Курс лекций по дисциплине "Международные перевозки".

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 20:49, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Международные перевозки".
В работе описаны основные формы и специфика международных перевозок.

Вложенные файлы: 1 файл

Международные перевозки.doc

— 134.59 Кб (Скачать файл)

Формы и виды посреднических услуг расширяются, постоянно увеличивается их объем, меняется география поставки товара. Поэтому этот комплекс услуг и операций можно назвать обслуживающими услугами, которые можно назвать транспортно-экспедиторским обслуживанием.

Такую работу можно поручить транспортно-экспедиторским предприятиям (ТЕП), которые предоставляют большой комплекс услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию (ТЕО) грузов. Это, в частности, такие услуги:

выбор наиболее рационального вида транспорта с учетом стоимости и срока доставки грузов;

составление перспективных, годовых и текущих планов перевозок;

обеспечение контейнерных грузопотоков в оптимальном режиме;

обеспечение максимального использования грузоподъемности и грузовместимости перевозочных средств (вагонов, автомобилей, контейнеров, судов);

фрахтование судов и расчеты по фрахту;

расчетные операции по внешнеторговым контрактам;

телексная информация;

консультации по расчетным и экспедиторским операциям;

таможенное декларирование грузов;

погрузочно-разгрузочные работы и оформление приемо-сдаточных документов;

приемка груза от перевозчика в пунктах назначения с проверкой количества груза (веса, числа, мест и т.п.), а в отдельных случаях и его качества;

оформление коммерческих актов или других документов при обнаружении недостач, порчи, повреждения груза или тары, излишков пересортицы и т.п.;

содействие организации перевалки грузов при передачи с одного вида транспорта на другой;

организация накопления груза, хранения на складах и сортировочных базах;

автоперевозка;

оформление товарораспорядительной документации;

страхование грузов;

упаковка, маркировка, комплектация отгрузочных партий согласно поручению заказчика, а также рассортировка грузов, переуапаковка, перемаркировка и т.п.;

сопровождение грузов проводниками (диспетчерами);

стандартизация тары и упаковки;

организация доставки груза со склада отправителя на станцию, в порт, а также вывоз грузов из портов, со станций на склады получателя;

подготовка (комплектация) сборных отправок для одного или нескольких отправителей, работа с мелкими отправками;

упрощение транспортной и товаросопроводительной документации.

Выполнение всех перечисленных транспортно-экспедиторских операций требует высокой квалификации административно-управленческого и производственного персонала для достижения максимальной экономии при транспортировке товара или (груза).

Транспортно-экспедиторские предприятия (ТЭП) должны располагать материальными средствами, такими как:

складские помещения;

базы;

сортировочные и накопительные центры и терминалы;

фирмы по таре и упаковке;

собственные автомобили, контейнеры, перегрузочную технику;

компьютерную и копировальную технику.

Более подробную информацию о деятельности таких организаций можно посмотреть в интернете.

 

Контрольные вопросы

 

1. В чем  сущность базисных условий поставок  товара?

2. Как распределяются  обязательства между продавцом  и покупателем во время поставок  товара на условиях Инкотермс  в группах Е, F, С и D?

3. Какие факторы  необходимо учитывать при выборе  вида транспорта?

4. Какие отличия  между трамповым и линейным  судоходством?

5. Какие функции  выполняет коносамент и какие  его виды существуют?

6. Какие транспортные  документы необходимы для перевозки  грузов железнодорожным транспортом?

7. Какие транспортные  документы необходимы для перевозки  грузов автомобильным транспортом?

8. Какие транспортные  документы необходимы для перевозки  грузов авиационным транспортом?

9. Что представляют собой транспортно-экспедиторские предприятия.

10. Какие услуги  выполняют транспортно-экспедиторские  предприятия.

 

 

Литература

 

1. Внешнеторговьие  сделки / Сост. И.С. Гринько. - Сумы, 1994.

2. Гаджинский  А.М. Основьи логистики. - М., 1996.

3. ДехтяреваО.И., ПолыннаяТ.Н., СаркисовС.В. Внешнезкономическая деятельность: Учеб. пособие. - М., 1999.

4. Кодекс торгового  мореплавания. - М., 1996.

5. Логистика / Под ред. Б.А. Аникина - М., 1997.

6. Международньие  перевозки грузов: нормативная база. - М., 1996.

7. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. - М., 1997.

8. Новиков  Д.С. Транспорт в международных зкономических отношениях. - М., 1984.

9. Плушников  К.И. Транспортно-зкспедиторские операции. - М., 1997.

Ю. Саркисов С.В. Контейнерньие перевозки в капиталистических странах. - М., 1991.

11. Саркисов  С.В. Организация и управление доставкой товаров во внешнезкономических связях (основы логистики): Учеб. пособие. - М., 1998.

12. Саркисов  С.В. Транспорт и его использование в условиях рынка. - М., 1993.

13. Мировая  экономика: Учебник / А.С. Филипенко, О.И. Рогач, О.И. Шнирков но др. - К., 2000.

 

Лекция № 3. Транспортная работа в системе внешнеэкономического комплекса

 

Транспорт во внешнеэкономических связях

Показатели качества международных грузовых перевозок

Этапы по транспортному обеспечению внешнеэкономических связей

Классификация и содержание транспортных операций

Условия доставки товаров в договорах купли-продажи.

Влияние базисных условий поставки товара на организацию его транспортировки

 

Транспорт во внешнеэкономических связях

 

Под термином "международные перевозки" принято понимать перевозки грузов и пассажиров с территории (акватории) одной страны на территорию (акваторию) другой страны.

В перечисленных документах "международная перевозка" равнозначна "международному сообщению", отличительным критерием которой принят географический признак. По мнению ряда экономистов-международников, "международная перевозка" должна иметь и ряд экономических и правовых критериев.

К экономическим критериям можно отнести то, что расчеты ведутся в согласованной между странами валюте и специально выработанному порядку и др.

К "правовым" критериям можно отнести то, что на этот вид перевозок распространяются международные правовые нормы. Взаимные претензии (перевозчиков и грузоотправителей) решаются, как правило, в арбитражном порядке. Перевозки осуществляются по специально разработанным и согласованным грузовым документам и др.

Таким образом, "международные перевозки" можно определить как перевозки грузов из одной страны в другую на взаимно согласованных или принятых на международном уровне экономических и правовых условиях.

В зависимости от периодичности доставки грузов (или по форме организации транспортного процесса) можно выделить две основные категории перевозок: регулярные и нерегулярные. Первоначально такое деление сложилось на морском транспорте, где регулярные перевозки стали называться линейными, а нерегулярные - трамповыми.

Кроме морского транспорта, понятия регулярного и нерегулярного международного сообщения свойственны также воздушному и автомобильному транспорту.

На автомобильном транспорте регулярные перевозки осуществляются по согласованию и опубликованным договорам, в которых определены условия перевозки, тарифы и расписания движения транспортных средств по определенному маршруту.

В последнее время все большее значение в международных железнодорожных перевозках принимают регулярные перевозки, так называемые "регулярные грузовые поезда".

Чтобы начать процесс перемещения, производителю необходимо подготовить продукцию таким образом, чтобы защитить ее от атмосферных и динамических воздействий во время транспортировки, учесть габаритные ограничения транспортных средств, доставить к месту погрузки, погрузить на транспортное средство, осуществить ряд коммерческих, банковских, таможенных, карантинных, санитарно-ветеринарных и других операций. Еще в процессе проектирования продукции необходимо предусмотреть возможность рациональной транспортировки создаваемого изделия.

После завершения процесса перемещения заказчик (потребитель) продукции должен осуществить ряд операций по доставке товара на места, связанные с его непосредственным потреблением, в случае нарушения условий транспортировки иметь возможность предъявить претензии к перевозчику и получить компенсацию за причиненный ущерб. Вместе с тем грузовладелец в особо сложных условиях должен прибегать к услугам различного рода посредников, действующих как в сфере обращения, так и в сферах производства и потребления.

В транспортном процессе возникают различного рода технологические перерывы, связанные с накоплением товара, комплектацией отправок, их подработкой и т.д. Такие перерывы могут быть в местах отправления, выгрузки и перевалки с одного вида транспорта на другой. В транспортном процессе его участники - производители, заказчики, покупатели продукции, транспортные предприятия, посредники - вынуждены вступать в сложные экономические и коммерческо-правовые взаимоотношения, определяемые различного рода нормативными актами, регулируемые национальным законодательством, международными правовыми нормами, обычаями.

Транспортному обеспечению близка по своему назначению система международного товародвижения. Это технические средства, коммуникации и обустройства всех видов транспорта; складское хозяйство промышленных фирм, их филиалов, торгово-посреднических и других компаний; материально-техническая база стивидорных, брокерских и агентских фирм; обустройства транспортно-экспедиторских компаний для осуществления операций по группировке, комплектации отправок и т.п.; материально-техническая база лизинговых компаний, сдающих в аренду контейнеры; технические средства информационно-управляющих систем.

 

Показатели качества международных грузовых перевозок

 

Уровень транспортного обеспечения внешнеэкономических связей оказывает существенное влияние на эффективность внешней торговли, проявляясь в цене товара в качестве транспортной составляющей с требованием ее снижения. В свою очередь, качество транспортной услуги (скорость, регулярность, сохранность, надежность и т.п.) прямо или косвенно воздействуют на формирование самой цены товара, увеличивая ее при высоком транспортном сервисе или уменьшая при низком уровне транспортного обслуживания.

В связи с этим появляется необходимость оперировать понятиями стандарта качества транспортного обслуживания и комплексностью предоставляемой транспортной услуги.

Стандарт качества синтезирует конкретные потребности грузовладельца и определяет требуемый для них оптимальный набор качественных транспортных признаков, а также удельный вес, характер и степень совершенства определенных типовых признаков.

Набор стандартов должен отражать весь диапазон существующих и прогнозируемых потребностей народного хозяйства и международных рынков. В свою очередь, технология, техника и организация, различные формы и методы перевозки и обработки грузов должны обеспечить выполнение этих стандартов.

Стандарт качества должен закладываться в комплекс целенаправленных мер по оптимизации транспортного обеспечения внешнеэкономических связей в системе "производство ■=> обращение ■=> потребление" от момента изготовления продукции до момента сдачи товара покупателю.

Были разработаны первые три государственных стандарта качества:

"Услуги транспортные. Термины и определения".

"Услуги транспортные. Номенклатура показателей качества пассажирских перевозок".

"Услуги транспортные. Номенклатура показателей качества грузовых перевозок".

В указанных стандартах перевозки пассажиров и грузов рассматриваются с позиции потребителей, в связи с чем основные характеристики и показатели являются отражением потребностей и интересов пользователей транспортных услуг. Потребности и интересы пользователей в совокупности по существу и составляют качество транспортных услуг.

Терминология, используемая в разработанных государственных стандартах по качеству транспортных услуг, включает следующие понятия с соответствующими определениями.

Показатель качества транспортной услуги (обслуживания) - количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств услуги (обслуживания), составляющих ее качество.

Сохранность перевозки грузов (багажа) - характеристика транспортной услуги, обуславливающая перевозку грузов (багажа) без потерь, повреждений, пропаж и загрязнения.

Своевременность доставки грузов (багажа) - характеристика транспортной услуги, обуславливающая прибытие грузов (багажа) в конечный пункт в соответствии с установленными сроками или объявленным расписанием.

Надежность транспортного обслуживания - совокупность характеристик исполнителя транспортных услуг, обуславливающая предоставление их потребителям в заданных объемах и качестве в течение установленного времени.

Нормативный срок доставки грузов - показатель своевременности доставки груза, в течение этого срока исполнитель транспортной услуги гарантирует доставку груза потребителю.

Качество транспортного обслуживания (качество транспортных услуг) - совокупность характеристик пассажирских, грузовых перевозок или транспортной экспедиции, определяющих их пригодность удовлетворять потребности пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей в соответствующих перевозках и работах.

Уровень качества транспортного обслуживания (уровень транспортного сервиса) - относительная характеристика предоставляемых транспортных услуг, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой услуги с базовыми значениями соответствующих показателей.

Система качества транспортных услуг - совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качества (ИСО 8402).

Управление качеством - методы и деятельность оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству (ИСО 8402).

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Международные перевозки".