Логистические центры Екатеринбурга и их кадровая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 16:37, контрольная работа

Краткое описание

Когда говорят о недостаточно развитой логистической инфраструктуре Среднего Урала, и Екатеринбурга в частности, обычно имеют в виду недостаток складов. И предлагают простой рецепт: строить больше складов, хороших и разных! Точнее, высококлассных, желательно категории «А». В какой-то мере это верно.

Вложенные файлы: 1 файл

Логистика.docx

— 31.72 Кб (Скачать файл)

Логистические центры Екатеринбурга и их кадровая проблема

 

Когда говорят о  недостаточно развитой логистической инфраструктуре Среднего Урала, и Екатеринбурга в частности, обычно имеют в виду недостаток складов. И предлагают простой рецепт: строить больше складов, хороших и разных! Точнее, высококлассных, желательно категории «А». В какой-то мере это верно. Ведь по оценкам экспертов, спрос на складские помещения в Екатеринбурге, как минимум, в 1,5 раза превышает предложение, но логистическая инфраструктура складывается из многих составляющих:

  • инфраструктура,
  • транспорт,
  • кадры,
  • информационное обеспечение,

а главное – интеграция всего этого в единую систему. То есть важно не просто «построить»  что-либо, а «встроить» это в существующую инфраструктуру и бизнес-процессы региона. Только тогда из отдельных элементов  начнёт складываться единая инфраструктура.

Одна из наиболее важнейших  проблем современной  логистики – проблема дефицита квалифицированных кадров. Кадровая проблема, в частности логистов, сегодня является одной из главных для логистики в Екатеринбурге, хотя на первый взгляд, всё не так плохо. Если в 2006 году зарплаты у специалистов этой сферы стремительно росли, то за весь 2007 г. они существенно не изменились, а значит, сложился некоторый баланс спроса и предложения на рынке труда. Нехватка кадров в логистике наблюдается по всем профилям, начиная с водителей. Но наиболее острой для современной логистики является проблема нехватки высококвалифицированных кадров. Число вакансий значительно превышает число соискателей. Это вызвано неготовностью вузов к переходу экономики на новые стандарты. Образование не успевает за экономическим развитием страны. К примеру, в Свердловской области, в частности, в Екатеринбурге, транзитном городе, где проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, по утверждению вице-президента Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Михаила Черепанова, проблема дефицита трудовых кадров в регионе находится на втором месте после проблемы эффективного транспорта. Сегодня менеджеры по логистике получают около 25 тыс. руб. У начальников отдела логистики зарплата, естественно, больше: от 35 до 50 тыс. руб. Разумеется, эти цифры не учитывают значительного сектора малого бизнеса, где зарплаты меньше. Рост зарплат продолжается только у специалистов складского хозяйства, что объясняется постоянным вводом новых складов в городе. Зарплата начальников складов перевалила за 30 тысяч, увеличивается она и у кладовщиков. Однако баланс этот неустойчив. Первый признак грядущего дефицита специалистов – тот факт, что верхняя планка зарплаты по всем специальностям продолжает расти, и всё быстрее. Сегодня в городе не хватает именно специалистов высокой квалификации. И каждый вновь введённый складской комплекс, каждая пришедшая на рынок сеть требует буквально сотни новых специалистов, несмотря на все «безлюдные технологии» работы.

Способы борьбы с  дефицитом квалифицированных кадров уже предлагались. Например, следующее  решение: при выделении земли  под новый логистический центр обязывать застройщика заключать договор на подготовку специалистов. Однако предложение осталось на бумаге, и сегодня, по мнению экспертов, нет механизма, способного регулировать рынок труда и предотвратить грядущий дефицит кадров. Увеличение зарплат – это, конечно, хорошо для работника, но сами по себе подобные меры не снимают остроту проблемы. Сегодня нам приходится прикладывать немало усилий, чтобы закрыть любые позиции в этой сфере, и мы можем решить лишь проблемы отдельных компаний-заказчиков, рынок же в целом продолжает «нагреваться». «На подготовку специалиста нужны годы. А наш бизнес пока не привык к расходам, рассчитанным на долгосрочную перспективу. Поэтому не стоит уповать на саморегулирование, надо стимулировать эту подготовку», – по мнению одного из рекрутеров Екатеринбурга. Впрочем, кадровый голод характерен не только для Екатеринбурга и Свердловской области, но и практически для всех регионов России.

Итак, общие требования к специалистам по логистике:

  • Базовые требования к логистам, это владение специализированными офисными программами, знание иностранных языков, грамотный русский язык и навыки ведения документооборота.
  • Специалист с профильным образованием без опыта может найти работу координатора, секретаря, ассистента. Работая на этих позициях, начинающий специалист сможет набраться опыта, а заодно и определиться, в каком направлении ему хотелось бы двигаться дальше.
  • Получив некоторый опыт, специалист может выбрать одну область, к примеру, найти работу менеджера в складской или транспортной логистике, специалиста по ВЭД или таможенного агента. Другой вариант — изучать все функциональные области. С развитием сферы логисты становятся все более узкоспециализированными. Планируя карьеру, нужно учитывать возможности отрасли. Если товарной группой занимаются только небольшие фирмы, специалисту, работающему с этой группой товаров, будет сложно устроиться на работу в крупную компанию.
  • Но в то же время самые востребованные и высокооплачиваемые специалисты по логистике — «supply chain manager» или менеджеры цепочки поставок. Они поэтапно контролируют потоки поставок, начиная от анализа складских запасов и заканчивая поставкой товара потребителю.
  • Supply Chain Management или Управление цепочками поставок — это западный опыт, все активнее применяемый российскими компаниями.
  • Существуют европейские стандарты компетентности специалистов, в которой выделяют три ступени, операционную, высшую и стратегическую. Операционная ступень включает управление цепями поставок в условиях постановки комплексных задач, а также руководительские функции. Для высшей ступени требуются разноплановые знания в логистике, эта степень подразумевает определенную независимость и ответственность за рабочие процессы и других работников. Стратегическая ступень сопряжена с повышенной ответственностью, так как от специалиста требуется умение работать в непредсказуемых ситуациях.

 

Работа 3PL-провайдеров

 

Важной составной частью региональной системы логистики являются различные  сопутствующие услуги. Даже если речь идёт о 3PL-провайдере (в функции 3PL-провайдера входит не только организация перевозок, управление запасами продукции, но и ее учет, складское хранение, обработка груза, подготовка документации, доставка конечному потребителю. Таким образом, клиент получает полный пакет всех необходимых услуг, стопроцентно отвечающий его потребностям), он чаще всего интегрирует работу различных звеньев цепочки, и есть целый ряд услуг, которые он самостоятельно не оказывает. Сюда, например, относятся сюрвейерские услуги. Термин «сюрвейер» обозначает «эксперт» или «аварийный уполномоченный». Зародившись в международной торговле, в настоящее время сюрвейерство обеспечивает различные области логистики. При грузоперевозках различными видами транспорта сюрвейерские компании проводят независимые экспертизы в области безопасности перевозок, сохранности грузов, расследования аварийных случаев. Сюрвейер занимается контролем хранения, комплектации, доставки товаров. Задачи его сводятся к установлению соответствия работ требованиям договора и условиям перевозки, а также определению количества и состояния товаров, размера и характера повреждения груза. Одни компании-производители имеют свои собственные развитые логистические службы со значительными бюджетами. Другие, признав нерентабельность внутрикорпоративной логистики, выбирают альтернативный путь. А именно, - обратиться к поставщикам логистических услуг. Это может быть как один, так и несколько поставщиков услуг. И в том и в другом случае, есть определенные плюсы и минусы. Обращаясь с одной услугой к нескольким поставщикам, клиент вполне независим, но рискует получить неопределенность в действиях. Работая по всем видам услуг только с одним провайдером, клиент получает стабильность в действиях, но рискует стать заложником своего выбора. Тем не менее, все больше клиентов хотят получать требуемые сервисные услуги от единого оператора. Эта тенденция исходит, прежде всего, от крупных компаний с большими оборотами и объемами товарных потоков. В основном, ценность 3PL услуги для клиента - прежде всего, в экономии времени и ресурсов. Отдав часть задач на аутсорсинг, компания сосредотачивается на производстве, на маркетинговой политике. Логистический оператор выполняет ряд важнейших функций для клиента:

  • за счет наличия значительного портфеля заказов от большого количества клиентов на перевозки, логистический оператор имеет возможность консолидировать их, выстраивая цепочки кругорейсов;
  • оперируя значительным грузопотоком, логистический оператор является крупным оптовиком на рынке закупок транспортных услуг, что позволяет ему закупать подвижной состав на рынке с дисконтом (скидкой), обеспечивая перевозчику гарантированную работу на постоянной основе;
  • являясь ключевым работодателем для перевозчика, имеет возможность обеспечивать достойный уровень сервиса, требуемый клиентом;
  • для обеспечения качества предоставляемых услуг клиентам, крупные логистические операторы сформировали собственные парки подвижного состава, призванные гарантировать сервис вне зависимости от внешних факторов (резкий всплеск продаж, сезонная лихорадка-новый год, и т.п.).

Развитие российского  рынка логистических услуг идет по тому же пути, что и в Европе, но, естественно со своими особенностями. Иностранные клиенты, начинающие бизнес в России, конечно же, сталкиваются с препятствиями. Это особенности законодательства страны, особенности транспортной инфраструктуры, нехватка складских помещений, да и квалифицированных специалистов. Многие российские компании, оказывающие транспортные услуги ошибочно заявляют о себе как о 3PL провайдере, на самом деле являясь лишь транспортной компанией, которая предоставляет разные виды транспортных услуг: железнодорожные перевозки, автомобильные услуги, складские услуги. В то время как, само понятие 3PL услуги включает в себя совершенно другие составляющие. Ведь 3PL - это комплекс услуг, который может включать в себя услуги различного рода деятельности. Это не только перевозки, но и утилизация продукции, переработка, оптимизация, ремонт, различные реновации продукции клиента. Это и единая информационная база с клиентом, культура взаимоотношений, культура поведения персонала, решение вопросов по качеству, новые решения по оптимизации товарооборота производителя и мн.др. В отличие от российских провайдеров, у западных компаний накоплен уже достаточно хороший опыт в оказании 3PL услуг. Но, зачастую происходит ситуация, когда транспортная компания берет на себя услуги 3PL, продолжая работать по старинке, ожидая заказов, заданий от клиента, и клиенту все равно приходится думать и планировать. А ведь провайдер должен сам показывать своему клиенту новые решения, придумывать новые услуги. Например, за рубежом у производителей автопромышленной отрасли, могут быть две или три компании по 3PL услугам, и за каждым из провайдеров закреплен свой блок деятельности. В работе с одним 3PL-провайдером есть определенные риски. Передача работ на аутсорсинг - очень болезненный процесс, и занимает от года до трех лет. В практике бывали случаи, когда провайдер пытался диктовать клиенту свои условия, повышать ценообразование, вынуждая идти у них на поводу, зная, что у производителя упрощены отделы, что тот перестал ориентироваться на рынке, во внутренних технологиях. Такое поведение недопустимо. И сейчас, обсуждения подобных ситуаций - частые темы форумов и конференций по 3PL, 4PL услугам в Европе. Необходимо учитывать историю и избегать таких неприятных моментов. Некоторые производители создают координационный центр из своих сотрудников на базе 3PL провайдера - отдельное юридическое лицо. Они осуществляют мониторинг и контроль рынка логистических услуг, отслеживают тенденции, сталкивают 3PL провайдеров между собой, поддерживая здоровую конкуренцию на рынке логистических услуг. В итоге, 3PL провайдер становится 4PL провайдером, т.к. добавляется новое направление в деятельности. Термин 4PL был зарегистрирован в 1996 году консалтинговой фирмой Andersen Consulting со следующим толкованием: "Логистический провайдер четвертого уровня является менеджером цепочки поставок, который сводит ресурсы, мощности и технологию свой организации с ресурсами, мощностями и технологией другого логистического предприятия и управляет им с целью предложить клиентам наиболее полное решение задач в цепочке поставок". В услугах 3PL провайдеров в первую очередь заинтересованы крупные клиенты. Особенно это относится к иностранным розничным сетям, производителям. Приходя на российский рынок, они желают получить сервис европейского уровня. И, зачастую, предпочитают обращаться к тому же провайдеру, который предоставляет им услуги в Европе. Это происходит от того, что клиент толком не знаком с рынком российских 3PL провайдеров и не уверен, что получит услугу надлежащего качества, а также, каким образом западный 3PL провайдер решит вопрос предоставления услуг в России – он также, заключает договора с российскими 3PL провайдерами.

 

http://www.to-ural.ru (Журнал "Торговое оборудование на Урале")

http://kazan.zarplata.ru (Статья о вакансиях автора Татьяны Шевчук)

http://www.rbc.ru (РосБизнесКонсалтинг)

http://ru.wikipedia.org (Википедия: 3PL-провайдер)

 

Логистика - это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных  с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро- мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей

Деятельность в области логистики  имеет конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики».

1. Груз (нужный товар). 
2. Качество (необходимого качества). 
3. Количество (в необходимом количестве). 
4. Время (должен быть доставлен в нужное время). 
5. Место (в нужное место). 
6. Затраты (с минимальными затратами).

Логистический менеджмент компании представляет собой синергию основных управленческих функций (организации, планирования, регулирования, координации, контроля, учета и анализа) с элементарными и комплексными логистическими активностями для достижения целей формируемой микро логистической системы.

При построении современных микрологистических систем большое значение имеет определение места логистического менеджмента в общей структуре управления компанией и определение областей взаимодействия с другими сферами менеджмента. Современная система менеджмента фирмы представляет собой композицию организационной структуры управления с функционально-ориентированными сферами деятельности (финансы, инвестиции, производство, маркетинг и сбыт, инновации, персонал и т.п.), объединенными стратегическими, тактическими и другими целями. 
С точки зрения логистики осуществление функций стратегического (тактического, оперативного) и функционального менеджмента должно способствовать продвижению логистической миссии фирмы, согласованной с маркетинговой и производственной стратегиями.  
Логистическая стратегия является интегральным элементом стратегии маркетинга. При этом эффективность маркетинга в фирме можно представить композицией трех основных составляющих: эффективности логистической цепи или канала (в системе дистрибуции), потребительской и торговой франшиз (привилегий).

Маркетинг и логистический менеджмент взаимодействуют между собой в основном в системе сбыта (дистрибуции) компании, причем логистика, отвечая за процедуры физического распределения готовой продукции, играет важную роль в организации продаж. В некоторых случаях физическое распределение может быть ключевым элементом и критическим фактором реализации маркетинговой стратегии и тактики продаж.

Информация о работе Логистические центры Екатеринбурга и их кадровая проблема