Шпаргалка по "Логике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:59, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 14 вопросов по "Логике" и ответы на них

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по Логике.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

К нелогическим факторам, которые воздействуют на человека, «заставляя» его признавать те или иные суждения в качестве истинных или ложных, можно отнести следующие: прагматический интерес, традиции, мнение авторитетов, внушение и т. п. По эпистемическому положению любые суждения, обоснованные верованием, отличаются иррациональным и эмоциональным, без критического анализа их принятием субъектом. Несмотря на их иррациональность, они могут быть с социальной точки зрения прогрессивными, но чаще они носят реакционный характер. 

 Деонтическая модальность (слово «деонтический» означает в греческом языке «обязанность») – это выраженная в суждении информация, побуждающая людей к определенным поступкам. В естественном языке высказывание строится в форме совета, пожелания, команды, правила поведения или приказа. В таких суждениях часто присутствуют операторы запрещено, разрешено, имеет право, обязан, должен. Например: «Лекции по логике желательно слушать с большим вниманием»; «Не рекомендуется пропускать семинарские занятия по логике». «Граждане нашей страны имеют право на отдых; запрещено посещать библиотеку без читательского билета»; «В нашей стране разрешено получать паспорт с 14-ти лет, а водительские права – с 18-ти». 

Вопрос 13. Элементы доказательного рассуждения, краткая их характеристика 

Основу доказательства составляют следующие положения: 

1. Тезис

2. Аргументы

3. Демонстрация 

1. Тезис – это суждение, истинность которого надо доказать.

Тезис существует как утверждение или отрицание  наличия какого-либо явления.

Тезис доказательства является центральным пунктом любого рассуждения.

В судебно-следственной деятельности тезисами являются суждения об отдельных обстоятельствах события, содержащего признаки преступления (о личности преступника, о соучастниках, о мотивах и целях преступления, о местонахождении похищенных вещей, об отдельных действиях подозреваемого и т.д.). Тезис может быть сформулирован как в начале доказательства, так и в любой другой его момент. Тезис может формулироваться в виде категорического суждения: «Положение, которое я доказываю, состоит в следующем», «Передо мной стоит задача доказать», «Я глубоко убежден, что...» и т.п. Он может быть сформулирован и в виде вопроса: «Есть ли причинная связь между действиями обвиняемого и наступившими последствиями?» 

Тезисы бывают основные и частные. Основной тезис - это положение, которому подчинено  обоснование ряда других положений. Частный тезис - такое положение, которое становится тезисом лишь потому, что при его помощи доказывается основной тезис. Частный тезис, будучи доказанным, сам становится затем аргументом для обоснования основного тезиса. 

В качестве обобщающего  тезиса в обвинительном заключении следователя или в приговоре  суда выступает ряд взаимосвязанных  суждений, в которых излагаются все  существенные обстоятельства, характеризующие с различных сторон единичное событие - преступление. Известный русский логик С. И. Поварнин сравнивал роль тезиса в доказательстве со значением фигуры «короля» в шахматной игре. Этой фигуре подчинен весь процесс игры. Аналогично и в доказательстве: главная цель всех рассуждений - тезис, его подтверждение или опровержение. 

2. Аргументы - такие истинные суждения, с помощью которых подтверждается или опровергается тезис. Доказать тезис - значит привести суждения, которые были бы необходимыми и достаточными для обоснования истинности выдвинутого тезиса или его опровержения. Аргументы выполняют роль логического фундамента доказательства и отвечают на вопрос: с помощью чего ведется обоснование тезиса? 

Аргументами могут  быть: теоретические и эмпирические обобщения (законы науки, общие правовые положения, нормы права, определения в уголовном и уголовно-процессуальном кодексах, аксиомы - практически очевидные, не требующие доказательства положения), а также утверждения о фактах, истинность которых установлена. 

Факт - это единичное  явление или событие, имевшее  место в действительности. Он является очень важным видом аргумента. Факты, или фактические данные, составляют основу всей системы доказательств  по уголовному или гражданскому делу. К фактам относятся: наблюдаемое свидетелем поведение обвиняемого, оставленные на месте совершения преступления следы, зафиксированные результаты осмотра места совершения преступления, изъятые при обыске вещи и ценности, письменные документы, фотоснимки и другие данные. Но факты, прежде чем стать аргументами, должны быть правильно поняты. Один и тот же факт, взятый в различных отношениях и связях, может быть объяснен по-разному. Но в одном и том же отношении, в одно и то же время факт должен объясняться однозначно. Не следует произвольно выхватывать лишь нужные факты и забывать другие, нежелательные, не учитывать главных, существенных сторон. Всякая односторонность в отношении фактов ведет к непониманию их существа, осознанному или неосознанному их искажению. 

Важным видом  аргументов выступают законы науки. Законы науки - это истины особого  порядка, выражающие внутренние, существенные, устойчивые, повторяющиеся, необходимые  связи между явлениями и процессами. В качестве аргументов могут выступать  законы физики, биологии и др. Например, закон сохранения массы вещества обосновывает положение, что ничто не исчезает бесследно. 

В качестве аргументов могут использоваться аксиомы. Аксиомы - это положения, не требующие доказательств. Примером аксиомы в уголовном праве является презумпция невиновности: «Каждый предполагается невиновным, пока противное не будет доказано». 

При доказательстве истинности или ложности какого-либо положения в качестве аргументов часто приводятся определения понятий. Определение является результатом глубокого познания предметов, отраженных в данном понятии; в нем раскрываются существенные признаки предметов. Поэтому ссылка на определение может оказаться достаточной для признания истинности положения, подпадающего под данное определение. Определение принимается за истину, не требующую доказательства. 

В судебном доказывании  в качестве аргументов выступают  юридические законы. Например, при  доказательстве того, что действия обвиняемого представляют собой  вымогательство, необходимо привести в качестве оснований обоснованные факты, собранные по делу, и статью уголовного кодекса, описывающую состав вымогательства. 

3. Демонстрация (форма доказательства) - это способ логической связи тезиса с аргументами. Она представляет собой одну из форм условной зависимости и отвечает на вопрос: как связаны аргументы с тезисом? Аргументы (а1, а2,..., аn) выполняют функцию оснований доказательства, а тезис (Т) является их логическим заключением: а1, а2,..., аn → Т. 

Примером дедуктивного обоснования может служить следующее рассуждение. В результате анализа обстоятельств конкретного дела следователь пришел к заключению, что выстрел в потерпевшего произведен с близкого расстояния. В обоснование тезиса приводилось два аргумента. 1. Суждение о факте: вокруг огнестрельной раны на теле Н. обнаружено внедрение несгоревшего пороха. 2. Эмпирическое обобщение: следы несгоревшего пороха внедряются вокруг огнестрельной раны только тогда, когда выстрел произведен с близкого расстояния (до 1 м). Аргументация принимает следующий вид. 

Тезис: Выстрел  в Н. сделан с близкого расстояния (q). Аргументы: 1. Вокруг раны на теле Н. обнаружен несгоревший порох (р). 2. Если вокруг раны на теле обнаруживается порох (р), то это всегда свидетельствует  о близком выстреле (q). 

В дедуктивных обоснованиях при истинности посылок-аргументов и соблюдении правил вывода всегда получаются истинные результаты. 

Если демонстрация имеет форму неполной индукции или  аналогии, то тезис обосновывают лишь с большей или меньшей степенью вероятности. Для более точного обоснования тезиса в этом случае используют дополнительную информацию. 

Вопрос 14. Гипотезы их построение и этапы проверки 

Гипотеза – это форма человеческих знаний, представляющая собой обоснованное предположение, объясняющее свойства и причины исследуемых явлений. 

Выдвижение гипотезы включает всестороннее изучение наблюдаемых  явлений, анализ и отбор фактов, находящихся  в причинно-следственной, временной  связи с указанными обстоятельствами, анализ отдельных фактов и отношений  между ними. 

 Выдвижение гипотезы (версии) состоит из следующих шагов: 

- анализ отдельных фактов и отношений между ними;

- синтез фактов, их обобщение и формулировка предположения. 

Анализ (от греч. analysis - разложение, расчленение, разбор) - логический прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых затем исследуется в отдельности как часть расчлененного целого. При расследовании преступления анализу подвергается обстановка совершения преступления - фактический материал, который обнаруживается в процессе осмотра места происшествия и его окрестностей, обыска, при ознакомлении с документами, при допросах свидетелей и обвиняемых. Так, при осмотре места происшествия фиксируются следы ног, отпечатки пальцев, возможные орудия преступления, забытые вещи и т. д. Анализу подвергается также время совершения преступления, предшествующая жизнь потерпевшего (убитого, раненого, пострадавшего); способы совершения преступления; сведения о похищенном или пропавшем; профессиональные знания, характер преступника (сила, ловкость, гибкость, способы совершения преступления, связанные со спецификой профессиональной деятельности) и мотивы преступления. При этом необходимо учитывать, что мотивы совершения преступления могут быть самыми незначительными: уважаемый молодой человек хладнокровно совершает убийство, чтобы приобрести военную форму; внук убивает бабушку за отказ дать деньги; служащий поджигает офис, так как ему не нравилась работа, и т. д. 

Синтез (от греч. synthesis - соединение, составление, сочетание) - мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета как единого целого. В процессе синтезирования познается нечто новое - взаимодействие частей как целого. При этом проявляется способность следователя правильно связывать факты, выявлять среди них особенное, специфическое. Установление связи между фактами, последовательности их развития позволяет восстановить всю цепь причинной связи, познать факты, лежащие в начале этой цепи и обусловившие появление всех других обстоятельств. Важно уловить специфический признак преступления, роль которого могут выполнять особенности в действиях преступника, его поведение, а также принадлежащие ему вещи. 

В результате анализа  и синтеза фактического материала, имеющего отношение к данному  событию - преступлению, в свете научных  и практических данных, происходит отделение существенного от несущественного и обобщение существенных фактических обстоятельств. 

Выдвижение предположения  осуществляется с помощью логических умозаключений. 

Важным условием построения плодотворной гипотезы как  в процессе

реализации конкретной научно-исследовательской программы, так и в судебно-

следственной  практике является соблюдение принципа объективности

исследования.

      В психологическом плане объективность  означает отсутствие

предвзятости, когда  исследователь руководствуется  интересами установления

истины, а не своими субъективными склонностями, предпочтениями и желаниями.

      В логико-методологическом плане  объективность означает всесторонность

исследования.

      Во-первых, при выдвижении гипотезы  или версии должен учитываться  весь

исходный эмпирический материал. Она должна дать рациональное объяснение

всем собранным  фактам, не допуская никаких исключений. Если версия строится

с учетом лишь части  фактов, главным образом согласующихся  с выдвинутым

предположением, и противоречит другим, то она не может считаться надежной.

Будучи односторонней, а значит, и необъективной, такая  гипотеза обычно

Информация о работе Шпаргалка по "Логике"