Концепция и принципы логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 19:53, контрольная работа

Краткое описание

Концепция – это система взглядов, то или иное понимание каких-либо явлений, процессов. Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки. Концептуальными положениями (принципами) логистики рассмотрены в данной работе.

Содержание

1. Концепция и принципы логистики.
2. Система поставок «точно в срок».
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

логистика.docx

— 47.07 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

1. Концепция и принципы  логистики.

2. Система поставок «точно  в срок».

Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Концепция и  принципы логистики

Концепция – это система  взглядов, то или иное понимание  каких-либо явлений, процессов. Принцип  – основное, исходное положение  какой-либо теории, учения, науки. Концептуальными  положениями (принципами) логистики  являются следующие.

Принцип системного подхода. Подход к объектам исследования как  системам – одна из главных особенностей логистики. Максимальный эффект можно  получить только в случае, когда  МП оптимизируется на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, а не в  рамках отдельного предприятия или  подразделения. При этом все звенья ЛЦ должны работать как единый слаженный  механизм. Поэтому все звенья ЛЦ необходимо рассматривать как целостную  систему, чтобы согласовать экономические  интересы отдельных ее элементов, технические  вопросы, технологические процессы и т.д.

Принцип тотальных затрат. Одна из основных задач логистики  – минимизация совокупных логистических  издержек на протяжении всей ЛЦ от первичного источника сырья до конечного  потребителя. Необходимым условием эффективного решения этой задачи является возможность точного измерения  логистических издержек, но это возможно лишь при условии, если система учета  издержек производства и обращения  позволяет выделять затраты на логистику. Поэтому необходимо отдельно выделять и анализировать затраты на реализацию ЛО, определять наиболее значимые затраты, выявлять их взаимообусловленность  и т.д.

Принцип глобальной оптимизации. В процессе оптимизации структуры  или управления ЛС необходимо согласование частных целей функционирования отдельных элементов системы  для достижения глобального оптимума.

Принцип логистической координации  и интеграции. В процессе логистического менеджмента необходимо достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев ЛС или ЛЦ от ее начала и до конца в управлении всеми видами потоков при реализации целевой функции.

Использование теории компромиссов для перераспределения затрат. Под  компромиссом понимается гармонизация экономических интересов участников логистического процесса. В начале становления логистического подхода  при формировании системы логистического управления использовался критерий минимума общих затрат на материальное распределение. Это с одной стороны  открывало новые возможности  в принятии решений, но вместе с тем  определенным образом ограничивало эффективность получаемых решений. Поэтому в дальнейшем пришло понимание  того, что критерием должна быть максимальная прибыль от ЛО всех фирм-участниц. Таким образом, снижение прибыли (увеличение затрат) в одном из звеньев ЛС допустимо и необходимо при условии, что это повлечет увеличение прибыли (снижение затрат) всей ЛС в целом.

Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного  оборудования. Смысл этого положения  в использовании оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям. Оптимизация  потоковых процессов за счет использования  специализированного оборудования, возможна только в условиях массового  выпуска и использования широкой  номенклатуры разнообразных средств производства. Это означает, что для воплощения этого принципа на практике требуется высокий уровень научно-технического развития общества.

Принцип развития логистического сервиса. По сравнению с повышением качества товара или выпуском нового товара существует гораздо менее  затратный путь повышения конкурентоспособности  предприятия, а именно достижение современного уровня логистического сервиса и  его развитие (обеспечение гибкости, надежности и высокого качества: своевременная  доставка, удобная тара, приемлемые партии, подобранный ассортимент  и т.п.).

Принцип моделирования и  информационно-компьютерной поддержки. При анализе, синтезе и оптимизации  объектов и процессов в ЛС широко используются различные модели: математические, графические, физические, имитационные и др. Реализация логистического менеджмента  в настоящее время невозможна без соответствующей информационно-компьютерной поддержки.

Принцип разработки необходимого комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистического менеджмента: технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической  и др.

Принцип TQM (total quality management) –  всеобщего управления качеством. Обеспечение  надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента ЛС для обеспечения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям.

Принцип гуманизации всех функций и технологических решений  в ЛС. Все решения должны соответствовать  экологическим требованиям по охране окружающей среды, эргономическим, социальным, этическим требованиям к работе персонала и т.п. Для привлечения дисциплинированного, квалифицированного персонала в область управления МП необходимы современные условия труда, перспективы карьерного роста, повышение престижа подобной работы и т.д.

Принцип устойчивости и адаптивности. Внешняя среда предприятий характеризуется  высокой степенью неопределенности и колебаниями рыночного спроса на товары и услуги, резкими колебаниями  цен на сырье, транспортными услугами, колебаниями качественных и количественных характеристик МП, изменением условий  поставок и закупок и т.д. В  этих условиях ЛС должна уметь перестраиваться, меняя цели, параметры, критерии оптимизации, программу функционирования, т.е. приспосабливаться  к новым условиям внешней среды. Это является существенным фактором устойчивого положения на рынке.

 

Концепция логистики

Изучение логистики должно базироваться на понимании основной идеи логистического подхода. Деятельность по управлению материальными потоками так же, как производственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности, осуществлялась человеком, начиная  с самых ранних периодов его экономического развития. Новизна логистического подхода  к управлению материальными потоками заключается, прежде всего, в смене  приоритетов между различными видами хозяйственной деятельности в пользу усиления значимости деятельности по управлению материальными потоками. Лишь сравнительно недавно человечество осознало, каким потенциалом повышения  эффективности обладает рационализация потоковых процессов в экономике.

Система взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем  оптимизации потоковых процессов  является концепцией логистики. Охарактеризуем ее основные положения.

1. Реализация принципа  системного подхода

Оптимизация материального  потока возможна в пределах одного предприятия или даже его подразделения. Однако максимальный эффект можно получить лишь оптимизируя либо совокупный материальный поток на всем протяжении от первичного источника сырья до конечного  потребителя, либо отдельные, значительные его участки. При этом все звенья материалопроводящей цепи, т. е. все  элементы макрологистических и микрологистических систем должны работать как единый слаженный механизм. Для решения  такой задачи необходимо с системных  позиций подходить к выбору техники, к проектированию взаимоувязанных  технологических процессов на различных  участках движения материалов и к  другим вопросам, касающимся организации  материальных потоков.

Более подробно сущность и  принципы системного подхода в логистике  рассматриваются в специальной  литературе.

2. Отказ от выпуска  универсального технологического  и подъемно-транспортного оборудования. Использование оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям

Не будем останавливаться  здесь на доказательстве того, что  при выполнении определенной операции универсальное оборудование, как  правило, проигрывает оборудованию, созданному специально для выполнения этой операции. Это положение в  полной мере распространяется и на логистические процессы. Отметим  только, что оптимизация потоковых  процессов за счет использования  оборудования, отвечающего конкретным условиям работы, возможна лишь в условиях выпуска и массового использования  широкой номенклатуры разнообразных  средств производства. Иными словами, для того, чтобы применить логистический подход к управлению материальными потоками общество должно иметь достаточно высокий уровень научно-технического развития.

3. Гуманизация технологических  процессов, создание современных  условий труда

Одним из элементов логистических  систем являются кадры, т.е. специально обученный персонал, способный с  необходимой степенью ответственности  выполнять свои функции. Однако работа в сфере управления материальными  потоками традиционно не престижна, что объясняет наличие здесь  «вечной» проблемы кадров.

Логистический подход, усиливая общественную значимость деятельности в сфере управления материальными  потоками, создает объективные предпосылки  для привлечения в отрасль  кадров, обладающих более высоким  трудовым потенциалом. При этом адекватно  должны совершенствоваться условия  труда. Иначе они могут стать  так называемым «узким местом».

4. Учет логистических  издержек на протяжении всей  логистической цепочки

Одна из основных задач  логистики - минимизация затрат по доведению  материального потока от первичного источника сырья до конечного  потребителя. Решение этой задачи возможно лишь при условии, если система учета  издержек производства и обращения  позволяет выделять затраты на логистику. Таким образом, появляется важный критерий выбора оптимального варианта логистической  системы - минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

5. Развитие услуг сервиса  на современном уровне

Сегодня возможности резкого  повышения качества большинства  производимой продукции объективно ограничены. Поэтому все большее  число предпринимателей обращается к логистическому сервису, как к  средству повышения конкурентоспособности.

Допустим, что на рынке  есть несколько поставщиков, поставляющих одинаковый товар, одинакового качества. В этом случае потребитель отдаст предпочтение тому из них, который в  процессе поставки способен обеспечить более высокий уровень сервиса, например, доставит товар точно вовремя, в удобной таре и т. п.

6. Способность логистических  систем к адаптации в условиях  неопределенности окружающей среды

Появление большого количества разнообразных товаров и услуг  повышает степень неопределенности спроса на них, обусловливает резкие колебания качественных и количественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические  системы. В этих условиях способность  логистических систем к адаптации  и изменениям внешней среды является существенным фактором устойчивого  положения на рынке.

 

 

 

 

 

2. Система поставок  «точно в срок». 

     Термин «точно-в-срок» (just-in-time — JIT) используется по отношению к промышленным системам, в которых перемещение изделий в процессе производства и поставки от поставщиков тщательно спланированы во времени — так, что на каждом этапе процесса следующая, партия прибывает для обработки точно в тот момент, когда предыдущая партия завершена.  

     Отсюда и название just-in-time (точно в срок). В результате получается система, в которой отсутствуют любые пассивные единицы, ожидающие обработки, а также простаивающие рабочие или оборудование, ожидающие изделия для обработки.

     Явление «точно-в-срок» (JIT) характерно для производственных систем, которые функционируют с очень небольшим «жировым запасом» (например, излишние материальные запасы, избыток рабочей силы, излишние производственные площади). JIT относится к распределению во времени движения через систему деталей и материалов, а также услуг. Компании, использующие подход JIT обычно имеют значительное преимущество перед своими конкурентами, которые используют более традиционный подход. У них ниже стоимость производства, меньше брака, выше гибкость и способность быстро предоставлять на рынок новые или усовершенствованные товары.

     Подход «точно-в-срок» был разработан в японской автомобильной компании Toyota. Его автор — Тайиши Оно и несколько его коллег. На то, что JIT была разработана именно в Японии, вероятно, повлиял факт, что Япония является перенаселенной страной с очень ограниченными природными ресурсами. Они расценивают брак и исправления дефектов как необоснованные затраты, а запасы — как зло, потому что они занимают пространство и связывают ресурсы.

     В системах JIT, качество «встроено» как в изделие, так и в производственный процесс. Компании, которые используют систему JIT, достигли такого уровня качества, которое позволяет им работать с небольшими производственными партиями и плотным графиком. Эти системы имеют высокую надежность, исключены главные источники неэффективности и срывов, а рабочие обучены не только трудиться в системе, но и непрерывно ее совершенствовать.

     Конечная цель системы JIT — это сбалансированная система; то есть такая, которая обеспечивает плавный и быстрый поток материалов через систему. Основная идея состоит в том, чтобы сделать процесс как можно короче, используя ресурсы оптимальным способом. Степень достижения этой цели зависит от того, насколько достигнуты дополнительные (вспомогательные) цели, такие как:

     Исключить сбои и нарушения процесса производства.

- Сделать систему гибкой.                                                                                         - Сократить время подготовки  к процессу и все производственные  сроки.

- Свести к минимуму  материальные запасы.

- Устранить необоснованные  затраты.

     Сбои и нарушения процесса оказывают отрицательное воздействие на систему, нарушая плавный поток изделий, поэтому их необходимо исключить. Срывы вызываются самыми разнообразными факторами: низким качеством, неисправностью оборудования, изменениями в графиках, опозданием поставок. Все эти факторы следует по возможности исключить.

Информация о работе Концепция и принципы логистики