименование перевозчика и местонахождение его основного предприятия; 
- брокер перевозчика, если чартер подписан им от его имени или по его поручению; 
- наименование фрахтователя и местонахождение его основного предприятия; 
- брокер фрахтователя, если чартер подписан им от его имени или по его поручению; 
- судно для перевозки грузов (название, флаг, дедвейт, валовая и чистая вместимость, класс, характеристика помещений для перевозки грузов); 
- род (или рода) грузов (грузы любого вида, любые законные грузы, грузы определенного рода (или родов), укладочная кубатура груза и др.); 
- уплата фрахта (по каким показателям исчисляется, как и когда уплачивается); 
- место (или места) погрузки (заранее указанные порты погрузки, географический опцион портов погрузки, границы портов погрузки); 
- место (или места) назначения (заранее указанные порты выгрузки или

- последовательность  захода судна в порты (географическая  ротация);

- залоговое право перевозчика на груз;

- оговорка о распространении  на рейсовые чартеры положений  Гаагских или Гаагско-Висбийских правил (англ. "Paramount" clause);

- прекращение ответственности фрахтователя (англ. cesser clause); 
- условие о переуступке чартера (Условие о переуступке фрахтователем своих прав по рейсовому чартеру (чартеру) с согласия перевозчика третьим лицам установлено также в статье 121 КТМ РФ) (англ. cession clause) и прочие.18 
          Для регламентации условий рейсового чартера (чартера) также большое значение, как для фрахтователя, так и для перевозчика имеют две группы норм, первая из которых определяет судно, позицию судна, сроки и место подачи судна под погрузку (статьи 125 - 129 КТМ РФ). Положения указанных статей относятся к договорам перевозки по рейсовому чартеру (чартеру), за исключением пункта 2 статьи 127 КТМ РФ, который относится только к договорам перевозки в линейном сообщении по коносаментам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 тайм - чартер  и бербоут – чартер в международных морских перевозках.

Согласно определению  тайм-чартера, приведенному в статье 198 КТМ РФ, под таким договором понимается фрахтование судна на время. При этом судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

Тайм-чартер представляет собой сложный договор, содержащий в себе элементы аренды судна и услуги экипажа для конкретных целей в рамках комплекса услуг торгового мореплавания. Именно цели торгового мореплавания определяют специфику тайм-чартера. Из содержания статьи следует, что тайм-чартер квалифицируется не как договор перевозки, например, груза, а как договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг экипажа для целей перевозки груза. Перевозка груза указывается в качестве целевого условия договора аренды судна с экипажем. 
Можно сказать, что тайм-чартер - это договор аренды судна с экипажем с целью перевозки (или любой другой целью в рамках торгового мореплавания), а не договор перевозки груза на арендованном судне, укомплектованном экипажем.19

 Сторонами тайм-чартера являются судовладелец (фрахтовщик (Термин "фрахтовщик" не упомянут в КТМ РФ, однако он часто используется в рамках договорных отношений по чартеру в качестве синонима термина "судовладелец")) и фрахтователь. На основании статьи 8 КТМ РФ под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании. Судовладельцем может быть лицо, эксплуатирующее судно на правах аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и пр. Несмотря на то что в русском слове "судовладелец" как бы обозначены основания для владения судном, закон говорит о том, что судовладельцем признается то лицо, которое либо обладает законными правами собственности на судно (владеть, использовать, распоряжаться), либо использует судно на каком-либо ином законном основании. При этом у судовладельца присутствуют некоторые права владения судном, так как вся техническая эксплуатация лежит на нем.20

 После заключения тайм-чартера судовладелец обязан предоставить судно фрахтователю для использования судна с правами его коммерческой эксплуатации. Договор срочный, поэтому после истечения срока действия тайм-чартера судно должно быть возвращено судовладельцу. Срок аренды судна по тайм-чартеру определяется сторонами, но обычно колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет.

Тайм-чартер является возмездным договором. В его определении (статья 198 КТМ РФ) указана обязанность  фрахтователя уплатить фрахт (Для тайм-чартера термин "фрахт" имеет несколько иное значение, нежели для договора перевозки (пункт 1 статьи 115 КТМ РФ). Для тайм-чартера фрахт означает плату по договору аренды судна с экипажем, а не плату по договору перевозки груза) судовладельцу, так как судно передается фрахтователю за определенную плату. Размер фрахта определяется только по соглашению сторон и не регулируется государственными или иными официальными органами.

Тайм-чартер считается  заключенным с момента достижения сторонами соглашения о его существенных условиях. Это позволяет отнести тайм-чартер к консенсуальным договорам. Кроме того, он является срочным и возмездным.21 
          Положения статьи 199 КТМ РФ устанавливают диспозитивный характер всей гл. X, устанавливающей и регулирующей положения и условия тайм-чартера. Положения конкретного тайм-чартера имеют приоритет над нормами гл. X. Правила, в ней установленные, применяются, если соглашением сторон не установлено иное. Положения закона регулируют также отношения сторон, не решенные в договоре, если по условиям договора применяется российское право. 
          Содержание тайм-чартера определено статьей 200 КТМ РФ. Согласно ей в тайм-чартере должны быть указаны стороны договора, название судна, его технические и эксплуатационные характеристики, район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия договора. Отсутствие, однако, в тайм-чартере какого-либо из перечисленных данных не влияет на действительность договора. 
Документарной основой для заключения тайм-чартера служат проформы (стандартные формы) тайм-чартера. Проформами тайм-чартера являются заранее подготовленные и типографским способом отпечатанные формы договора. Договоры чартера обсуждаются и корректируются сторонами на основе предоставленных судовладельцами и фрахтователями проформ договора. Использование проформ, с одной стороны, ускоряет процесс согласования условий договора, концентрирует внимание сторон на условиях, которые индивидуализируют тайм-чартер. С другой стороны, проформы договора предоставлены к обсуждению и подписанию судовладельцами, которые в большей степени, нежели фрахтователи, знакомы с особенностями условий формирования проформ и их содержанием. Безусловным положительным моментом в использовании проформ для заключения тайм-чартера является унификация документов, которая ведет к унификации регулирования отношений, возникающих на основании договора. Проформы тайм-чартеров разрабатываются международными организациями, а также национальными и международными объединениями судовладельцев. Наибольшую активность в разработке проформ тайм-чартеров проявляет Балтийский и международный морской совет.22

Информация о работе Международные морские перевозки