Шпаргалка по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 14:24, шпаргалка

Краткое описание

1. Форма мышления- это способ выражения мыслей или схема их построения. По содержанию мышление бесконечно многообразно, но все это многообразие укладывается всего в несколько форм. Существует три формы мышления: понятие, суждение и умозаключение, которыми занимается логика, в силу чего она также часто называется формальной логикой.Формальная логика - наука об общих структурах и законах правильного мышления, образования и сочетания понятий и высказываний, о правилах умозаключений независимо от их конкретного содержания.
2. Закон мышления – это внутренняя, необходимая и существенная связь между мыслями в процессе рассуждения, рассматриваемая со стороны ее формы.

Вложенные файлы: 1 файл

Форма мышления.docx

— 58.95 Кб (Скачать файл)

Понятие образуется на основе ощущения, восприятия и представления с  помощью общенаучных методов: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Эти приемы широко используются в  познании. Важную роль они играют в  формировании понятий, основанном на выявлении  существенных признаков.

Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с  другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.

Выделение признаков связано с  мысленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.

Выделение с помощью анализа  признаков позволяет отличить существенные признаки от несущественных и отвлечься, абстрагироваться от последних. Мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков называется абстрагированием.

Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены в единое целое. Это  достигается с помощью приема, противоположного анализу, – синтеза, представляющего собой мысленное  соединение частей предмета, расчлененного  анализом. Признаки изучаемых предметов  распространяются на все сходные  предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения – приема, с  помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств  объединяются в группы однородных предметов. Благодаря обобщению существенные признаки, выявленные у отдельных  предметов, рассматриваются как  признаки всех предметов, к которым  приложимо данное понятие.

Признаки – это то, в чем  предметы сходны друг с другом или  отличны друг от друга.

Следовательно, свойства предметов  и их отношения являются признаками. Предметы могут быть тождественны по своим признакам (например, сахар  и мед сладкие), но могут и отличаться (мед сладкий, полынь горькая).

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей – словом. Понятия  выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, без которых  невозможно ни формирование понятий, ни оперирование ими.

Любое понятие имеет структуру, которая включает объем и содержание.

Объем понятия – совокупность предметов, которая мыслится в данном понятии. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они  имеют общие существенные признаки.

Содержание понятия – это  совокупность основных существенных признаков  предмета или группы однородных предметов, отраженных в данном понятии. Например, содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков  преступления: общественно опасный  характер деяния, виновность, противоправность, наказуемость.

 

  1. Виды понятий.

В практике мышления функционирует  множество определенных и разнообразных  понятий. Они подразделяются на виды в соответствии с двумя фундаментальными логическими характеристиками любого понятия – содержанием и объемом.

Объективные различия между предметом  мысли отражаются в различиях  между понятиями прежде всего по их содержанию. В соответствии с этим признаком понятия делятся на следующие наиболее значимые группы.

Конкретные – понятия, в которых  находят свое отражение сами предметы и явления, обладающие относительной  самостоятельностью существования (книга, ручка).

Абстрактные – это понятия, в  которых мыслятся свойства предметов  или отношения между предметами, не существующие самостоятельно без  этих предметов (жесткость, электропроводимость).

Необходимо учитывать, что если абстрактное понятие, отражающее свойство, употребляется применительно к  самим предметам, обладающим этим свойством, то они обретают множественное число.

Те понятия, в которых отражается наличие у предметов мысли  каких-либо качеств, свойств и так  далее, называются положительными.

Отрицательные понятия – это  понятия, характеризующиеся отсутствием  у предметов мысли каких-либо качеств, свойств и т. п. Для выражения  отрицательных понятий используются отрицательные частицы («не») и отрицательные  приставки («без-» и «бес-»). Кроме русских, могут быть использованы иностранные отрицательные приставки («а-», «анти-», «дез-», «контр-» и др.

Также понятия делятся на соотносительные и безотносительные.

В соотносительных понятиях один предмет  мысли предполагает существование  другого и без него невозможен – соотносится с ним («родители» и «дети»: нельзя быть сыном или  дочерью без родителей).

В безотносительных понятиях мыслится предмет, существующий до известной  степени самостоятельно – отдельно от других: «природа», «человек» и  т. д.

Собирательные и несобирательные понятия различаются в зависимости от того, как соотносится с охватываемыми ими предметами мысль: с группой предметов в целом или с каждым предметом этой группы в отдельности. Одна из особенностей собирательных понятий состоит в том, что они не могут быть отнесены к каждому предмету одного класса.

Особенность несобирательных понятий заключается в том, что они относятся не только к группе предметов в целом, но и к каждому отдельному предмету данной группы.

Пустые понятия – они относятся  к реально не существующим предметам  или явлениям («русалка», «леший», «идеальный газ»).

Непустые понятия относятся  к реальным предметам («город», «космическое тело»).

Единичные понятия – объем понятия, составляющий один предмет («Солнце», «Россия»).

Общие понятия – отражают в своем  объеме группу предметов («звезда», «планета»).

Деление понятий на виды по их содержанию и объему позволяет в огромном понятийном материале выделить наиболее крупные и распространенные группы, а также более или менее  отчетливо представлять себе особенности  этих групп.

Единичное понятие – такое, в  объем которого входит один элемент (город Саратов, Россия и др.).

Общее понятие – такое, в объем  которого входит более одного элемента (студент, солдат, преступник и др.).

 

  1. Определенные и неопределенные понятия.

Понятие считается определенным в том случае, когда у него ясное содержание и четкий объем. Содержание понятия – это наиболее важные признаки того объекта, который оно выражает, а объем – это количество охватываемых объектов. Таким образом, понятие имеет ясное содержание в том случае, если можно точно указать набор важных признаков выражаемого им объекта, а также – точно установить разницу между теми объектами, которые это понятие охватывает и теми, которые не принадлежат к его объему. Например, понятие «мастер спорта» является определенным. Оно имеет ясное содержание, т.к. можно точно указать наиболее важный признак мастера спорта – официально обладать этим спортивным разрядом. Также понятие «мастер спорта» имеет четкой объем - относительно любого человека можно точно сказать, является он мастером спорта или нет, т.е. попадает или не попадает в объем этого понятия; говоря иначе, возможно провести четкую границу между всеми мастерами спорта и всеми, кто им не является, точно определить одних от других.

         Понятие  является неопределенным тогда, когда оно имеет неясное содержание и нечеткий объем. Если понятие характеризуется неясным содержанием, то это означает, что невозможно точно указать наиболее важные отличительные признаки того объекта, который оно выражает; а нечеткий объем понятия свидетельствует о невозможности провести точную границу между теми объектами, которые входят в объем этого понятия и теми, которые не входят в него. Например, понятие «хороший спортсмен»» является неопределенным. Оно имеет неясное содержание, т.к. невозможно с точностью указать на существенные признаки хорошего спортсмена: нельзя однозначно ответить на вопрос – кто это такой, кого следует считать хорошим спортсменом?. То ли это тот, кто имеет разряд не ниже мастера спорта, то ли ТОО, кто установил не менее одного мирового рекорда, то ли многократный олимпийский чемпион… Также понятие «хороший спортсмен» имеет нечеткий объем – относительно любого человека невозможно точно сказать, является он хорошим спортсменом или нет, т.е. попадает или не попадает в объем этого понятия, говоря иначе, нельзя провести четкую границу между множеством хорошим спортсменом и всеми, кто ими не является, точно определить одних от других.

 

  1. Роль неопределенных понятий в мышлении

Конечно же, намного удобнее и  проще обращаться с определенными  понятиями, чем с неопределенными, однако, последние занимают значительное место и играют важную роль в мышлении и языке. Основные причины появления и существования неопределенных понятий таковы.

Во-первых, многие объекты, свойства и  явления окружающего мира многогрешны  и сложны. Они, как правило, и выражаются в мышлении неопределенными понятиями. Например, понятие любовь, отличаясь в высшей степени неясным содержанием и, соответственно, нечетким объемом,- неопределенное, потому что обозначает явление настолько сложное, что за всю историю человечества никто так и не смог окончательно и исчерпывающе ответить на вопрос о том, что же такое любовь.

Во-вторых, как верно заметили еще  древние греки, все в мире вечно  меняется. Многообразие и плавность  переходов из одного состояния в  другое трудно точно и однозначно выразить в виде определенных понятий. Неудивительно, что эти переходы обычно обозначаются неопределенными  понятиями. Можем ли мы точно сказать, когда человек является юным, когда молодым, когда зрелым, когда он в возрасте так называемых «зрелых лет» и, наконец, когда он становится старым? Разумеется, понятия юный, молодой, зрелый, старый и многие другие, им подобные, являются неопределенными.

В-третьих, существование неопределенных понятий во многом связано с тем, что люди зачастую по-разному оценивают  одни и те же объекты, свойства, явления, события. Одному человеку некая книга  покажется интересной, другому –  скучной. Один и тот же поступок может  вызвать у одного восхищение, у  другого – негодование, третьего оставит равнодушным. Различие в оценках окружающей нас действительности воплощаются в неопределенности многих понятий, например: интересный фильм, модная одежда, способный ученик, скучная книга, трудная задача, недостойное поведение и т.д.

Необходимо ответить, что три  названные причины появления  и существования неопределенных понятий не изолированы, а тесно  связаны между собой. Они «действуют»  всегда сообща, и, скорее всего, в любом  неопределенном понятии можно усмотреть  одновременное участие этих причин.

Несмотря на неясность содержания и нечеткость объема неопределенных понятий, мы обычно пользуемся ими без  особых затруднений, как правили, интуитивно понимая, о чем идет речь, когда  говорят о скучной книге, неинтересном фильме, умном человеке и т.п. Конечно  же, если бы в мышлении и языке  существовали только определенные понятия, то они (мышление и язык) были бы более  точными. В этом случае исчезли бы разночтения, двусмысленность, неясность, и в человеческом общении было бы намного меньше трудностей  и  барьеров в виде взаимного непонимания  и разногласий. Однако большая точность языка и мышления сделала бы их более бедными и менее выразительными.

Стремясь сделать мышление и  язык более точными, пытаясь изгнать  из них неопределенные понятия, мы рискуем  остаться вообще без мышления и языка. Точно так же, натачивая лезвие ножа для того, чтобы достичь его  максимальной остроты, можно точить его до тех пор, пока от лезвия ничего не останется.

Кроме того, надо сказать, что неопределенные понятия являются источником неточности и разногласий не сами по себе, а  в зависимости от той ситуации, в которой они употребляются. К различного рода трудностям неопределенные понятия могут привести, если они употребляются, например, в официальных документах. Неопределенные понятия, попавшие в тексты законов, могут создавать основы для разночтений и неверных решений. Так, например, понятие нарушение общественного порядка является неопределенным и, присутствуя в тексте какого-либо законодательства без поясняющих комментариев, может стать причиной оправдания виновного и наказания невиновного. Для того, чтобы предотвратить возможные негативные последствия употребления неопределенных понятий, в их содержание вводятся дополнительные признаки, благодаря чему оно (содержание) становится ясным, а объем понятия – четким. Например, желая преодолеть неопределенность понятия молодая семья, можно ввести в его содержание признак – супругам не более 30 лет. Так же неопределенное понятие опытный специалист, возможно превратить в определенное, добавляя в его содержание признак – стаж работы в этой области не менее 10 лет. Однако в этом случае дополнительный признак выбирается произвольно: почему бы не считать молодой ту семью, в которой супругам не более 25 лет, или же не более 35 лет, точно так же возможно утверждать, что опытный специалист – это тот, кто проработал в данной области не менее 5 лет или же не менее 15 лет, или даже 20 лет. Таким образом, проясняющий признак для содержания неопределенного понятия все-таки относителен, так как зависит от договоренности между людьми в каждой конкретной ситуации, в силу чего превратить неопределенное понятие в определенное, по крупному счету, невозможно: неопределенное понятие в конечном счете остается неопределенным.

 

  1. Сравнимые и несравнимые понятия. Сравнимыми называют понятия, в содержании которых имеется хотя бы один общий признак. Почти все понятия являются сравнимыми. В данном случае опровергается известная пословица «Нельзя сравнивать Божий дар с яичницей». С точки зрения логики, это также сравнимые понятия, так как о них, по крайней мере, можно сказать, что и то, и другое – предмет. Это и будет их общий признак. Несравнимыми называют понятия, в содержании которых нет ни одного общего признака. Некоторые авторы в качестве примера несравнимых понятий приводят понятия «предмет» и «свойство». Сравнимые понятия могут быть совместимыми или несовместимыми.

Информация о работе Шпаргалка по "Логике"