Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 05:42, реферат

Краткое описание

Логистика содействует преуспеянию организации, снабжая потребителей продуктами своевременно и в точном соответствии с запросами. В этом смысле ключевой вопрос: кто есть потребитель. Для логистики потребителем является всякий, кому производятся поставки в любое место назначения. Местом назначения может быть и частный дом, и розничный магазин, и предприятие оптовой торговли, и заводской склад, и специализированное складское хозяйство. В некоторых случаях потребителем является другая организация или частное лицо, к кому переходит собственность на поставляемые продукты или услуги. Но зачастую в роли потребителя выступает одно из предприятий самой фирмы или ее делового партнера, относящееся к другому звену логистической цепочки.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 2 логист..docx

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Логистика как фактор повышения конкурентоспособности  фирмы.

Введение

 

Логистика содействует преуспеянию организации, снабжая потребителей продуктами своевременно и в точном соответствии с запросами. В этом смысле ключевой вопрос: кто  есть потребитель. Для логистики  потребителем является всякий, кому производятся поставки в любое место назначения. Местом назначения может быть и частный  дом, и розничный магазин, и предприятие  оптовой торговли, и заводской  склад, и специализированное складское  хозяйство. В некоторых случаях  потребителем является другая организация  или частное лицо, к кому переходит  собственность на поставляемые продукты или услуги. Но зачастую в роли потребителя  выступает одно из предприятий самой  фирмы или ее делового партнера, относящееся к другому звену  логистической цепочки. Вне зависимости от мотивов и целей поставок обслуживание потребителей (удовлетворение их запросов) - ключевой фактор, формирующий потребности логистики. Разрабатывая логистическую стратегию фирмы, очень важно хорошо представлять себе ее сервисные возможности.

В первой главе будет рассмотрена  роль логистики в усилении конкурентоспособности. Во второй главе будет рассмотрено, каким образом логистика вписывается  в общую маркетинговую стратегию  фирм. В последнее время все  большей популярностью пользуется идея дифференциации, или сегментации, логистики ради наиболее полного  удовлетворения индивидуальных запросов потребителей. В большинстве отраслей сегодня существуют компании, которые  рассматривают свою компетентность в логистике как главный стратегический ресурс на примере и будет показано, как отношения в бизнесе эволюционируют от простого обслуживания потребителей к их полному удовлетворению.

 

              1. Конкуренция как главное условие существования рынка.

Понятие конкуренции многогранно  и многозначно. Его невозможно охватить каким-либо универсальным определением. Термин «конкуренция» происходит от латинского слова concurrere – состязаться. Еще одна его трактовка вытекает из французского courir (бегать), concurrence (совместные бега с соперником).

Конкуренция – экономическая состязательность за достижение лучших результатов в  какой-либо деятельности. Конкуренция  означает борьбу товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования и получение наивысшей прибыли, соперничество за лучшие условия  производства, купли и продажи  товаров.

Существование конкуренции обусловлено  объективными причинами:

1. Конкуренцию порождает редкость  ресурсов. Борьба за использование  ограниченных ресурсов.

2. Полная хозяйственная обособленность  каждого субъекта рынка, его  экономическая самостоятельность.

3. Полная зависимость хозяйствующих  субъектов от рыночной конъюнктуры  и противоборство с другими  претендентами за наивысший доход.

Конкуренция – неотъемлемое и обязательное условие существования любого рынка. Это нормальное состояние рынка  и особое значение приобретает с  появлением рынка национального, когда  товарное производство охватывает всю  экономику.

Отсюда еще одно определение  конкуренции – это элемент  рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов  хозяйствования в производстве, сбыте  продукции, а также в сфере  приложения капитала.

Признаки рыночной конкуренции:

1. Существование на рынке большого  количества производителей товаров,  самостоятельно принимающих решение,  что и в каких количествах  производить.

2. Большое количество покупателей,  предъявляющих спрос на данный  товар и независимых в своих  решениях.

3. Ни один производитель, ни  один покупатель никак не участвует  в контроле над рыночной ценой.

Эти три условия означают наличие  на рынке большого числа участников рыночных сделок. Существование конкуренции  требует рассеивания и широкого рассредоточения рыночной власти. Если на каком-то конкретном рынке действует  большое число покупателей и  продавцов, то ни один покупатель или  продавец не может повлиять на рыночную цену, а, следовательно, и на ситуацию на рынке.

4. Отсутствуют какие-либо препятствия,  ограничивающие доступ на рынок  или выход с него для всех  желающих. Эта черта конкуренции  обеспечивает гибкость и приспособляемость  экономики ко всякого рода изменениям: вкусов потребителей, технологий, предложения ресурсов и т.п.; позволяет быстро адаптироваться к ним. Это, в свою очередь, обеспечивает эффективность функционирования рыночной системы.

Конкурентная рыночная система  представляет собой особый механизм, обеспечивающий взаимосвязь и синхронизацию:

-решений потребителя о покупках  товаров;

-решений производителей об их  производстве;

-решений поставщиков ресурсов, о сферах приложения принадлежащих  им факторов производства.

Экономическое значение конкуренции:

а) побуждает фирмы и поставщиков  ресурсов реагировать должным образом, удовлетворяя желания и нужды  общества.

б) заставляет фирмы использовать наиболее эффективные производственные технологии;

в) достигается тождество и единство общественных и частных интересов.

Фирмы и поставщики ресурсов, действующие  исключительно в собственных  интересах в условиях остроконкурентной борьбы, направляемые как бы «невидимой рукой», обеспечивают удовлетворение интересов общества. Общественные (общегосударственные) интересы можно, в самом общем виде, свести к следующим двум фактам:

1. Экономические ресурсы должны  быть использованы оптимально, что  предполагает наиболее эффективную  организацию производства, разработку  и внедрение новых более совершенных  технологий.

2. В экономике должны производиться  только те товары и услуги, которые востребованы обществом.  Это, в свою очередь, предполагает  эффективное распределение экономических  ресурсов по отраслям и сферам  производства.

Конкуренция управляет частными интересами таким образом, что они автоматически  и непроизвольно обеспечивают достижение общественных интересов. В этом и  заключается суть концепции «невидимой руки». «Невидимая рука» направляет участников рынка к цели, которой  они вовсе не руководствовались  в своих действиях. Принцип «невидимой руки» действует только в условиях конкурентной рыночной системы.

Если же в распоряжении производителей или покупателей находится достаточное  количество ресурса, товара или услуги, чтобы оказывать воздействие  на рыночную цену и рынок, то на подобном рынке возникает определенная степень  монополизации, и в такой же степени  уменьшается действенность принципа «невидимой руки».

При оценках того или иного реального  рынка всегда поднимается вопрос о степени его конкурентности, чтобы определить, насколько полно в рамках этого рынка «работает» рыночный механизм саморегулирования, основанный на конкуренции.

В целом формы рыночной конкуренции можно классифицировать по следующим признакам:

1. По масштабам развития выделяют:

-индивидуальная конкуренция –  индивидуальный производитель той  или иной продукции стремится  найти и занять свою нишу  на рынке, выбрать наиболее  оптимальные условия для производства  и реализации собственной продукции;

-местная конкуренция – конкуренция,  существующая между производителями  на какой-то территории;

-отраслевая (или внутриотраслевая) конкуренция. Конкуренция на отраслевом  рынке предполагает конкуренцию  между аналогичными товарами, обладающими  сходными потребительскими качествами, но различающимися по цене, качеству  или ассортименту;

-межотраслевая конкуренция –  соперничество между предприятиями  разных отраслей за платежеспособный  спрос населения в целях извлечения  большого дохода;

-национальная конкуренция –  конкуренция среди отечественных  фирм-производителей;

-глобальная конкуренция – конкуренция,  вышедшая за масштабы национального  рынка, соперничество предприятий,  хозяйственных объединений, государств  на мировом рынке.

2. По характеру развития конкурентных  отношений конкуренцию разделяют  на:

-свободную;

-регулируемую (государство берет  на себя полномочия по защите  конкуренции на основе антимонопольного  законодательства).

3. По методам ведения конкурентной  борьбы рыночное соперничество разделяют на ценовую и неценовую конкуренцию:

-ценовая конкуренция – использование  цен для обеспечения наилучшего  положения фирмы на рынке при  существующих условиях; в этом  случае конкурентное преимущество  достигается обычно за счет  снижения цены;

-неценовая конкуренция построена  на использование преимуществ  отдельных фирм в техническом  уровне, дизайне, надежности эксплуатации  производимых ими изделий;

-предметную, то есть соперничество на рынках конкретных видов продукции и услуг разных фирм-изготовителей;

-видовую, то есть соперничество между производителями однородных видов продукции для сходных сфер применения;

-функциональную, предполагающую соперничество  разных видов изделий одинакового  назначения, которые могут быть  взаимозаменяемы.

Конкуренция меняет формы проявления. Соперничество осуществляется за возможность  быстрее вводить совершенно новые  изделия, предоставлять новые услуги, создавать новые рынки, находить в них новые незанятые ниши. Фирмам выгоднее сотрудничать, а не соперничать. Гораздо важнее и результативнее находить пути совместных усилий для  достижения поставленных целей. Конкурентная борьба, таким образом, сочетается и  сменяется сотрудничеством и  кооперированием.

              1. Система ценностей по М. Портеру и логистический аспект данной категории.

Рассмотрение  логистики в качестве фактора  повышения конкурентоспособности предполагает, что последствия принимаемых решений в данной области должны поддаваться измерению в плане их воздействия на функциональные затраты и на доходы от продажи товаров.

Метод, выбираемый при построении стратегии, должен основываться на теории конкурентных преимуществ, обеспечивая  стратегический менеджмент всеми инструментами  по созданию и поддержанию этих преимуществ.

Непревзойдённым классиком в данном случае является М. Портер, разработавший  и опубликовавший теорию конкурентных преимуществ, внутри которой содержится метод цепочки создания стоимости.

В рамках теории конкурентных преимуществ, разработанных М. Портером, автор описывает систему ценностей и цепочку приращения стоимости (создания ценности) фирмы.

Конкурентное преимущество фирмы  определяется тем, насколько четко  она может организовать связи  с поставщиками и потребителями. Лучше организовав эти связи (рис. 1), фирма может получить конкурентное преимущество Регулярные и своевременные  поставки (например, в японской организации "канбан") могут снизить операционные расходы фирмы и позволят уменьшить требуемый уровень запасов.

 Рис. 1. Система ценностей (по М. Портеру)

Цепочка ценности фирмы (рис. 2) - это  система видов ее деятельности, между  которыми существуют связи. Эти связи  возникают, когда метод какого-либо вида деятельности влияет на стоимость  или эффективность других.

Цепочка ценности фирмы — это  не что иное, как попытка соединить  функциональную, организационную и  производственную структуры фирмы.

Ценность — это нечто особенное или необходимое, то, чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранить либо иметь в будущем. Например, здоровье, талант, профессионализм, организованность, владение новшеством, известная торговая марка и т. п.

Ценность предлагается классифицировать по следующим признакам:

-система, которой присуща ценность для реализации конкурентного преимущества, — биологическая, социальная, производственная, техническая;

-вид ценностей — материальные, нематериальные, денежные, социальные, культурные, духовные, природно-климатические,  политические;

-содержание ценностей — качественные, стоимостные, поведенческие, синергические;

Информация о работе Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирмы