Виды и источники возникновения логистических издержек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:45, реферат

Краткое описание

Влияние логистики на эффективность и конкурентоспособность фирмы зависит от того, как логистика «вписывается» в стратегию фирмы и как она реализуется, исходя из того, что главной функцией ЛС является обслуживание потребителей. С экономической точки зрения можно считать ее предназначением создание в логистической цепочке существенных выгод, содержащих добавленную стоимость при поддержании издержек на эффективном уровне. Поэтому общие издержки в ЛС становятся ведущим параметром оптимизации.

Вложенные файлы: 1 файл

логистические издержки и их оценка.docx

— 1.08 Мб (Скачать файл)

*  затрат (СМ) на использованные материалы, топливо и энергию как сумма затрат на использование отдельных видов этих материальных факторов; 
*  прочих расходов на продвижение (Спр), к которым относятся, в частности, суммы налогов на недвижимость и транспортные средства, причем величина этих расходов влияет на налогооблагаемую базу или уровень налогообложения (например, площадь земельного участка, занятого складами и транспортными путями, стоимость складских зданий и сооружений определяют величину налога на недвижимость; ставки налога на транспортные средства зависят от имеющихся на предприятии видов и типов этих средств). 
Затраты на физическое продвижение материалов представляют собой внутренние расходы предприятия. В эту группу также можно включить расходы на внешние (в частности транспортные) услуги (СТР):

Затраты на физическое продвижение  материалов происходят на всех трех фазах  продвижения, если эти фазы (закупка, производство, дистрибьюция) реализуются  на предприятии. Они возникают прежде всего в управлениях (отделах) (в  том числе внутреннего и внешнего транспорта). Эти затраты частично имеют относительно постоянный характер, а частично оказываются переменными. К переменным затратам относят: 
*  затраты на использованное топливо; 
*  затраты на внешние транспортные услуги, которые в общем случае прямо пропорциональны либо объему эти услуг (в т-км), либо длительности работы транспортных средств. 
В условиях рынка, в том числе и на рынке транспортных услуг, на предприятиях наблюдается отчетливая тенденция к сокращению собственного транспортного обслуживания процессов снабжения и дистрибьюции с перепоручением этой функции специализированным транспортным и экспедиторским фирмам. Помимо того, в рыночной экономике, ориентированной на клиента-получателя, изменяется и субъект, оказывающий эти услуги. Изменение заключается в том, что услуги по доставке переносятся с получателя на поставщика. Это ведет к значительному сокращению затрат на фазе закупки при одновременном увеличении затрат на фазе дистрибьюции. 
Сокращение затрат на физическое продвижение материалов на предприятии представляет собой комплекс технических и организационных мероприятий, минимизирующих затраты. В частности, такими мероприятиями считаются: 
*  исключение многократного складирования или манипулирования, например, путем отказа от складов внешнего отбора, отраслевого склада, а также складов в сферах производства и дистрибьюции; 
*  применение высокопроизводительного транспортного и манипуляционного оборудования, позволяющего сократить занятость, повысить производительность труда и улучшить технику безопасности; 
*  спрямление маршрутов продвижения потоков в результате рационализации технологии и реорганизации производства.

Особую значимость в составе  затрат в ЛС приобретают затраты, связанные с запасами. 
Затраты на запасы можно подразделить на: 
*  затраты на формирование запасов; 
*  затраты на поддержание запасов; 
*  издержки в результате исчерпания запасов. 
Затраты на формирование запасов включают затраты на физическое формирование запасов и затраты на информационные процессы, непосредственно связанные с закупкой материалов. Затраты на формирование запасов могут иметь изменчивый характер. Некоторая их часть, прежде всего затраты на закупки, оказывается прямо пропорциональной размерам самих закупок, в частности, если эти размеры выражаются в физических единицах. Затраты на информационные процессы и, главным образом, на содержание отделов закупки остаются относительно постоянными. 
Затраты на закупки, особенно транспортные затраты, в некоторых случаях перекладываются на поставщиков. Такая ситуация предопределяется массовостью поставок и их капиталоемкостью, которая также зависит от расстояния (плеча) поставки. 
Затраты на поддержание запасов представляют собой затраты на запасы sensu stricto – в собственном смысле слова. Их можно разделить на три основные группы: 
*  затраты на привлечение капитала для финансирования запасов; 
*  затраты на хранение; 
*  издержки на компенсацию старения запасов. 
Затраты на привлечение капитала для финансирования запасов отражают альтернативный доход, который могли бы принести эти капиталы в случае, если бы они не оказались замороженными в запасах. Для финансирования запасов предприятия привлекают как собственный капитал, так и привлеченный. Затраты, связанные с привлечением капитала, определяются уровнем процентной ставки, которую предприятие платит кредитору. Этот вид затрат отражается в балансе предприятия. Затраты, связанные с использованием собственного капитала, не отражаются в балансе. Однако это не означает, что они не должны учитываться при расчете эффективности использования капиталов, привлекаемых для финансирования деятельности предприятия. Мерой таких затрат может быть условная процентная ставка по вложенным капиталам, поскольку в противном случае (т.е. при отсутствии собственных средств) потребовалось бы прибегнуть к банковскому кредиту. Эта ставка определяет минимальный уровень рентабельности сторонних капиталов, привлекаемых для финансирования запасов. Затраты на привлечение капитала для финансирования запасов имеют переменный характер и определяются произведением среднего уровня запасов за отчетный период и средней процентной ставки. 
Затраты на хранение тесно связаны со складскими функциями, важнейшими из которых являются: складирование запасов и манипуляции, заключающиеся в приемке запасов на склад, их размещении и выдаче. Для реализации первой функции необходимы соответствующие складские площади и объемы, а также складское оборудование. Период складирования запасов может использоваться для проведения дополнительных мероприятий, например, консервации, маркировки и комплектации. 
Сфера охвата функции манипуляции зависит, в первую очередь, от анализируемого объекта (конкретный склад, группа складов, все складское хозяйство предприятия).

Процесс хранения связан с  определенными затратами. При классификации  затрат по складским функциям можно  выделить затраты на складирование  и манипулирование, связанное с  продвижением. Затраты на хранение включают: 
*  амортизацию компонентов основных средств, используемых на складах; 
*  материалы, топливо и энергию для реализации складских функций; 
*  оплату труда с соответствующими начислениями; 
*  сторонние услуги; 
*  прочие выплаты денежных средств, например, налоги на недвижимость, на транспортные средства. 
Минимизировать затраты на хранение можно при рациональном использовании складского потенциала складских площадей и объемов, повышении производительности труда за счет механизации и автоматизации складских операций и осуществления других мероприятий. Затраты на манипулирование зависят от интенсивности складских операций. В каждой конкретной ситуации эти затраты могут считаться переменными. 
В общем случае совокупные затраты на хранение считаются постоянными и рассчитываются как произведение среднего уровня складских запасов за отчетный период на определяемый эмпирическим путем уровень затрат на хранение, задаваемый в процентах от стоимости запасов. 
Издержки на компенсацию старения запасов представляют собой еще одну группу затрат на поддержание запасов. Они подразделяются на издержки компенсации физического старения запасов и издержки в результате экономического (морального) старения запасов. 
Источники возникновения издержек на компенсацию старения запасов лежат как во внутренних условиях функционирования каждого конкретного предприятия, так и в условиях, формируемых рынком. Особенно серьезное воздействие на издержки на компенсацию старения запасов оказывает рыночный спрос на продукцию предприятия. Погрешности прогнозирования объема спроса и структуры, ошибочные оценки конкурентоспособности считаются главными причинами, которые могут отрицательно сказываться на объемах продаж. Для удержания необходимых объемов приходится пересматривать цены, вводить дополнительные скидки и т.п. 
Минимизировать издержки на компенсацию старения запасов можно при помощи детального изучения рыночной ситуации, объема и структуры спроса, тенденций развития технического прогресса и т.п. Другими словами, минимизировать затраты, связанные с издержками старения запасов, может, в основном, комплекс маркетинговых мероприятий. 
Издержки в результате исчерпания запасов отражают упущенную прибыль, которую предприятие могло бы получить при наличии необходимых запасов. Отсутствие запасов материалов на промышленном предприятии может привести к сбоям в ритме производства, возникновению дополнительных издержек и т.п. Они считаются прежде всего показателем слабого планирования хозяйственных процессов, неточного учета спроса, неграмотного управления движением материальных потоков на предприятии.

Подход к определению  состава издержек, учитываемых при  выборе стратегии управления запасами, на ряде отечественных предприятий  несколько отличается. Например, рассматриваются  пять основных видов затрат: 
*  на закупки; 
*  на содержание запасов; 
*  связанные с выполнением заказов потребителей; 
*  на компенсацию дефицита запасов (когда поступающие требования не могут быть удовлетворены); 
*  на сбор и обработку данных и управление складской системой. 
Как указывалось выше, каждый вид затрат формируется под действием разных факторов и имеет особенности расчета, в том числе рассчитываются затраты на: 
*  приемку и входной контроль товаров, поступающих на склад; 
*  отбраковку некондиционных товаров; 
*  учет товарных запасов в информационной системе; 
*  хранение; 
*  внутренние перемещения товарных запасов (внутрискладскую грузопереработку); 
*  отбор товаров с мест хранения и комплектацию заказов; 
*  отгрузку. 
В составе издержек, связанных с закупками, выделяют две категории: те, которые зависят от размера заказа, и не зависят от не го. Издержки, зависящие от размера заказа, можно выразить че рез C (Q), где С – стоимость единицы поставляемого товара, а Q – объем поставки. Издержки, не зависящие от размера заказа, или фиксированная стоимость, обозначаются через А. Тогда общие издержки подачи заказа на Q единиц составляют (А + С (Q)). 
К издержкам содержания запасов относятся страховка, налоги, арендная плата за складское помещение, если оно не принадлежит системе, стоимость эксплуатации склада и т.п. В ряде случаев наиболее важными являются не прямые издержки (явные), а косвенные экономические потери (неявные), возникающие из-за того, что капитал вкладывается в запасы, вместо того, чтобы использовать его в других сферах. Потери такого рода равны наибольшей норме прибыли, которую фирма могла бы получить от размещения капитала в других сферах деловой активности. Если капиталы инвестируются в складское хозяйство, то тем самым компания отказывается от прибыли. Следовательно, потерянная прибыль представляет косвенные издержки содержания запасов. 
Издержки выполнения заказов потребителей обычно состоят из издержек на учетные операции (составление накладной, запись в журнале, информация о положении дел и т.д.), зарплаты работников склада, занятых обработкой заказов, издержек на упаковку и транспортирование. 
Несмотря на изменение издержек при колебаниях интенсивности спроса, они не зависят от стратегии управления запасами. Поэтому их не учитывают при определении издержек, которые меняются с изменением стратегии функционирования системы. Одновременно издержки, связанные с дефицитом запасов, зависят от стратегии функционирования, поскольку именно она определяет, какое время в системе наблюдается дефицит запасов. 
Собственно издержки, связанные с дефицитом, определить трудно. Однако если на складе отсутствуют запасы, то теряется покупательский спрос на продукцию (т.е. покупатель в будущем может вести дела с кем-нибудь другим), а значит и прибыль. 
Издержки по сбору и обработке данных связаны с получением информации о спросе на продукцию, учетом продукции, расходами по прогнозированию ожидаемого спроса и т.д. Использование этих данных необходимо при поиске приемлемой стратегии функционирования складской системы, при этом критерием выбора может служить минимум издержек при достижении заданных качественных параметров складской системы. 
Затраты на информационные процессы (сбор, обработку данных, управление) включают затраты на: 
*  амортизацию информационной техники и программного обеспечения (их годовой объем рассчитывается как произведение стоимости имеющегося технического и программного обеспечения на среднюю норму амортизации); 
*  материалы и энергоресурсы, необходимые для реализации информационных процессов; 
трудовые ресурсы с учетом соответствующих начислений; 
*  сторонние услуги, особенно информационные и телекоммуникационные (передача и распространение данных); 
*  прочие расходы, например, арендные и лизинговые выплаты за пользование информационной техникой. 
Затраты на информационные логистические процессы на предприятии рассматриваются по фазам: затраты на фазе закупки (снабжения), производства и дистрибьюции (сбыта). Поскольку эти фазы связаны с организационной структурой предприятия, они могут учитываться в балансах соответствующих подразделений и в бюджетах по местам возникновения. 
Минимизация затрат на информационные логистические процессы возможна путем совершенствования управления ими (применения соответствующего технического обеспечения, пакетов прикладных программ и сокращения персонала). 
Современные методики бухгалтерского учета и отчетности не позволяют непосредственно выделять логистические затраты предприятия. Их можно выявить только аналитическим путем при уточнении их видовой структуры с последующим расчетом значений и сравнением их конкретных компонентов. 
На макроуровне можно определить лишь некоторые элементы логистических затрат. Средняя ставка по оборотным кредитам, предоставляемым коммерческими банками, превращает для предприятия эту статью затрат в затраты на привлечение сторонних капиталов для финансирования запасов. Использовать процентную ставку по депозитам для оценки затрат на привлечение капиталов для финансирования запасов, по мнению ряда авторов, нецелесообразно, поскольку такие ставки применяются для размещаемых в банках свободных денежных средств предприятий. Следовательно, эти средства имеют статус не затрат, а финансовых доходов. 
На макроэкономическом уровне поддается оценке еще один компонент логистических затрат – транспортные затраты. Их оценка может быть только приближенной (можно рассматривать доходы транспортных предприятий от продажи услуг). 
Уровень логистических затрат определяется их отношением к 
другим экономическим показателям, которыми характеризуется деятельность предприятия: 
*  к объемам продаж изделий (товаров) и услуг; 
*  к совокупным расходам предприятия; 
*  к другим относительным показателям, например: 
-затратам на запасы – к среднему объему запасов на предприятии; 
-логистическим затратам в фазе закупки (снабжения) – к объемам закупки материалов; 
-логистическим затратам в фазе дистрибьюции – к объемам продаж изделий (товаров) и услуг. 
Среди показателей уровня логистических затрат различают: 
* показатель уровня совокупных логистических затрат (отношение величины логистических затрат к обороту предприятия, умноженное на 100%); 
*  показатель уровня затрат запасов (отношение затрат на запасы к объему запасов, умноженному на 100%). 
Снижение уровеня логистических затрат может быть достигнуто путем: 
*  уменьшения объема поддерживаемых запасов (в том числе за счет ускорения их оборота); 
*  рационализации транспортных связей (за счет оптимизации транспортных средств и маршрутов); 
*  механизации и автоматизации манипуляционных и складских процессов; 
*  совершенствования управления логистическими процессами (что также позволяет снизить издержки старения и исчерпания запасов); 
*  применения современных информационных систем, повышающих эффективность управления потоками. 
Совокупность будущих (планируемых) расходов на логистические процессы с декомпозицией их по видам, месту и периодам возникновения отражается в бюджете, который представляет собой своеобразный лимит расходов. Ниже приводятся некоторые примеры определения логистических издержек и их влияния на цены логистических услуг. 
Рассмотрим возможности оценки логистических издержек в системе управления запасами на примере страхового запаса, создание которого связано с нестабильностью спроса на товар. 
Объем продаж любого товара подвержен различным предсказуемым и непредсказуемым изменениям (флуктуациям) из-за сезонности спроса, колебания конъюнктуры рынка, случайных изменений спроса и т.п. При этом неизбежно появление, как минимум, трех видов издержек, связанных с: 
*  потерей заказа; 
*  дополнительными расходами на выполнение заказа; 
*  потерей заказчика. 
Для расчета потерь, связанных с отсутствием товара в продаже, 
используем следующие соотношения:

Для определения максимального  запаса, при котором стоимость  его хранения сравняется с прибылью от его реализации, сравним полученную сумму потерь со стоимостью создания страхового запаса Сстр (без учета затрат на складирование и хранение товара):

Например, если по итогам двух последних лет коэффициент нестабильности спроса для большинства товаров  ассортимента фирмы не превышал 0,3 (т.е. максимальные продажи превышали  средние в 1,3 раза), а стоимость  привлечения заемных средств  составила 12% годовых в твердой валюте, т.е. 1% или 0,01 для периода в 1 месяц, рентабельность продаж основного ассортимента фирмы составляла 10%, тогда: Vзапаса макс = Vсред.продаж · 0,1 · 0,3/0,1 = 3Vсред.продаж
Стоимость создания страхового запаса в данном случае намного меньше потерь, связанных с потерями от дефицита товара. При этом совсем не обязательно хранить на складе трехкратный месячный объем продаж данного товара. Вполне достаточно будет хранить уровень запаса, равный максимальным продажам плюс небольшой страховой запас, например в 10–20%. В данном случае: 1,3 · Vпродаж средн. + 10% = 1,43 · Vпродаж средн. 
Полученное значение страхового запаса учитывает лишь изменения спроса при реализации товара и не обеспечивает необходимого страхового запаса на случай увеличения сроков поставки товара, а также не учитывает минимальный остаток товара, необходимый для реализации в период между поставками. Поэтому для получения окончательного решения следует рассмотреть и эти разновидности издержек (подробно эти вопросы отражены в специальной литературе). 
Особая роль в структуре логистических издержек принадлежит затратам на транспортировку. В относительных единицах они составляют, как правило, наибольшую долю в суммарных логистических затратах. К наиболее значимым факторам, определяющим транспортные издержки, относятся: 
*  расстояние (дальность перевозок); 
*  объем; 
*  плотность грузов; 
*  базис поставки; 
*  рыночная ситуация, стоимость/цена товара. 
В составе транспортных издержек рассматриваются: 
*  переменные издержки (непосредственно связанные с масштабами (объемом) деятельности). Это – прямые затраты перевозчика на перемещение груза (на тонну или км перемещения): 
оплата труда, горюче-смазочные материалы (ГСМ), техническое обслуживание транспортных средств; 
*  постоянные (амортизация основных средств, вложений в содержание терминалов, дороги, информационные системы и транспортный парк); 
*  сопряженные издержки (например оплата порожних обратных рейсов); 
*  общепроизводственные (накладные, в том числе административно-управленческие и др.). 
Диапазон расценок на транспортные услуги определяется, с одной стороны, себестоимостью услуг + прибыль, а с другой – ценностью груза для отправителя. 
Рассмотрим специфику формирования этих затрат на примере международной транспортировки, где затраты в целях планирования целесообразно определять в расчете на рейс. Под рейсом понимается комплекс элементов транспортного процесса с момента выезда из гаража, погрузки, доставки груза в экспортном направлении, разгрузки, движения до пункта загрузки на иностранной территории, погрузки, доставки груза в импортном направлении, разгрузки, возвращения в гараж (такая последовательность вызвана тем, что уровень затрат в прямом (экспортном) направлении отличается от затрат в обратном (импортном) направлении, а также необходимостью учитывать вероятность обратной загрузки). Тогда: затраты на рейс = затраты на экспортном направлении + затраты на импортном направлении. Для определения затрат по отдельным статьям (например суточные и квартирные водителям), а также для распределения общих затрат по рейсам 
необходимо знать как общую продолжительность рейса, так и время пребывания на территории иного государства.

Информация о работе Виды и источники возникновения логистических издержек