Логистика в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:11, реферат

Краткое описание

Логістика туризму – новітній науково-практичний напрямок, який досліджує догістичні особливості туристичної галузі, зокрема прикладає логістичні засади до її геопросторової організації та управління. Застосування логістичних засад в діяльності туристичних підприємств дозволяє значно підвищити прибутковість туристичного бізнесу за рахунок скорочення витрат та підвищення рівня логістичної координації всіх операцій з обслуговування туристів. Комплекс складових туристичної послуги охоплює засоби розміщення та харчування туристів, їх транспортування та програмно-екскурсійне забезпечення, інформаційне та фінансове обслуговування тощо. У функціональному аспекті як окрема туристична послуга, так і її компонентні складові обов’язково передбачають логістичні функції постачання, виробництва та збут

Вложенные файлы: 1 файл

Логистика в туризме.docx

— 52.30 Кб (Скачать файл)

     По  отношению к конкретной логистической  системе различают внешние и  внутренние финансовые потоки.

     Внешний финансовый поток протекает во внешней  среде, т. е. за границами рассматриваемой  логистической системы, внутренний существует внутри логистической системы  и видоизменяется за счет выполнения с соответствующим товарным потоком  целого ряда логистических операций. В свою очередь внешние логистические  финансовые потоки по направлению движения подразделяются на:

     • входящий финансовый поток (поступает  в рассматриваемую логистическую  систему из внешней среды);

     • выходящий финансовый поток (начинает свое движение из рассматриваемой логистической  системы и продолжает существовать во внешней среде).

     По  назначению логистические финансовые потоки можно разделить на следующие  группы:

     • финансовые потоки, обусловленные процессом  закупки товаров;

     • инвестиционные финансовые потоки;

     • финансовые потоки по воспроизводству  рабочей силы;

     • финансовые потоки, связанные с формированием  материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятий;

     • финансовые потоки, возникающие в  процессе продажи товаров.

     По  способу переноса авансированной стоимости  на товары логистические финансовые потоки подразделяются на потоки финансовых ресурсов:

     • сопутствующие движению основных фондов предприятия (сюда относятся инвестиционные финансовые потоки и частично финансовые потоки, связанные с формированием  материальных затрат);

     • обусловленные движением оборотных  средств предприятия (финансовые потоки, возникающие в процессе закупки, дистрибуции и продажи товаров, а также при воспроизводстве  рабочей силы).

     В зависимости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в  логистике можно дифференцировать на две большие группы:

     • денежные - характеризующие движение наличных финансовых средств;

     • информационно-финансовые - обусловленные  движением безналичных финансовых средств.

     В свою очередь денежные финансовые потоки делятся на потоки наличных финансовых ресурсов по рублевым расчетам и по расчетам валютой, а к информационно-финансовым потокам относятся потоки безналичных  финансовых ресурсов по расчетам платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, документарными аккредитивами и расчетными чеками.

     По  видам хозяйственных связей различаются  горизонтальные и вертикальные финансовые потоки. Первые отражают движение финансовых средств между равноправными  субъектами предпринимательской деятельности, вторые - между дочерними и материнскими коммерческими организациями.

     Основной  целью финансового обслуживания товарных потоков в логистике  является обеспечение их движения финансовыми  ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки, с использованием наиболее эффективных источников финансирования. В самом простом случае каждому  товарному потоку соответствует  свой единственный финансовый поток.

     Параметры финансовых потоков служат индикаторами благополучия и устойчивости предприятий, свидетельствуют об эффективности  логистической деятельности, они  необходимы при планировании и организации  взаимоотношений с контрагентами. Например, при составлении бюджета  на текущий год прогнозируют размер предстоящих поступлений и необходимых  вложений, рассчитывают показатели прибыльности и рентабельности, которые необходимы при составлении финансовой отчетности, обосновании привлечения инвестиций и кредитов, заключении договоров  и соглашений.

     Параметры финансовых потоков определяют на основе информации об условиях, сроках и характере  взаимоотношений участников логистического процесса, данных о параметрах ресурсов и движении материальных потоков. Основными  параметрами потоков являются объем, стоимость, время и направление.

     Объем потока указывается в его документарном, электронном или ином сопровождении  в денежных единицах.

     Стоимость потока определяют затратами на его  организацию, а время характеризует  его доступность.

     Время и направление финансового потока определяют по отношению к организующему  предприятию. Различают входящие потоки и исходящие. Например, предоплата - входящий поток, оплата поставок - исходящий  поток.

     Время и объем поступлений и вложений, стоимость кредитных средств  рассчитываются по всем направлениям движения денежных средств от предприятия  в направлении других участников логистического процесса: к потребителям и поставщикам, между складскими, портовыми и таможенными терминалами, в логистических узлах стыковки транспортных потоков. При этом определяют направления результирующих потоков, другие необходимые для управления потоками характеристики.

     Дополнительные  характеристики могут быть определены исходя из специфики и потребностей конкретного предприятия и его  места в логистической системе.

     Финансовые  параметры во многом определяют экономическую  жизнеспособность предприятий, их устойчивость на рынке, прочность связей с поставщиками и потребителями.

     Основные  требования к параметрам финансовых потоков в логистической системе:

     • достаточность - наличие необходимого объема финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей или покрытия существующего  дефицита;

     • оптимизация финансовых затрат на основе согласования объема и движения всех видов ресурсов;

     • согласованность финансовых потоков  с движением всех других видов  потоков в логистической системе  и в других экономических системах;

     • адаптивность параметров и структуры  финансовых потоков к особенностям логистической системы и видам  контрагентов;

     • соответствие времени прихода финансовых ресурсов моменту возникновения  потребностей в них, сокращение временных  разрывов;

     • надежность источников привлечения  ресурсов;

     • адаптация финансовых потоков к  изменениям внешней и внутренней среды;

     • соответствие финансовых потоков информационным.  

 

     88888888888Основные  показатели туристской  активности

     С ростом объема и экономического значения туризма шло развитие статистики, особенно в области учета международных  туристских поездок. Статистика международного туризма включает два основных раздела: 1) статистика туристских потоков; 2) статистика туристских доходов и расходов. Для  каждого из них разработана система  показателей.

     Важнейшими  показателями туристских потоков являются количество прибытий (убытий) и продолжительность  пребывания. Под количеством прибытий (убытий) понимается число зарегистрированных туристов, прибывших в ту или иную страну (выбывших из нее) за определенный период времени, обычно календарный  год.

     Количество  прибытий (убытий) служит основным показателем, характеризующим туристское движение. Поскольку турист может посетить несколько стран в течение  года и даже в ходе одной поездки  побывать в разных государствах, фактически численность туристов (убытий) меньше количества прибытий. Прибытия (убытия) учитываются в абсолютном выражении  в виде числа поездок за тот  или иной отрезок времени. В 2001 г. число международных туристских прибытий достигло 692,7 миллионов. В  развитии туризма, несмотря на кратковременные  колебания, прослеживается устойчивая тенденция к росту. Средние ежегодные  темпы прироста туристских прибытий за период с 1950 по 2000 г. составляли 7 %. За период 1990—2000 г. средние ежегодные  темпы прироста туристских прибытий снизились до 4,3 %.

     Страны  лидеры по туристским прибытиям в 2001 г. — Франция (76,5 млн), Испания и  США (по 49,5), Италия (39,0), Китай (33,2), Великобритания (23,4). Последнее время быстро увеличивалось  количество прибытий в Россию, которая  за несколько лет передвинулась  с 20 на 7 место в мировом рейтинге. В группу мировых лидеров входят также Мексика, Австрия, Германия. Очень  быстро развивается туризм в Китае: 20 лет назад страна занимала в  мире 40-е место по прибытиям

     Абсолютные  показатели туристских потоков не позволяют  судить об уровне туристской активности отдельной страны и регионов, так  как они зависят от общей площади  и численности населения. Поэтому  для оценки интенсивности прибытий (убытий) используют относительные  показатели.

     Интенсивность прибытий определяют как количество туристов приходящегося на 1 жителя страны (региона). Иногда интенсивность  прибытий оценивается в процентах, т. е. в расчете на 100 человек населения  принимающей страны. В целом по миру этот показатель равен 0,11 (11 %). По отдельным регионам и группам  стран этот показатель существенно  отклоняется от среднемирового значения. Если в Центральной Африке и Южной  Азии он составляет 0,005, то в Карибском  бассейне и Океании не менее 0,4. Самая  высокая туристская активность отмечается в Европе — свыше 0,6. По отдельным  странам разброс значений еще  больше: в Китае — 0,02, Франции  — 1,3, Андорре — 26.

     Аналогичным образом определяют интенсивность  убытий. Удобнее оценивать выезд  в процентах (на 100 жителей страны выезда), так как это показывает, какая часть ее населения (региона) выезжает. Для поездок за границу  максимальные значения показателя характерны для Северной и для Западной Европы — более 70 %. В некоторых странах (Германия, Нидерланды) интенсивность  убытий составляет более 100 %. Это означает, что часть туристов выезжает два  и более раз в году.

     Наряду  с количеством прибытий (убытий) в статистике турпотоков используется другой показатель — продолжительность  пребывания. Он измеряется количеством  ночевок, совершаемых туристом. Продолжительность  пребывания всех туристов в стране в течение определенного временного периода подсчитывают суммированием  количества ночевок, совершаемыми всеми  туристами. Общее количество ночевок  — показатель более гибкий чем  количество туристских прибытий. Например, Франция по прибытиям значительно  опережает Испанию, но продолжительность  пребывания там туристов значительно  меньше. В итоге Испания опережает  Францию и по количеству ночевок  и доходам от туризма. Поэтому  важным показателем, характеризующим  длительность посещений, служит средняя  продолжительность пребывания одного туриста в стране. Средняя продолжительность  пребывания наиболее значительная для  стран, удаленных от основных туристских рынков: Австралия — 24 ночевки, Новая  Зеландия — 19. Для небольших по площади  стран, а также ориентированных  на деловой туризм, средняя продолжительность  пребывания составляет минимальную  величину: Сингапур — 3 дня, Гонконг  — 3,9 дней.

     В зависимости от продолжительности  пребывания (числа ночевок) выделяют несколько сегментов рынка путешествий. Краткосрочные поездки (1—3 ночевки) предпринимаются для отдыха и  развлечений в выходные и праздничные  дни, а также с деловыми целями. Во вторую группу (4—7 ночевок) входят поездки  с разными мотивами, осуществляемые преимущественно во время дополнительного  отпуска. Именно этот сегмент рынка  развивается опережающими темпами. Среднесрочные поездки (8—28 ночевок) посетители совершают, находясь в продолжительном  отпуске, главным образом для  отдыха и лечения. Наконец, поездки  продолжительностью 29—91 и 92—365 ночевок  относятся к долгосрочному туризму. Часть лиц, прежде всего экономически неактивных, предпринимают их для  отдыха, развлечений, лечения, другая — с деловыми и профессиональными целями (экспедиции, учеба и пр.). По данным ВТО, общее количество туристских ночевок в мире в середине 90-х гг. составило 8,2 млрд Основная их доля — около 70 % — приходится на внутренний туризм.

Информация о работе Логистика в туризме