Формы умозаключений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 16:48, автореферат

Краткое описание

Различают несколько форм умозаключений, основные из них - индукция и дедукция. Логика рассматривает их с точки зрения логических правил построения умозаключений, а также исследует возможные логические ошибки. Психология изучает усвоение и развитие умозаключений у ребёнка. Знание этих моментов способствует воспитанию логического мышления. Предпосылки этой формы мышления в виде простейших умозаключений начинают складываться уже у дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

Основные законы правильного мышления и их обоснование.doc

— 37.50 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ  В Г. МИНСК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

 

ПРИНЦИПЫ ПРАВИЛЬНЫХ РАССУЖДЕНИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила студентка 1го курса

 специальности  : Юриспруденция

Антонович Антонина Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013г.

Умозаключение

- мыслительная операция, состоящая в получении нового вывода из нескольких суждений. Является необходимым средством познания, когда требуется провести исследование: вывести следствие, осуществить доказательство, систематизировать знания, проверить гипотезу и др.

Ценность умозаключения для  процесса познания состоит в том, что с его помощью новое  знание добывается без обращения  к непосредственному опыту, извлекается из сформулированных в речи положений, отражающих исторический опыт людей. Суждения, из которых строится умозаключение, называются посылками. Суждение, которое получается путём сопоставления посылок, называется заключением. В процессе умозаключения суждения должны согласовываться друг с другом на основе соответствующих логических правил. Соблюдение этих правил и истинность посылок обеспечивают истинность умозаключения.

«К тому или иному суждению человек  может прийти путем непосредственного  наблюдения какого-либо факта или  опосредованным путем — с помощью  умозаключения.

Мышление не есть просто суждение. В реальном процессе мышления понятия и суждения не пребывают особняком. Они как звенья включены в цепь более сложных умственных действий — в рассуждения.

Относительно законченной единицей рассуждения является умозаключение. Из имеющихся суждений оно образует новое — вывод. Именно выведение новых суждений является характерным для умозаключения как логической операции. Суждения, из которых выводится заключение, суть посылки.

Умозаключение представляет собой операцию мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится суждение» (Спиркин, с. 449).

Формы умозаключений

Различают несколько  форм умозаключений, основные из них - индукция и дедукция. Логика рассматривает их с точки зрения логических правил построения умозаключений, а также исследует возможные логические ошибки. Психология изучает усвоение и развитие умозаключений у ребёнка. Знание этих моментов способствует воспитанию логического мышления. Предпосылки этой формы мышления в виде простейших умозаключений начинают складываться уже у дошкольников. Процессы восприятия, наблюдения, игры ставят перед ребёнком задачи разобраться в них, осмыслить результаты своих действий, понять причинные связи между явлениями. Однако умозаключения дошкольников, как правило, весьма несовершенны и часто неправильны, поскольку характерной особенностью детского мышления является ориентация на признак, господствующий в восприятии и заслоняющий подлинное основание происходящего события. Например, по величине бросаемых в воду предметов ребёнок судит о том, поплывёт предмет или утонет. Когда систематическое обучение становится ведущей деятельностью ребёнка, умозаключения получают подлинное основание и средства для своего развития. Система знаний построена таким образом, что учащемуся постоянно приходится усваивать множество общих правил, уметь отказываться от ошибочных индуктивных обобщений, сложившихся в его собственной практике. В процессе решения различных задач школьники учатся пользоваться как полными развёрнутыми умозаключениями, так и сокращёнными, которые по функциям эквивалентны полным. Исследования показали, что положения, обосновывающие конкретные операции, обычно опускаются, хотя и безусловно подразумеваются. Характерно, что на ранних этапах обучения умозаключения более развёрнуты. Замена развёрнутого умозаключения свёрнутым свидетельствует о более высоком уровне деятельности, однако преждевременный переход к сокращённым умозаключениям может явиться причиной ошибочных решений вследствие выпадения посылок.




Информация о работе Формы умозаключений