Конкурентноспособность как степень развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 11:47, контрольная работа

Краткое описание

Конечной целью функционирования любого экономического предприятия является удовлетворение потребностей общества. Именно на это и направлен процесс производства товаров, но улучшения удовлетворения требований покупателей и заинтересованности их в приобретении определённой продукции производителям приходится конкурировать между собой, предлагая всё самое лучшее. Но время не стоит на месте в современном мире каждых хочет реализовать свою продукцию, поэтому необходимо конкурировать - честно и открыто.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

1. Основное понятие и сущность конкурентоспособности …………....………4

2. Факторы конкурентоспособности ………………………………..………..6

2.1 “Национальный ромб» М.Портера ……………………...……………6

2.2 Современный взгляд на факторы конкурентоспособности ……....9

3. Проблемы конкурентоспособности народного хозяйства в России .…….13

Заключение ……………………………………………………………………18

Список использованной литературы ……………….………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

конкурентоспособность готово.docx

— 38.59 Кб (Скачать файл)

Саратовский государственный  технический университет

имени Гагарина Ю.А.

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине :« Конкурентноспособность»

на тему: «Конкурентноспособность как степень развития общества»

Вариант № 4

 

 

 

Выполнила:

студентка

гр. ЭТРз  41

Родина Е.В.

Шифр 0906036

Проверил:

 

 

 

Саратов 2013 г.

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3 
 
1. Основное понятие и сущность конкурентоспособности …………....………4  
 
2.     Факторы  конкурентоспособности ………………………………..………..6 
 
2.1 “Национальный ромб» М.Портера ……………………...……………6 
 
2.2 Современный взгляд на факторы конкурентоспособности  ……....9 
 
3. Проблемы конкурентоспособности народного хозяйства в России  .…….13  
 
Заключение    ……………………………………………………………………18 
 
Список использованной литературы    ……………….………………………..19 

 

ВВЕДЕНИЕ

Основной характер современной  конкуренции лежит в области  динамично меняющихся преимуществ  её участников, обусловленный в первую очередь научно-техническими достижениями. Основа таких преимуществ – в  уровне развития национальных инновационных  систем, влияющих на науку, бизнес, финансы  и другие элементы инновационного процесса.

Конечной целью функционирования любого экономического предприятия  является удовлетворение потребностей общества. Именно на это и направлен  процесс производства товаров, но улучшения  удовлетворения требований покупателей  и заинтересованности их в приобретении определённой продукции производителям приходится конкурировать между  собой, предлагая всё самое лучшее. Но время не стоит на месте в  современном мире каждых хочет реализовать  свою продукцию, поэтому необходимо конкурировать - честно и открыто.

Целью данной курсовой работы на основе анализа рассмотреть конкурентоспособность  в мировой экономике, выявить  основные факторы конкурентоспособности  и рассмотреть проблемы конкурентоспособности  народного хозяйства в России. Основным методом исследования, применяемым  в данной курсовой работе, является аналитическим, а предметом исследования – конкурентоспособность национальных хозяйств в мировой экономике.

 

 

1 ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ

Конкуренция (от лат. concur ere — сталкиваться) — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам ее характер и формы различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Понятие конкуренции настолько многозначно, что не охватывается каким-либо одним определением.

Впервые понятие конкурентоспособности  было введено в научный оборот профессором М.Портером, и в 1990 году выпустил научную монографию «Конкурентные  преимущества нации». В данном документе  он разработал систему показателей, определяющих международную конкурентоспособность  отдельных отраслей на протяжении длительного  периода времени. Но так как он был специалистом по фирмам, то предположит, что благосостояние государств основано на деятельности отдельных фирм и  практически поставил знак равенства  между благосостоянием фирм и  государства, за что подвергся очень  жестокой критики.

Национальная конкурентоспособность (англ. National Competitiveness) — многозначный термин, который чаще всего обозначает: 
 
1.  способность страны добиться высоких темпов экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе; 
 
2.   уровень производительности факторов производства в данной стране; 
 
3.   способность компаний данной страны успешно конкурировать на тех или иных международных рынках.

В рамках первых двух определений  повышение национальной конкурентоспособности  отождествляется с ростом жизненных  стандартов и ускорением экономического роста. Поэтому понятие национальной конкурентоспособности тесно связано  с такими областями экономической  теории как теория экономического развития и теория экономического роста, а  также с интегрирующей обе  эти теории теорией капитала. По этой причине конкретные подходы  к повышению национальной конкурентоспособности  зависят от приверженности тем или  иным научным школам в рамках этих теорий, которые дают разные ответы на вопрос «что работает, а что — нет». В частности, широко известны «Индекс перспективной конкурентоспособности» и «Всемирное табло конкурентоспособности», которые отражают взгляд Всемирного экономического форума и Института развития менеджмента на то, какие именно факторы определяют экономический рост стран.

Повышение национальной конкурентоспособности  на основе третьего определения тесно  связано со следованием традиционной промышленной политике в части поддержки  конкретных компаний - «национальных  чемпионов» или экспортеров - и политикой  поддержания низкого курса национальной валюты.

Между повышением конкурентоспособности  в первых двух смыслах и повышением конкурентоспособности в третьем  смысле существует серьёзное различие. Национальная конкурентоспособность  в первых двух смыслах не предполагает с необходимостью участия страны в международной торговле - бизнес в стране может быть очень производительным, но не торговать с компаниями из других стран. В рамках же третьего определения конкурентоспособность  проявляется исключительно на международном  рынке. 

 

2 ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ

 
2.1 «НАЦИОНАЛЬНЫЙ РОМБ» М.ПОРТЕРА

Чтобы разобраться в процессах  экономического развития национальных экономик ряда ведущих стран, с точки  зрения интересов конкуренции, необходимо использовать методологические и теоретические  подходы, в основу которых положены методики изучения национальной экономики  как единого целого. Хотя основной единицей анализа конкурентоспособности  экономики страны являются отрасль  или группа сопряженных отраслей, по существу, подъем экономики достигается  одновременным развитием множества различных отраслей.

Уровни экономического развития различных стран можно представить  в виде некоторого ряда стадий конкуренции. Эти стадии различаются по специфическим  источникам достижения конкурентоспособности  на мировом рынке, а также по видам  и степени развития успешно функционирующих  отраслей и кластеров. Выделение  таких стадий представляет собой  один из методов построения абстрактной  модели национальной экономики.

Основные стадии конкурентоспособности  раскрыты в теории М.Портера в  идеи «национального ромба», в котором  выделена система свойств находящихся  во взаимодействии и создающих благоприятную  или неблагоприятную среду для  реализации возможных конкурентных преимуществ страны.  Рассматривая факторы производства, с точки зрения их влияния на конкурентные преимущества страны, Портер наряду с традиционными факторами (труд, земля, капитал, предпринимательские способности) выделяет и такие, как ресурс знаний, т.е. сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг, а также инфраструктуру (транспортная система, система связи, почтовые услуги, система здравоохранения, обеспеченность населения жилым фондом и др.).

Важное значение в теории М. Портера уделяется делению  факторов на общие (например, сеть автомобильных  дорог, персонал с высшим образованием и др.), которые создают конкурентные преимущества для широкого спектра  отраслей, и специализированные (например, персонал с узкой специализацией, база данных в определенной области знаний и т.д.), которые, как правило, применимы в ограниченном числе отраслей или даже в одной-единственной отрасли. При этом специализированные факторы, обеспечивая более длительное и устойчивое конкурентное преимущество фирмам соответствующих отраслей на мировом рынке, в то же время требуют значительных и долговременных капиталовложений.

Главной идеей М. Портера  является идея о том, что основные для конкурентоспособности факторы  страной не наследуются, а создаются.

Причем важнейшее значение имеют темпы создания и механизмы  совершенствования факторов, т. е. эффективность их использования.

В сфере внешней торговли существует немало проблем. Одна из важнейших  – одновременное обеспечение  интересов как национальной экономики  в целом, так и отдельных предприятий  и фирм, которые тоже принимают  участие в международном обмене. Для изучения этой проблемы необходимо было выяснить, каким же образом  некоторые фирмы конкретных стран  получают существенные преимущества перед  другими в определенных отраслях. Свою теорию выдвинул М. Портер. Он проанализировал  деятельность компаний из десяти наиболее развитых в индустриальном плане  стран, на которые в сумме приходится почти половина всего мирового экспорта товаров и услуг. Его концепция  называется «международная конкурентоспособность наций».

Конкурентоспособность каждой страны на мировой арене определяется четырьмя взаимосвязанными условиями:

1. Факторные условия - внедрение новых технологий при нехватке ресурсов,

2. Условия спроса - спрос является определяющим компонентом для развития фирмы. Речь здесь идет не только о внутреннем спросе, но и о внешнем, так как возможности выхода фирмы на внешний рынок могут очень сильно влиять на ситуацию на фирме. При этом такие возможности фирмы могут определяться не только экономическими условиями, но и национальными особенностями,

3. Состояние отраслей - это немаловажное условие, так как такие отрасли обеспечивают бесперебойную работу рассматриваемой отрасли, начиная от поставок оборудования и заканчивая различными финансовыми структурами и связями с клиентами и поставщиками.

4. Стратегия фирмы,которой она придерживается в данной конкурентной ситуации. Для достижения успеха в международной деятельности просто необходима гибкая стратегия на мировом рынке и соответствующая определенная структура. Стимулом для этого может служить конкуренция на внутреннем рынке. Ее отсутствие отрицательно скажется на эффективности производства и на способности серьезного конкурирования с другими фирмами .

Сочетание условий, для каждой страны, будет своим и в соответствии с этим М. Портер выделил четыре основных фактора:

1. факторы производства – это материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны в целом и её ведущих экспортноориентированных отраслей;

2. стратегия фирм, их структура и соперничество между ними – если данный фактор отсутствует или стратегия фирмы не ориентирована на деятельность в условиях соперничества, то у такой фирмы на внешнем рынке конкурентного преимущества не возникнет;

3. фактор спора – это ёмкость спора по выпускаемой продукции, динамика развития производства, дифференциация (идентичность товара конкурирующих производителей как схожие, но не полностью взаимозаменяемые)  по выпускаемой продукции, а так, же требовательность покупателей к качеству товаров и услуг. Именно на внутреннем рынке в условиях развитого спроса товары получают свою рекомендацию до выхода их на мировой рынок;

4. наличие в национальной  экономике определённой страны  высокоразвитых родственных и  поддерживающих отраслей, которые  обеспечивают фирмам в экспортноориентированных отраслях необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями и другими материальными средствами и информацией – данной условие является необходимым при создании и поддержании конкурентных преимуществ мировой экономики для фирм соответствующих отраслей.

К дополнительным (специализированные) факторам М.Портер отнёс:

1. роль случайных событий, которые могут усилить или ослабить сложившиеся в стране конкурентные преимущества - включают в себя новые изобретения, крупные технологические изменения, резкие изменения цен на мировые ресурсы, значительные изменения на мировых финансовых рынках и изменения курса валют, изменения мирового или внутреннего спроса на определённые виды товара. Конечно, важное значение, имеют войны, катастрофы и другие непредвиденные обстоятельства;

2. роль правительства в формировании конкурентных преимуществ – выражается в оказании значительного влияния  на основные факторы. Этот фактор может нести как положительное влияние, так и отрицательное.  
Для каждой из этих стадий М. Портер выделил основные рекомендации для проведения экономической политики этих стран - экономистам, он рекомендует поддерживать внутреннюю макроэкономическую, а также политическую стабильность, достигнуть высокого уровня образования, главенства закона, а также им необходимость создания и развития физической инфраструктуры, открытие рынков и использовать передовые технологии других стран .

Информация о работе Конкурентноспособность как степень развития общества