Логистика как наука: понятие, сущность, цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:57, контрольная работа

Краткое описание

Целью представленной работы является, в первую очередь, рассмотрение образования логистики, ее начало пути и, как следствие, зарождение отдельной глубокой науки, имеющей место быть в современном экономическом пространстве нашего времени.
Отмечена ее важность и необходимость в разных областях деятельности человека в разное время. В работе раскрыты сущность, цели и задачи логистики в разных направлениях и процессах за которые отвечает эта наука, отмечены функции логистики в различных сферах деятельности и конечно же основные понятия и определения в логистике.

Вложенные файлы: 1 файл

логистика.к.р.docx

— 49.37 Кб (Скачать файл)

В 1992 г. на Международном симпозиуме Европейской ассоциации логистики в Стокгольме, было отмечено, что общепринятого определения термина логистики пока нет.

Поскольку, логистика объединяет такие сферы экономической деятельности как: логистика снабжения, производства, сбыта, транспорта и т.д., в связи с этим, под логистикой  рассматривается наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутрипроизводственной переработки сырья, материалов и полуфабрикатов и доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передача, хранение и обработка соответствующей информации. (Родников А.Н. Терминологический словарь. 2000г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Этапы развития логистики

     Логистика является относительно молодой и развивающейся наукой, и поэтому многие вопросы, относящиеся к ее понятийному аппарату и терминологии, постоянно уточняются и изменяются. Логистика рассматривает управление материальными и сопутствующими информационными и финансовыми потоками, т. е. охватывает весь комплекс вопросов, связанных с процессами обращения сырья, материалов и готовой продукции, доведением их от поставщиков до предприятий-производителей и до конечных потребителей в соответствии с их требованиями.

Существует несколько подходов к выделению исторических этапов развития логистики в ХХ веке, рассмотрим два основных:

I. Некоторые ученые  выделяют четыре периода развития  логистики:

1. Период "фрагментаризации" (1920--1950), характеризуется формированием принципов логистики в области управления материальными потоками и снижения общих затрат. Однако, эти принципы небыли востребованы в полной мере, и применялись лишь отдельные логистические функции позволяющие снизить только некоторые составляющие затрат, например в производстве, транспортировке или складировании.

(Показательным в этом  отношении является этап развития  экономики США. В рассматриваемый  период США имели быстро растущий  рынок, характеризующийся внедрением  новых производственных технологий (например, в автомобилестроении), высоким  уровнем специализации, изобилием  природных ресурсов, минимальным  государственным регулированием  экономики, т.е. имелась типичная  ситуация рынка продавцов. В этих  условиях основное внимание менеджмента  было направлено на то, как  насытить рынок, т.е. на поиск резервов  в производстве продукции.

В данный период были сформулированы предпосылки будущего внедрения логистической концепции. К ним можно отнести такие факторы как: возрастание запасов и транспортных издержек в системах дистрибуции товаров; рост транспортных тарифов; появление и быстрое распространение концепции маркетинга; развитие теории и практики военной логистики.

В течение этого периода вышел ряд работ по маркетингу, в которых была раскрыта природа физического распределения как составной части маркетинга, указана его особая роль в организации и повышении эффективности сбыта товаров. Становление концепции маркетинга, как следствие постепенного перехода мировой экономики от рынка продавца к рынку покупателя, явилось ключевым фактором, объясняющим появление логистики в бизнесе.)

2. Период становления концепции физического распределения как составной части маркетинга (1950--1970), характеризуется формированием теории и практики логистики, поиском новых путей снижения затрат в производстве и распределении, развитием компьютерных информационных технологий.

Философия маркетинга широко распространилась за рубежом. В то же время пришло понимание того, что нельзя больше пренебрегать возможностями улучшения физического распределения, прежде всего с позиций снижения затрат.

Одним из ключевых факторов развития логистики явилось возникновение концепции общих затрат в физическом распределении. Смысл этой концепции заключался в том, что можно так перегруппировать затраты в дистрибуции, что их общий уровень при продвижение товаров от производителя к потребителю уменьшится. Эта концепция явилась основой развития принципов логистики.

(Например, переключая перевозки  товаров с автомобильного на  воздушный транспорт, можно избежать  необходимости создания промежуточных  складов, т. е. исключить затраты  на складирование, хранение и  управление запасами. И хотя затраты  на собственно транспортировку  возрастут, общий уровень затрат  в распределительной сети уменьшится. Данный пример подчеркивает внутренние  взаимоотношения между двумя  важнейшими логистическими функциями: управлением запасами и транспортировкой.)

Вместе с этим существовал еще ряд объективных экономических и технологических факторов, объясняющих ускоренное развитие логистики в этот период. К основным из них можно отнести увеличение роли сервисных услуг,

Это наиболее ярко проявилось в 1960-х годах в США. Основными тенденциями на рынке стали: усиление внимания к покупателям (в частности, увеличение доли сервисных услуг) и появление большого количества разнообразных товаров, удовлетворяющих одинаковые потребности (конкурентных товаров), что заставило искать новые пути координации спроса и предложения, а так же методов лучшего обслуживания потребителей. Возникли новые логистические подходы к сокращению циклов заказа и производства продукции. Повышение разнообразия товаров почти автоматически привело к значительному возрастанию затрат на создание и поддержание запасов в системах дистрибуции. Что потребовало находить новые пути совершенствования товаропроводящих структур и снижения затрат в процессах физического распределения, а также применение в бизнесе вычислительной техники и информационных технологий, способствовавших развитию логистического направления.

Научно-технический прогресс в экономике индустриально развитых стран привел к необходимости решения многоальтернативных и оптимизационных задач, таких, например, как выбор вида транспорта, оптимизация размещения производства и складов, оптимальная маршрутизация, управление многоассортиментными запасами продукции, прогнозирование спроса и потребностей в ресурсах т. п. Эти задачи не могли остаться без внимания развивающихся компьютерных технологий, которые начали активно внедряться бизнес с середины 1950-х годов.

3. Период развития (1970--1980) характеризуется поиском новых путей снижения затрат в производстве и распределении. Однако для большинства фирм применение логистического подхода для уменьшения затрат не стал очевидным. Попытки внедрить логистические принципы, встретили во многих фирмах противодействие. Менеджеры, которые в течение длительного времени привыкли выполнять традиционные функции (например закупок, транспортировки, грузопереработки) часто препятствовали внедрению организационных изменений, необходимых для реализации сквозного управления материальными потоками на основе концепции снижения общих затрат.

Отличительной чертой 1970-х годов стало усиление конкуренции, в связи с чем, основной задачей большинства фирм стало снижение себестоимости продукции и рациональное использование сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделии.

В этот период руководители фирм вплотную занялись поиском путей снижения затрат в производстве и дистрибуции на основе концепции бизнес-логистики. Ресурсный фактор (снижение энергоемкости и материалоемкости продукции) стал одним из основных в конкурентной борьбе. Акцент в логистике несколько сместился на производство, чему в немалой степени способствовало появление компьютерных систем контроля и управления производством, внедрение и развитие АСУ.

К концу 1970-х годов на Западе большое развитие получило производство транспортно-складского оборудования, новых видов тары и упаковки.

Стали формироваться современные автоматизированные складские комплексы, активно начала внедряться контейнерная перевозка грузов. Значительный экономический эффект дало применение в распределительных логистических системах стандартизации тары и упаковки.

4. Период интеграции (1980--1990), характеризуется объединением логистических функций фирмы и ее партнеров в так называемую логистическую цепь (т.е.: закупка - производство - распределение и продажа).

В рассматриваемый период произошло усиление интереса к логистическому направлению. К основным факторам ставшими причинами данных изменений можно отнести: усиление внимания к уровню качества производимой продукции, структурные изменения в организациях бизнеса, но главная причина произошедших изменений связана с революцией в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров (ПК).

Современное программное обеспечение позволило использовать ПК начиная от процесса закупок материалов до распределения и продаж готовой продукции.

Определяющую роль в становлении логистики сыграла возможность постоянного контроля за материальными потоками в реальном масштабе времени в режимах удаленного доступа через информационные системы связи (например, через спутниковые телекоммуникационные системы). Таким образом, революция в информационных технологиях усилила понимание того, что наряду с материальными, необходимо управлять сопутствующими информационными и финансовыми потоками.

 

II. Подход к  рассмотрению исторических этапов  развития логистики:

Многие зарубежные и отечественные ученые придерживаются иного подхода к рассмотрению этапов развития логистики, выделяют три периода развития систем товародвижения:

1) дологистический период (до 50-х годов), когда управление материальным распределением носило частичный характер, и координация действий различных подразделений фирм была недостаточной;

2) период классической логистики (начало 60-х -- конец 70-х годов), характеризуется созданием на фирмах логистических систем, и управлением процессом товародвижения на основе комплексного подхода;

3) период неологистики, или логистики второго поколения (начало 80-х годов), для которого характерно преобладание комплексного подхода к развитию систем логистики на основе всего предприятия исходя из общей цели -- достижения максимальной эффективности работы всей фирмы.

Эволюция логистики за рубежом показывает, что она становится одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций и фирм, и те кто использовал концепции интегрированной логистики, смогли укрепить свои позиции на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

3. Современная логистика применительно к бизнесу

Существует множество разнообразных экономических определений логистики. Разнобой обусловлен целым рядом причин. Одна из них заключается в специфике и различии масштабов задач, которые пытаются решать отдельные фирмы в сфере сбыта товара, его перевозки и складирования. Другой причиной являются существующие различия в национальных системах организации и управления товародвижением, а также в уровне исследований проблем логистики в разных странах. Третья причина состоит в множественности функциональных направлений деятельности во внешней среде логистической системы.

Применительно к современному бизнесу и бизнес-процессам, логистика — это:

  • одно из важнейших направлений деятельности любой производственной и торговой компании;
  • крупный самостоятельный бизнес, в котором задействованы тысячи предприятий самого разного профиля — от перевозчиков и экспедиторов до информационных компаний/системных интеграторов и таможенных брокеров;
  • передовая корпоративная стратегия, позволяющая фирме успешно конкурировать на рынке;
  • самые современные информационные системы и технологии поддержки бизнеса;
  • возможности карьерного роста. Менеджер по логистике — одна из высокооплачиваемых категорий персонала компании.

 
Унификацией и стандартизацией терминологии по логистике за рубежом в настоящее время занимаются в основном две организации: Совет логистического менеджмента США (Council of Logistics Management, CLM) и Европейская логистическая ассоциация (European Logistics Association, ELA). 

 

Наиболее известным определением, цитируемым большинством зарубежных университетских учебников, является определение логистики, данное CLM в 1985 г.: 
«Логистика есть процесс планирования, управления и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки его зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для полного удовлетворения требований потребителей».  

 

  • В этом определении важны три момента:
  • Во-первых, то, что логистическая деятельность имеет интегрированный характер и охватывает процесс от места возникновения до места потребления потока материальных ресурсов и готовой продукции.
  • Во-вторых, акцентирована важность управления сопутствующей информацией.
  • В-третьих, впервые в сферу интересов логистики попал сервис, то есть нематериальная деятельность.

 

Это имеет принципиальное значение для развития логистических подходов в индустрии услуг. Ранее объектом изучения и оптимизации в логистике были только материальные потоки. 

 

В последние годы за рубежом активное распространение получила концепция «Supply Chain Management, SCM» — «Управление цепями поставок». Многие исследователи в США и ЕС противопоставляют SCM собственно логистике. Общая идея сводится к тому, что логистика является частью более широкой бизнес-концепции — SCM

Информация о работе Логистика как наука: понятие, сущность, цели и задачи