Водный и авиационный транспорт РБ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:06, реферат

Краткое описание

Водный транспорт, являясь составной частью транспортного комплекса Республики Беларусь, обеспечивает перевозки грузов и пассажиров на внутренних водных путях протяженностью около 2,0 тысяч километров в приречные пункты и переработку грузов в 10 речных портах, расположенных в бассейнах судоходных рек республики: Припять, Днепр, Сож, Березина, Неман, Западная Двина.

Вложенные файлы: 1 файл

Водный и авиационный транспорт РБ на современном этапе.docx

— 28.08 Кб (Скачать файл)

Водный транспорт — самый древний вид транспорта. Как минимум до появления трансконтинентальных железных дорог (вторая половина XIX века) оставался важнейшим видом транспорта. Даже самое примитивное парусное судно за сутки преодолевало в четыре-пять раз большее расстояние, чем караван. Перевозимый груз был большим, расходы на эксплуатацию — меньше.

Водный транспорт до сих  пор сохраняет важную роль. Благодаря  своим преимуществам (водный транспорт — самый дешёвый после трубопроводного), водный транспорт сейчас охватывает 60—67 % всего мирового грузооборота. По внутренним водным путям перевозят в основном массовые грузы — строительные материалы, уголь, руду — перевозка которых не требует высокой скорости (здесь сказывается конкуренция с более быстрыми автомобильным и железнодорожным транспортом). На перевозках через моря и океаны у водного транспорта конкурентов нет (авиаперевозки очень дороги, и их суммарная доля в грузоперевозках низка), поэтому морские суда перевозят самые разные виды товаров, но большую часть грузов составляют нефть и нефтепродукты, сжиженный газ,уголь, руда.

Роль водного транспорта в пассажирских перевозках значительно  снизилась, что связано с его  низкими скоростями. Исключения — скоростные суда на подводных крыльях (иногда берущих на себя функцию междугородних автобусов-экспрессов) и суда на воздушной подушке. Также велика роль паромов и круизных лайнеров.

Распространенность водных путей.

Важную роль в качестве водных путей играют европейские  реки, что обусловлено удобством  сообщения и высокой плотностью населения в Европе. Рейн, Дунай  и Волга используются уже многие столетия. В низменной полосе центральной  Европы по рекам и каналам перевозят  больше грузов, чем по автомобильным  или железным дорогам. Разветвленная  сеть каналов объединяет здесь реки в единую водную транспортную систему. Построены каналы, которые позволяют  океанским судам заходить в такие  порты, как Антверпен и Роттердам. В Европе водным путем перевозят  главным образом крупные партии тяжелого и объемистого сырья. К  важным водным путям в других частях света относятся реки Амазонка в  Южной Америке, Нил в Африке, Янцзы  в Азии.

Соединенные Штаты располагают  обширной речной сетью, которая, при  регулярно выполняемых гидротехнических работах, обеспечивает много судоходных маршрутов. США и Канада имеют  на Великих озерах самое крупное  в мире судоходство. Сеть каналов  в штатах Нью-Йорк и Иллинойс, а  также Береговой канал, идущий параллельно  почти всему побережью Атлантического океана и Мексиканского залива, существенно  увеличивают протяженность американских водных путей

Океанские маршруты.

Современные маршруты океанских  лайнеров стремятся пролагать по дугам большого круга земного  шара, которые проходят через точки  отправления и прибытия. В наши дни существует семь главных океанских  маршрутов:

 

1. Наиболее оживленный  североатлантический маршрут связывает  порты атлантического побережья  Америки от Канады до Флориды  с портами Западной Европы.

 

2. Второй по загруженности  маршрут проходит через Суэцкий  канал. Здесь сходятся пути  из Европы, с атлантического побережья  Северной и Центральной Америки  в восточную Африку, Индию и  другие страны южной и юго-восточной  Азии.

 

3. Третье место по загруженности  занимает маршрут через Панамский  канал. Этот маршрут заметно  укорачивает путь из портов  восточного побережья США и  стран Западной Европы на западное  побережье Северной и Южной  Америк.

4. Западноафриканские маршруты  связывают атлантические порты  Европы и обеих Америк с  западным и юго-восточным побережьем  Африки. Это короткий путь с  атлантических берегов Северной  и Южной Америк, а также севера  и запада Европы в Австралию и Новую Зеландию. По этому же маршруту следуют и супертанкеры с нефтью из стран Среднего Востока в Европу.

 

5. Южноамериканские маршруты  связывают Европу и атлантическое  побережье США с Бразилией,  Уругваем и Аргентиной. Значимость  этого маршрута растет из-за  увеличения грузооборота с этими  южноамериканскими странами.

 

6. Маршруты по северной  части Тихого океана связывают  тихоокеанское побережье США  и Канады с Японией и Китаем

Типы судов.

Большинство судов проектируется  в соответствии с требованиями навигации (режимом плавания) и под определенный тип груза. Некоторые речные суда предназначены только для пассажиров, больше судов используется для перевозки  пассажиров и грузов (грузопассажирские), но основная масса судов специализируется на перевозке грузов. Существует четыре основных типа морских судов: 1) грузовые суда (сухогрузные, наливные, комбинированные и пр.), которые выполняют отдельные заказы или работают на регулярных маршрутах; 2) грузопассажирские суда; 3) быстроходные пассажирские лайнеры, имеющие два или три класса для пассажиров, а также почтовое и багажное отделения; 4) небольшое количество комфортабельных скоростных судов, рассчитанных только на пассажиров и почту

 

Водный транспорт, являясь  составной частью транспортного  комплекса Республики Беларусь, обеспечивает перевозки грузов и пассажиров на внутренних водных путях протяженностью около 2,0 тысяч километров в приречные  пункты и переработку грузов в 10 речных портах, расположенных в бассейнах  судоходных рек республики: Припять, Днепр, Сож, Березина, Неман, Западная Двина. По территории республики проходит водный путь, включенный в состав Европейских внутренних водных путей - система Буг – Днепро-Бугский канал - Припять – Днепр – с выходом в Чёрное море. Речные порты Гомель, Бобруйск, Мозырь имеют железнодорожные подъездные пути и приспособлены для обработки грузов, следующих в смешанном сообщении. Портовое хозяйство оснащено плавучими и портальными кранами, грузовыми механизированными линиями скоростной обработки судов.

На реках республики эксплуатируется  около 700 судов транспортного, технического и вспомогательного флота.

Основным перевозчиком грузов является РТУП "Белорусское речное пароходство", которое осуществляет как перевозку грузов, так и  их обработку в портах. Технические  возможности портов позволяют перевезти  более 8 млн. тонн и обработать 15 млн. тонн грузов год.

В системе водного транспорта Беларуси: 
Десять речных портов 
(Брест, Гомель, Могилев, Витебск, Гродно, Бобруйск, Микашевичи, Мозырь, Пинск, Речица); 
Четыре предприятия водных путей 
(Гомель, Пинск, Мозырь, Бобруйск); 
Три судостроительно-судоремонтных завода 
(Гомель, Пинск, Речица); 
организации по проектированию судов, контролю за техническим состоянием судов, обеспечением безопасных судоходных условий;  
транспортно-экспедиционные компании. 
 
Перевозки внутренним водным транспортом в январе-мае 2012 года:  
пассажирские - 43,3 тыс. пассажиров;  
грузовые - 1031,6 тыс.т. 
*На реках Днепр, Березина, Сож, Припять, Западная Двина, Неман, Муховец и Днепро-Бугском канале.

Воздушный транспорт — самый быстрый и в то же время самый дорогой вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта — пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. Во многих труднодоступных районах (в горах, районах Крайнего Севера) воздушному транспорту нет альтернатив. В таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром (например, доставка научных групп в труднодоступные районы) используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной полосе. Большая проблема современных самолётов — шум, производимый ими при взлёте, который значительно ухудшает качество жизни обитателей расположенных рядом с аэропортами районов.

Сейчас в мире насчитывается  более 1400 авиакомпаний. В среднем  в год на авиарейсах перевозится  около 1,5 млрд. человек. Международные  воздушные сообщения обеспечивают сейчас свыше 470 перевозчиков, около 250 из них совершают международные  регулярные авиарейсы. В обслуживании международных воздушных сообщений  участвуют свыше 1 тыс. аэропортов мира, около 650 из них обслуживают международные  регулярные авиаперевозки.

Однако систему международного воздушного транспорта составляют не только международные авиаперевозчики  и аэропорты, но и государства, связанные  международными воздушными линиями  и обеспечивающие эти сообщения, а также международные организации  в области воздушного транспорта, принимающие меры к обеспечению  его эффективного функционирования и безопасности.

Международное регулирование  авиаперевозок осуществляется на основе международных соглашений, подписанных  между странами за много лет.

Поскольку воздушный транспорт  с каждым годом занимает все более  прочные позиции в общемировой  транспортной системе, уже давно  возникла необходимость в его  общемировой координации и регулировании. Этими вопросами занимаются международные  авиационные организации.

Доля регионов мира в авиа пассажироперевозке. Страны-лидеры по воздушным перевозкам: 1. США 2. Великобритания 3. Япония 4. Россия 5. Франция. Крупнейшие аэропорты мира: 1. О,Хэйр (Чикаго) 2. Лос-Анджелес 3. Нью-Йорк 4. Хитроу (Лондон) 5. Фракфурт-на-Майне 6. Токио.

 

По данным на 2007 год в  Белоруссии имеется 67 ВПП, из них 36 с  твёрдым покрытием и 31 с грунтовым.

Имеется семь международных  аэропортов:

Национальный аэропорт Минск (Минск-2)

Аэропорт Минск-1

Аэропорт Брест

Аэропорт Витебск

Аэропорт Гомель

Аэропорт Гродно

Аэропорт Могилёв

Национальный аэропорт Минск  и аэропорт Минск-1 функционируют  в качестве самостоятельных предприятий. Аэропорты Брест, Витебск, Могилёв, Гомель и Гродно входят в состав Государственного предприятия «Белаэронавигация» и являются его филиалами.

Национальный авиаперевозчик страны — компания Белавиа, кроме того белорусскую регистрацию имеют авиакомпании Гомельавиа и Трансавиаэкспорт.

Гомельа́виа — белорусская авиакомпания, входящая наряду с аэропортом г. Гомеля в республиканское авиационное унитарное предприятие «Аэропорт Гомельавиа».

Авиакомпания выполняет  регулярные и чартерные рейсы  на самолётах Ан-24 и Ил-76.

Экипажи имеют подготовку и большой опыт выполнения международных  полётов. В разные годы выполнялись и выполняются программы чартерных полётов в Италию, Германию, Испанию, Болгарию, Турцию, Китай, Индию, Объединённые Арабские Эмираты, Гвинею, Мали, Анголу, Конго и другие страны.

На протяжении почти 15 лет  компания выполняет полёты по перевозке  вахт белорусских нефтяников в регионы  Западной Сибири.

Выполнение рейсов прекращено с 22 февраля 2011 года

 

Белавиа (Белавія) — национальная авиакомпания Беларуси со штаб-квартирой в Минске. Образована в 1996 году. Основные рейсовые и чартерные международные полёты осуществляет из Национального аэропорта Минск.

Компания имеет 17 представительств в странах ближнего и дальнего зарубежья, является членом международной организации авиаперевозчиков — IATA. В последние годы количество перевезенных пассажиров постоянно растет, и в 2010 составило 968 000 пассажиров, что на 29,4 % больше, чем в предыдущем году. Пассажиропоток в 2011 г. составил 1,036 млн пассажиров и 1586 тонн груза, почты и платного багажа. За 11 месяцев работы авиакомпанией в 2012 году было перевезено 1,202 млн пассажиров и 1524,6 тонн груза и почты, что на 23,7 % и 8 % соответственно больше, чем за 11 месяцев 2011 года.

 

Low-cost перевозчик (бюджетная авиакомпания) – это авиакомпания, предлагающая крайне низкие тарифы за авиаперевозку в обмен на отказ от большинства традиционных пассажирских услуг.

Национальной авиакомпанией  «Белавиа» принято решение о создании на своей базе гибридной авиакомпании, которая будет сочетать в себе как элементы классической авиакомпании, так и элементы Low-cost авиакомпании. Определенное количество билетов уже продается по весьма низким ценам, но правила использования таких билетов весьма жесткие (запрет возврата, обмена и т.д.). Авиакомпания постепенно внедряет данные элементы в свою работу.

Также необходимо отметить, что «Белавиа» не является единственным перевозчиком на белорусском рынке авиаперевозок, а, следовательно, и монополистом. Помимо национальной авиакомпании, полеты в/из Минска выполняют Аэрофлот, Аэросвит, Czech Airlines, LOT Polish Airlines, Austrian, AirBaltic, Turkish Airlines, Lufthansa и др. Таким образом, белорусский рынок авиаперевозок соответствует всем условиям конкурентной среды и находится в состоянии постоянного развития.

 

Воздушный транспорт Республики Беларусь представляет собой комплекс предприятий, организаций, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов по воздуху как в республике, таки за ее пределами. Все они являются государственными учреждениями и организационно входят в Департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

В его состав входят предприятия  и организации:

Республиканское унитарное  предприятие «Национальная авиакомпания «Белавиа»;

Открытое акционерное  общество «Авиакомпания Трансавиаэкспорт»;

Республиканское унитарное  предприятие «Авиакомпания Гродно»;

Республиканское унитарное  предприятие «Национальный аэропорт Минск»;

Республиканское унитарное  предприятие по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация»;

Республиканское унитарное  предприятие «Минский авиаремонтный  завод»;

Республиканское унитарное  предприятие «Информационно-вычислительный центр авиации»;

Учреждение образования  «Минский государственный высший авиационный  колледж».


Информация о работе Водный и авиационный транспорт РБ на современном этапе