История развития логистики как науки и практики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовое работе подробно рассматривается история возникновения логистики как науки и практики, её развитие, цели и задачи логистики, а также многое другое.
Зададимся вопросом, что же такое логистика? Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до промышленных предприятий; внутризаводской переработки сырья, материалов, полуфабрикатов;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. История возникновения логистики…………………………..………..5
2. Определение понятия логистики……………………………………….12
3. Этапы развития логистики…………………………………………….16
3.1 Подходы к выделению исторических этапов
Развития логистики……………………………………………........16
3.2 Предпосылки развития логистики……………………………..21
4. Цели и задачи логистики………………………………………………..28
5 Функции логистики……………………………………………………..30
6. Основные определения логистики……………………………………32
7. Принципы логистики……………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………...39
Список использованной литературы…………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

kursach (1).doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

Выпущенные товары, так или иначе, попадали в конечное потребление, производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом, поэтому развитие логистики было предопределено. Поэтому производители стремились увеличить свою конкурентоспособность в первую очередь за счет выпуска новых товаров, расширения и совершенствования производства. А такие операции, как транспортировка и хранение товаров, организация различных форм сервиса для потребителя, послереализационное обслуживание, рассматривались как технические и не заслуживающие большого внимания.

Но к началу 60-х годов начал формироваться рынок покупателя, характеризующийся избыточным предложением, при котором продавцы испытывают трудности со сбытом своей продукции по предполагавшимся ценам. Потребители стали более разборчивыми, требовали более высокого качества, низких цен, удобного и разнообразного обслуживания. Это привело к необходимости поиска новых путей создания конкурентных преимуществ, в том числе и развития логистики.

Предприниматели стали уделять все больше внимания не самому товару, а качеству его поставки, стратегии развития логистики на своем предприятии. Улучшение работы в сфере распределения товаров не требовало таких больших дополнительных капиталовложений, как, например, освоение выпуска нового товара, и при этом обеспечивало высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости, сокращения времени выполнения заказа, соблюдения согласованного графика поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В этих условиях высокая конкурентоспособность зависела не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс и проводить постоянное развитие логистики.

Таким образом, поставщики, уделяющие особое внимание эффективной организации распределения товаров за счет развития логистики, добивались снижения себестоимости и времени выполнения заказа и при этом гарантировали потребителю поставку товара точно в срок, необходимого количества, качества и ассортимента, что являлось значительным преимуществом в конкурентной борьбе. Таким образом, развитие логистики привело к возникновению еще одного фактора конкурентного преимущества - скорость доставки.

II. Усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качеству процессов распределения продукции.

Повышение требований к качеству процессов реализации готовой продукции (качество товаров, сроки выполнения заказов, графики поставок, ассортимент, себестоимость и др.), вызванное жесткой конкуренцией, обусловило такие же требования со стороны производителей к поставщикам сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов. В итоге образовалась сложная система связей между различными субъектами рынка, которая потребовала усовершенствования существующих моделей организации снабжения и сбыта, конечной целью стало развитие логистики. Благодаря этому начали активно разрабатываться методы и модели оптимального размещения складов, определения оптимальных партий поставок, оптимальных схем маршрутов перевозок и т.д, в общем проводилось всестроннее развитие логистики.

III. Энергетический кризис 70-х годов XX века.

Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать новые методы повышения экономичности перевозок. Традиционный подход заключался в рациональной организации транспорта, но этого было недостаточно в условиях энергетического кризиса. Большей эффективности решения этой задачи можно было достичь за счет согласования действий всех участников логистического процесса, что явилось новым шагом в практике управления МП на предприятиях.

IV. Научно-технический прогресс в создании гибких автоматизированных производств.

Замена традиционных конвейеров автоматизированными производственными линиями привела к созданию гибких производственных структур, сделавших рентабельным производство продукции мелкими партиями. Работа по принципу «малых партий» повлекла соответствующие изменения в системе обеспечения производства МР и сбыта ГП. В связи с этим отпала необходимость иметь большие складские емкости на предприятиях, возникла потребность в поставке грузов небольшими партиями, но в более жесткие сроки. Все это привлекло внимание к методам решения проблемы эффективной организации логистического процесса.

V. Научно-технический прогресс в области средств связи и информатики.

К важнейшим достижениям НТП в области средств связи и информатики, позволившим реализовать идеи логистического управления на практике, относятся:

1)   компьютеризации управления логистическими процессами, а именно:
- создание и массовое использование ЭВМ;
- создание прикладных программных систем, автоматизирующих процессы планирования, прогнозирования, принятия решений, ведения баз данных, решение оптимизационных задач и т.п.;

2)   развитие средств передачи данных:
- разработка стандартов передачи информации;
- создание средств передачи информации (факс-аппараты, EDI – электронный обмен данными, компьютерные сети и т.д.), в том числе и быстродействующих (спутниковые телекоммуникационные системы и т.п.).

Это дало возможность отслеживать все этапы движения сырья, деталей, ГП, что позволило четко выявить огромные потери в существующих схемах управления МП. Поэтому появилась необходимость разработки новых, эффективных способов организации и управления всеми видами потоков на предприятиях.

Кроме того, появились принципиально новые возможности:
·    автоматического отслеживания наличия полуфабрикатов, выпуска ГП, состояния производственных запасов, объемов поставок МР, места нахождения грузов на пути от производителя до потребителя;
·    оперативной передачи информации о реквизитах транспортируемых грузов (особенно в международном сообщении);
·    осуществления мониторинга и управления в режиме реального времени всеми фазами движения продукта – от первичного источника сырья через промежуточные производственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя;
·    оперативного получения, обработки и анализа информации о рынках сбыта, о деятельности фирмы, оценки ее конкурентного положения;
·    использования «безбумажных» технологий: электронной подписи, электронных платежных систем, передачи электронной сопроводительной документации при оформлении банковских счетов, заключении договоров, транспортировки грузов и т.д.;
·    создания систем электронной коммерции.

Использование информационных технологий позволило поднять эффективность управления МП на принципиально новый уровень, освоить новый этап развития логистики. Для этого на предприятиях стали создаваться информационные системы (как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории) и информационные службы, оперирующие всеми информационными потоками (ИП) и отвечающие за деятельность информационных систем предприятия в разрезе развития логистики.

VI. Разработка теории систем и теории компромиссов.

Теория систем позволила с научной точки зрения рассматривать проблему товародвижения как комплексную, а различные предприятия, участвующие в товародвижении, представлять в виде единой системы, участвующей в существовании и развитии логистики. Это привело к пониманию необходимости учета и согласования особенностей, интересов, внутренних и внешних взаимосвязей всех участников логистической цепи, которые занимаются в том числе и развитием логистики.

Теория компромиссов позволила выбирать решения, сокращающие общие затраты или повышающие суммарную прибыль, несмотря на ущерб деятельности отдельных подразделений фирмы или отдельных предприятий-участников общего логистического процесса в разрезе развития логистики.

VII. Унификация правил и норм внешнеэкономической деятельности, стандартизация параметров технических средств в различных странах.

До 1980-х международное товародвижение и развитие логистки усложнялось следующими факторами: различия в национальных стандартах на продукцию, чрезмерно разросшийся объем документации по международным операциям с товарами и финансовым расчетам, наличие импортных квот и экспортных ограничений, жесткие требования к упаковке и этикетированию грузов, разнообразие в технических параметрах транспортных средств и путей сообщения и т.д.

Поэтому были приняты меры по унификации правил внешнеэкономической деятельности, по упрощению прохождения таможенных барьеров, контроля и технологических процедур на пограничных переходах, смысл всего конечно был не только в развитии логистики, но развитию логистики также отдавалась значительная роль. Создавались международные распределительные центры (РЦ), происходила концентрация перегрузочно-складских пунктов в условиях интеграции экономик стран Западной Европы, были унифицированы тара, подвижной состав и технические параметры путей сообщения, внедрялись новые технологии перевозок (например,интермодальные) и обработки информации, стали использоваться автоматические системы считывания и адресования грузов. Все это значительно повлияло на развитие логистики как в нашем регионе так и на развитие логистики во всем мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Цели и задачи логистики.

Главная цель логистики обеспечить конкурентную способность организации на рынке. Осуществляет это логистика путем управления потоками процессов на основе следующего правила: произвести доставку товара высокого качества до покупателя с минимальными издержками в нужное время и место. Однако такое правило является образцом идеального случая, к такому нужно стремиться.

Логистические цели достаточно просты и могут вписаться практически в любые цели стратегий различных организаций. Логистические цели интегрируют горизонтально и вертикально. В первом случае устанавливают связь целей с одной конкретной сферой деятельности, а во втором случае связи целей с уровнями управления. Здесь можно привести такой пример, максимальная загрузка складов при минимальных затратах на складирование. Цель предприятия в данном примере будет заключаться в максимальной загрузке складов, а логистическая цель в минимизации затрат на складирование.

В любом типе целей важное условие это взаимодействие между сферами функционирования и управленческими структурами.

Для реализации заданных целей необходимо подобрать решения, связанные с рядом задач, которые делят на две группы: локальные и глобальные задачи. Локальные задачи очень разнообразны и динамичны. К ним относят:

                     Сокращение времени хранения продукции;

                     Сокращение времени перевозок;

                     Своевременное реагирование на потребности потребителей;

                     Оптимальное распределение транспортных средств;

                     Быстрая обработка информации.

Решением частной задачи будет сокращение времени перевозки с учетом возможных пробок, например, можно осуществлять перевозки в ночное время, когда количество транспорта значительно меньше, что будет менее тормозить движение.

Глобальные задачи:

                     Создание комплекса систем, к которым относят информационные, материальные и другие потоки;

                     Планирование и четкий контроль над использованием логистических мощностей;

                     Достижение гибкости в системном управлении;

                     Совершенствование концепций логистики.

Примером таких задач может быть внедрение новых программных продуктов. Для решения глобальных задач нужен временный компонент, так как сама глобальная среда меняется очень быстро и решение задачи не должно происходить медленнее, чем идет изменение.

Помимо представленных способов решения, есть ещё решения, которые находятся в рамках общих задач:

                     Сквозной контроль за потоками в логистических системах;

                     Усовершенствование способов управления потоками;

                     Прогнозирование возможных событий;

                     Стандарт требований к качеству;

                     Выявление несоответствий потребностей рынка и возможностями логистической системы;

                     Установление центров возникновения нематериальных и материальных ресурсов;

                     Оптимизирование технологической стороны логистической структуры и т.д.

Таким образом, основной целью логистики - является создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля за материальными и сопутствующими потоками, обеспечивающей высокое качество поставки продукции при минимизации общих логистических затрат.

5. Функции логистики.

 

Логистика предполагает формирование и обеспечение функционирования материальных потоков на отдельных этапах движения материалов. Выделяют три функции логистики:

1.                   интегрирующая;

2.                   организующая;

3.                   управляющая.

Интегрирующая функция. При доставке товаров от поставщика к потребителю материальный поток проходит стадии закупки материалов, производства и распределения (сбыта) продукции. Каждая стадия товародвижения характеризуется специфическими особенностями и решает присущие только ей задачи. Однако ни одна из них не может рассматриваться самостоятельно, вне единого процесса товародвижения. Определяющая роль в данном процессе принадлежит сбыту. Именно он обусловливает организационные и экономические особенности производства, объем и номенклатуру закупок материалов, а также отношения этих стадий друг к другу. Вместе с тем каждая из стадий товародвижения, в свою очередь, оказывает воздействие как непосредственно на процесс производства, так и на протекание процесса товародвижения в целом. Например, расширение рынка сбыта приводит к росту объема производства и закупок. Временное прекращение поставок материалов или резкий рост цен на них обусловливает увеличение уровня запасов за счет приобретения материалов в больших количествах и по более низким ценам и т.п.

Информация о работе История развития логистики как науки и практики