Взаимосвязь управления запасами с другими функциями логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Рациональное управление запасами позволяет обеспечить бесперебойность производственного и торгового процесса при минимальных расходах на содержание запасов. Управление запасами всегда имеет целью их оптимизацию, т.е. обеспечение торговой организации товарами в таком ассортименте и в таких количествах, которые максимально соответствуют предвидимому спросу.
Рассмотрим сущность, виды запасов и основные системы управления запасами.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, виды и размер запасов 4
1.1. Понятие и необходимость создания материальных запасов 4
1.2. Основные виды материальных запасов 8
1.3. Определение размера запасов 11
2. Основные системы управления запасами 15
2.1. Логистическая концепция «Реагирование на спрос»
и ее варианты 15
2.2. Логистическая система DRP 20
3. Взаимосвязь управления запасами
с другими функциями логистики 23
3.1. Оптимизация ассортиментного состава запасов
в эшелонах логистических систем 23
3.2. Концентрация запасов, как метод их сокращения 24
3.3. Метод быстрого реагирования и размер запасов 26
Заключение 28
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Управление запасами материально-технических ресурсов (ЛОГИСТИКА).doc

— 553.00 Кб (Скачать файл)

Запасы сезонные – образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки. Примером сезонного характера производства может служить производство сельскохозяйственной продукции. Сезонный характер потребления имеет потребление бензина во время уборочной страды. Сезонный характер транспортировки обусловлен, как правило, отсутствием постоянно функционирующих дорог.

Выделяют также следующие виды материальных запасов:

переходящие;

подготовительные;

неликвидные;

запасы в пути и др.

К переходящим запасам относят остатки ресурсов материальных средств на конец отчетного периода. Данный вид запасов обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса от начала периода, следующего за отчетным, до момента очередной поставки.

Запасы подготовительные – это часть производственных запасов, которые требуют дополнительной подготовки перед использованием их в производственном процессе. К данной категории относят также часть товарных запасов, которые создаются в связи с необходимостью подготовки товаров к отпуску потребителям.

Запасы неликвидные — это длительно неиспользуемые производственные или товарные запасы. Образуются в связи с ухудшением качества товаров в процессе хранения, а также вследствие морального износа. К неликвидным запасам относят также неиспользуемые запасы, которые образуются в результате прекращения выпуска продукции, для изготовления которой они предназначались. Возможны и другие случаи образования неликвидных запасов.

Запасы в пути — это запасы, находящиеся на момент учета в процессе транспортировки. Время пребывания запасов в пути, т.е. время транспортировки, определяется с момента погрузки на транспорт до прибытия груза к месту назначения. Показатель времени транспортировки регламентируется договорами, а также утвержденными для различных видов транспорта нормативами сроков доставки грузов.

 

 

 

1.3. Определение  размера запасов

 

1. Определение  оптимального размера заказываемой  партии.

После того как сделан выбор системы пополнения запасов, необходимо количественно определить величину заказываемой партии, а также интервал времени, через который повторяется заказ.

Оптимальный размер партии поставляемых товаров и, соответственно, оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов:

объем спроса (оборота);

расходы транспортно-заготовительные;

расходы по хранению запаса.

В качестве критерия оптимальности выбирают минимум суммы транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение.

И транспортно-заготовительные расходы, и расходы по хранению зависят от размера заказа, однако характер зависимости каждой из этих статей расходов от объема заказа разный.

Транспортно-заготовительные расходы при увеличении размера заказа, очевидно, уменьшаются, так как закупки и перевозки товаров осуществляются более крупными партиями, и, следовательно, реже. Расходы по хранению растут прямо пропорционально размеру заказа.

На рис. 2 показан график, отражающий характер зависимости суммы транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение от размера заказываемой партии. Как видим, кривая суммарных издержек имеет точку минимума, в которой суммарные расходы будут минимальны. Абсцисса этой точки S дает значение оптимального размера заказа.

Рис. 2. Зависимость суммы транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение от размера заказа.

Оптимальный размер заказа – Sопт.

Задача определения оптимального размера заказа наряду с графическим методом может быть решена и аналитически. Для этого необходимо минимизировать функцию, представляющую сумму транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение от размера заказа, т.е. определить условия, при которых:

Собщ = Схран + Странсп → min,

Собщ – общие затраты на транспортировку и хранение запаса; Схран – затраты на хранение запаса; Странсп – транспортно-заготовительные расходы.

Предположим, что за определенный период времени величина оборота составляет Q. Размер одной заказываемой и доставляемой партии S. Допустим, что новая партия завозится после того, как предыдущая полностью закончилась. Тогда средняя величина запаса составит S/2.

Введем размер тарифа (М) за хранение запаса. М измеряется долей, которую составляют издержки по хранению за период Т в стоимости среднего запаса за этот же период. Например, если М = 0,1, то это означает, что издержки по хранению запаса за период составили 10% от стоимости среднего запаса за этот же период. Можно сказать также, что издержки по хранению единицы товара в течение периода составили 10% от ее стоимости.

Теперь можно рассчитать, во что обойдется хранение товаров за период Т:

Схран = M x

.

Размер транспортно-заготовительных расходов за период Т определится умножением количества заказов за этот период на величину расходов, связанных с размещением и доставкой одного заказа.

Странсп = K x

здесь К — транспортно-заготовительные расходы, связанные с размещением и доставкой одного заказа; Q/S – количество завозов за период времени.

Выполнив ряд преобразований, найдем оптимальный размер единовременно доставляемой партии (S ), при котором величина суммарных затрат на хранение и завоз будет минимальной.

Собщ = Схран + Странсп → min, или Собщ = М х

+ К х
.

Минимум Собщ имеет в точке, в которой ее первая производная по S равна нулю, а вторая производная больше нуля. Найдем первую производную:

С'общ =

',

С'общ =

,

Найдем значение S, обращающее производную целевой функции в ноль:

= 0,

откуда

С'общ =

Проверка показывает, что вторая производная больше нуля, следовательно, полученное значение S обеспечивает минимум совокупных расходов на доставку и хранение. Полученная формула, позволяющая рассчитать оптимальный размер заказа, в теории управления запасами известна как формула Уилсона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные системы  управления запасами

2.1. Логистическая  концепция «Реагирование на спрос»  и ее варианты

 

В зарубежной практике большое распространение получили различные варианты концепции «реагирования на спрос» (demand-driven techniques, DDT). Эта концепция в основном разрабатывалась как модификация концепции «планирования потребностей/ресурсов» в плане улучшения реакции на изменение потребительского спроса,

Концепция «Реагирование на спрос» применяется с целью максимального сокращения времени реакции на изменение спроса путем быстрого пополнения запасов в тех точках рынка, где прогнозируется рост спроса.

Преимущества внедрения данной концепции заключаются в следующем:

возможности получения информации о потребностях покупателей, процедуры заказов и графиков доставки готовой продукции помогают лучше управлять запасами в распределении;

знание объемов продаж и запасов в розничной сети помогает производителям точнее планировать поставки;

поставщики быстрее реагируют на колебания потребительского спроса;

устанавливаются длительные партнерские отношения производителей с оптовыми и розничными предприятиями, что уменьшает риски и повышает эффективность логистических операций.

Наиболее широкую известность получили следующие варианты концепции «Реагирование на спрос»:

1. Концепция определения  точки заказа (перезаказа) (Reorder point).

2. Метод быстрого  реагирования (Quick response method).

3. Концепция непрерывного  пополнения (Continuous replenishment).

4. Концепция автоматического  пополнения запасов (Automatic replenishment).

1. Концепция определения  точки заказа (перезаказа) (Reorder point, ROP) использует одну из старейших  методик контроля и управления  запасами, основанную на точке  заказа (перезаказа) и статистических  параметрах расхода продукции. Она  долгое время не находила практического применения в логистике вследствие неточности прогнозирования спроса. Эффективность метода ROP в значительной степени зависит от точности прогнозирования спроса, вследствие чего он долгое время не пользовался популярностью.

Появление телекоммуникационных и информационно-компьютерных систем позволило изучать спрос в точках продаж, делать более точные прогнозы, что не замедлило сказаться на ее применении в практике. Этому же способствовали новые гибкие производственные технологии, значительно уменьшившие длительность производственно-логистических циклов. Сфера использования данной концепции — в основном регулирование уровня страховых запасов в целях выравнивания колебаний спроса.

Точка заказа — это используемый в системах контроля за состоянием запасов параметр, обозначающий нижнюю границу расходования запаса со склада, при достижении которой необходимо делать очередной заказ на поставку.

Уровень запаса на момент заказа должен быть достаточным для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу в период между оформлением заказа на поставку товаров и доставкой заказанной продукции на склад потребителя.

2. Метод быстрого  реагирования представляет собой  тесное взаимодействие между  торговым предприятием и его  поставщиками с целью улучшения продвижения товаров в распределительных сетях.

Сущность его заключается в планировании и регулировании поставок на предприятия розничной и оптовой торговли и в распределительные центры.

В розничной торговле проводится наблюдение и контроль за каким-либо процессом продаж, собирается и передается информация об объемах продаж по номенклатуре и ассортименту через оптовиков производителям продукции.

Метод быстрого реагирования предполагает оптимизацию запасов торговых предприятий. Применение метода уменьшает запасы готовой продукции до требуемой величины, но не ниже уровня, позволяющего немедленно удовлетворить спрос большей части покупателей; сокращается время реакции логистической системы на изменение спроса; концентрируются и пополняются запасы в нужных точках продаж; существует гибкое взаимодействие партнеров в интегрированной логистической сети; значительно повышается оборачиваемость запасов.

К основным условиям, позволяющим реализовать на практике концепцию быстрого реагирования, относятся:

способность предприятия-поставщика быстро перестраивать свое производство на выпуск новых товаров мелкими партиями;

информационный обмен (на основе связи ЭВМ — ЭВМ и т. п.) между торговым предприятием и поставщиком-производителем;

штриховое кодирование для повышения уровня контроля за состоянием запасов, уменьшения издержек обращения и стоимости учетных работ на складе.

3. Логистическая  концепция быстрого реагирования  или непрерывного пополнения.

Эта концепция постоянного (или с высокой периодичностью) пополнения запасов готовой продукции в розничных торговых предприятиях рассматривается на основе логистического плана и соглашения между поставщиком, оптовыми и розничными торговыми предприятиями о закупках, что устраняет необходимость в заказах на пополнение запасов.

Ключевыми элементами реализации концепции непрерывного пополнения являются: ежедневная обработка данных об объемах продаж в розничной сети и отправок готовой продукции от оптовиков; расчет поставщиком-производителем общей потребности в количестве и ассортименте продукции; непрерывное (или с высокой периодичностью) пополнение поставщиком запасов розничного торгового предприятия через оптовых посредников или путем прямой доставки готовой продукции.

Согласно этой концепции, для эффективной работы необходимо выполнение двух основных условий: во-первых, должна быть обеспечена достоверная информация от розничных торговцев и надежная доставка готовой продукции, и во-вторых, размеры грузовых отправок должны максимально соответствовать грузовместимости транспортных средств.

4. Дальнейшим  развитием стратегий быстрого  реагирования и непрерывного  пополнения запасов явилась логистическая  концепция автоматического пополнения  запасов, которая представляет собой  улучшенный вариант метода быстрого  реагирования и концепции непрерывного пополнения, что придает определенное сходство этим трем концепциям. Все они в основном направлены на максимальное сокращение времени реагирования логистической системы на изменение спроса.

Рассматриваемая концепция обеспечивает поставщиков (производителей готовой продукции) необходимым набором правил для принятия решений по товарным характеристикам и категориям. Товарная категория представляет собой комбинацию размеров, цвета и сопутствующих товаров, обычно представленных вместе в определенной торговой точке розничной сети. Путем применения стратегии автоматического пополнения запасов поставщик может удовлетворить потребности розничных торговцев в товарной категории за счет устранения необходимости отслеживания единичных продаж и уровня запасов для товаров быстрой реализации.

Информация о работе Взаимосвязь управления запасами с другими функциями логистики