Шпаргалка по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:03, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Логике"

Содержание

1. Предмет логики как науки.
2. Мышление как объект и инструмент познания. Логика и правовое мышление.
3. Понятие логической формы. Истинность и правильность мысли.
4. Язык как знаковая система. Требования к языку права.
5. Семантические категории языковых выражений. Язык логики.
6. Понятие как форма мышления. Образование понятий.
7. Объем и содержание понятий, их соотношение.
8. Операции ограничения и обобщения понятий.
9. Виды понятий.
10. Отношения между понятиями.
11. Определение понятий и виды определений. Приемы, сходные с определением.
12. Правила определения. Ошибки в определениях.
13. Деление понятий и его виды.
14. Правила деления и ошибки, возможные при делении.
15. Классификация, виды классификации.
16. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.
17. Простые суждения и их виды.
18. Категорические суждения, их виды.
19. Распределенность терминов в категорических суждениях.
20. Отношения между простыми суждениями. «Логический квадрат».
21. Модальность суждений. Виды модальностей.
22. Основные эквивалентности для алетических и эпистемических модальностей.
23. Логические отношения между деонтическими модальностями и
их значение для построения нормативных рассуждений.
24. Сложные суждения и их виды. Логическая форма сложных суждений.
25. Семантические таблицы истинности.
26. Отношения между сложными суждениями. Понятие логического следования.
27. Законы логики и логические противоречия.
28. Основные законы логики.
29. Рассуждение, его структура. Характеристика умозаключения и его видов.
30. Отличительные черты дедуктивных умозаключений и их роль в познании.
31. Силлогистический вывод. Непосредственные умозаключения, их виды.
32. Простой категорический силлогизм. Структура и термины силлогизма.
33. Правила силлогизма: правила терминов и посылок.
34. Фигуры силлогизма и их познавательные функции. Правила фигур. Понятие модуса силлогизма.
35. Энтимема. Способы образования и проверки энтимем.
36. Сложные силлогизмы (полисиллогизмы и сориты).
37. Условно-категорические умозаключения, их использование при аргументации.
38. Чисто условные умозаключения, их роль в доказательстве.
39. Разделительно-категорические умозаключения, условия правильности вывода.
40. Дилеммы, их виды и правильные формы.
41. Недедуктивные умозаключения, их виды и роль в познании.
42. Индукция как метод познания. Полная индукция, возможности ее применения.
43. Неполная индукция и способы повышения ее надежности.
44. Научная индукция. Типичные ошибки, возникающие при анализе причинных связей.
45. Методы сходства и различия. Объединенный метод.
46. Методы сопутствующих изменений и остатков.
47. Умозаключения по аналогии, их структура и виды.
48. Роль аналогии в науке и правовом процессе.
49. Аргументация, доказательство и опровержение, их структура.
50. Способы доказательства.
51. Виды опровержения.
52. Правила по отношению к тезису: возможные ошибки и уловки.
53. Правила по отношению к аргументам, возможные ошибки и уловки.
54. Правила по отношению к демонстрации и возможные ошибки.
55. Основные требования к аргументации.
56. Виды аргументации.

Вложенные файлы: 9 файлов

Logika_8-11_voprosy.docx

— 75.67 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Logika_voprosy_1_-_7.doc

— 50.50 Кб (Скачать файл)

1.Предмет логики как науки.

 

Логика — это наука о правилах мышления, изучающая мышление как средство познания, и о законах мыслительных процессов, направленных на обнаружение и обоснование истины. Предметом логики служат законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий мир. Значимые вопросы философии относятся к познанию действительности и связаны с мышлением, поэтому логика зародилась и развивалась как наука философская, в современности представляющая собой систему знаний, состоящую из двух самостоятельных наук: логики формальной и диалектической. В настоящее время понятие «логика» используется, во-первых, для обозначения последовательных связей предметов и явлений окружающего мира (например, «логика событий», «логика международных отношений»); во-вторых, для характеристики способа мышления («субъективная логика»,«женская логика», «железная логика»); в-третьих, для обозначения непосредственно науки. Логика как наука зародилась в Древней Греции и много столетий считалась критерием образованности.

 

 

 

 

 

2.Мышление как объект и инструмент познания. Логика и правовое мышление.

 

Объектом логики является правильное абстрактное мышление. Предметом логики являются законы, формы и приемы абстрактного мышления. Особенности абстрактного мышления:

- мышление отражает  действительность в обобщенных  понятиях;

- мышление – процесс  опосредованного отражения действительности;

- мышление неразрывно  связанно с языком;

- мышление – процесс  активного отражения действительности

Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Предметом правого мышления и его целью предопределенны  некоторые его особенности, прежде всего его рациональность и намеренный недостаток эмоциональности. Правое мышление связано с высокими требованиями к его личности, подчеркнутым значением в правовом мышлении логики.

 

3.Понятие логической формы. Истинность и правильность мысли

 

Логическая форма – это способ связи содержательных частей некоторого контекста, при отвлечении от конкретного содержания этих частей.

 

Пример: Если мы имеем истинные посылки « Все А есть В» и « Все В есть С», то из этого следует, что « все А есть С», что бы мы ни понимали под А, В, С. Логическая форма будет выглядеть:

 

 

 

Все А есть В

Все В есть С


Все А есть С

 

 

Формальная правильность мысли – это соответствие структуры мысли определенным правилам и законам логики. Критерий правильности  умозаключений: умозаключение является правильным, если и только если его логическая форма гарантирует, что при истинности посылок обязательно получим истинное заключение. Истинность мысли – это соответствие результатов мышления действительности. Логика определяет необходимые, но не достаточные условия истинности содержания мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Язык как знаковая система.

 

Язык – это знаковая система, предназначенная для фиксации, хранения, переработки и передачи информации. Язык состоит из знаков. Знак – это материальный объект, для некоторого интерпретатора выступающий в качестве представителя какого – то предмета. Предметом трактуется в данном случае трактуется широко – как любой материальный объект или идеальный объект, на который направлена наша мысль. Предметом составляет значение знака. Интерпретатор – это человек, способный осмысленно употреблять данные знаки.

 

5. Семантические категории языковых выражений. Язык логики.

 

Взаимосвязь знака, значения и интерпретатора может быть графически представлена  в виде семиотического треугольника:

                                  знак

         значение интерпретатор

 

 

В семиотике выделяется три раздела: синтаксис, семантика и прагматика.

Синтаксис изучает отношения между знаками, т.е. правила построения языка.

Отношение знаков к обозначаемым ими объектами и ситуациями ( т.е. знака к значению) является предметом семантики.

Прагматика занимается проблемами понимания и интерпретации знаков людьми – носителями языка, а также отношениями, возникающими между людьми в процессе знакового общения.

 

В логической семантике  помимо понятий знак и значение вводится также понятие смысл знака.

Смысл – это способ указания на объект, та информация, с помощью которой мы выделяем данный объект. Различие смысла и значения знака становится особенно важным в выражениях, предающих чужие мнения, знания или намерения.

 

Принципы отношения именования:

  1. Принцип предметности, согласно которому в высказываниях должно утверждаться или отрицаться нечто о значениях имен, входящих в предложения, а не о самих именах.
  2. Принцип однозначности указывает, что выражение, используемое в качестве имени, должно быть именем только одного объекта.
  3. Принцип взаимозаменимости: если в предложении заменить имя, входящее в него на другое, с тем же самым значением, то значение самого предложения от этого не изменится, то есть истинное предложение останется истинным, а ложное ложным.

 

Алфавит языка логики предикатов включает следующие виды знаков(символов):

1) а, Ь, с,... — символы  для единичных (собственных или  описательных) имен предметов; их  называют предметными постоянными,  или константами;

2) х, у, z, ... — символы  общих имен предметов, принимающие  значения в той или другой области; их называют предметными переменными;

3) Р', Q', R',... — символы  для предикатов, индексы над которыми  выражают их местность; их называют  предикатными переменными;

4) р, q, r, ... — символы  для высказываний, которые называют  высказывательными, или пропозициональными переменными (от латинского propositio — «высказывание»);

5) V, 3 — символы для  количественной характеристики  высказываний; их называют кванторами: V — квантор общности; он символизирует  выражения — все, каждый, всякий, всегда и т.п.; 3 — квантор существования; он символизирует выражения — некоторый, иногда, бывает, встречается, существует и т.п.;

6) логические связки:

л — конъюнкция (союз «и»);

V — ДИЗЪЮНКЦИЯ (СОЮЗ «ИЛИ»);

—> — импликация (союз «если..., то...»);

•= — эквиваленция, или двойная импликация (союз «если и только если..., то...»);

"1 — отрицание («неверно, что...»). Технические знаки языка: (,) — левая и правая скобки.

Других знаков данный алфавит не включает. Допустимые, т.е. имеющие смысл в языке логики предикатов выражения называются правильно построенными формулами — ППФ.

 

Понятие ППФ вводится следующими определениями:

1. Всякая пропозициональная  переменная—p,q, r,... есть ППФ.

2. Всякая предикатная  переменная, взятая с последовательностью  предметных переменных или констант, число которых соответствует ее местности, является ППФ: А' (х), А2 (х, у), А^х, у, z), А" (х, у,..., п), где А1, А2, А3,..., А" — знаки метаязыка для предикаторов.

3. Для всякой формулы  с предметными переменными, в  которой любая из переменных связывается квантором, выражения V хА (х) и Э хА(х) также будут ППФ.

4. Если А и В —  формулы (А и В — знаки  метаязыка для выражения схем  формул), то выражения:

А л В,

AvB,

А->В,

А=В,

-I А, -1 В также являются  формулами.

5. Любые иные выражения, помимо предусмотренных в п. 1—4, не являются ППФ данного языка.

С помощью приведенного логического языка строится формализованная  логическая система, называемая исчислением  предикатов. Элементы языка логики предикатов будут использованы в  дальнейшем изложении для анализа отдельных фрагментов естественного языка.

 

 

 

6. Понятие как форма мышления. Образование понятий.

 

Понятие является основной формой мышления, посредством которой мы выделяем определенные классы вещей и отличаем их друг от друга. Понятие выступает, во – первых, как результат абстракции и сравнения, т.е. мысленного выделения и отделения существенных свойств вещей от несущественных, а, во – вторых, как обобщение этих существенных свойств в едином понятии.

Для образования понятия  необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд логических приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанном на выявлении существенных признаков:

  • -чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.
  • -выделение признаков связано с мысленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.
  • -выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от несущественных и отвлечься, абстрагироваться от последних. Мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков называется абстрагированием.
  • -элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены в единое целое. Это достигается с помощью приема, противоположного анализу, — синтеза, представляющего собой мысленное соединение частей предмета, расчлененного анализом.

 

 

 

 


Logika_Voprosy_40_-_47_Microsoft_Word-1.docx

— 19.27 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Логике"