Сущность понятия и логические приемы его образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 12:08, контрольная работа

Краткое описание

Чтобы дать общую характеристику понятия в качестве формы мышления, необходимо ответить на два коренных для логики вопроса: как соотносится понятие с действительностью и как оно выражается в языке.
Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.
Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная логика.docx

— 21.86 Кб (Скачать файл)

Тема 4. Общая характеристика понятия.

 

 

1. Сущность понятия и логические  приемы его образования

 

   Чтобы дать общую характеристику понятия в качестве формы мышления, необходимо ответить на два коренных для логики вопроса: как соотносится понятие с действительностью и как оно выражается в языке.

   Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

   Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

   Любые свойства, черты, состояния предмета, которые так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак. Например, отсутствие билета у пассажира или оружия у преступника. Признаком бесхозного имущества является то, что оно не имеет собственника или его собственник не известен.

   Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет и являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых (например, черты лица, телосложение, походка, жестикуляция, мимика, так называемые особые приметы, броские признаки) принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей. Другие (профессия, национальность, социальная принадлежность) являются общими для определенной группы людей. Наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они присущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от других живых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.

   Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные. Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называются несущественными. Существенные признаки могут быть общими и единичными. Понятия, отражающие множество предметов, включают общие существенные признаки. Например, общие признаки человека (способность создавать орудия труда и др.) являются существенными. Понятие, отражающее один предмет (например, «Аристотель»), наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включает единичные признаки (основатель логики, автор «Аналитики»), без которой отличить Аристотеля от других людей и философов Древней Греции невозможно.

   Понятие качественно отличается от форм чувственного познания: ощущений, восприятий и представлений, существующих в сознании человека в виде наглядных образов отдельных предметов или их свойств. Мы не можем, например, представить, а тем более воспринять здание вообще. Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков. Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.

   Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства индивидуальных признаков предметов и в этом смысле они беднее форм чувственного познания – восприятий и представлений. Вместе с тем, отвлекаясь от несущественного, случайного, они позволяют глубже проникнуть в действительность, отобразить ее с большей полнотой, на что не способно чувственное познание.

 

2. Соотношения понятия и слова  в логике

 

   Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей – словом. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование ими. Единство понятия и слова не означает их полного совпадения. В разных национальных языках одно и то же понятие выражается разными словами. Но и в одном языке слово и понятие нередко не совпадают. Многие слова имеют не одно, а несколько значений. Например, слово русского языка «связка» употребляется в значениях: 1) несколько однородных предметов, связанных вместе («связка книг»), 2) сухожилие, соединяющее отдельные части скелета или органа тела («мышечные связки»), 3) элемент суждения, связывающий субъект и предикат или простые суждения. Несколько значений имеют слова «закон», «субъект», «край» и др.

   В любом языке существуют омонимы и синонимы

   Омонимы (от греч. homos – «одинаковый» и onyma – «имя») – это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия (например, нота – графическое изображение музыкального звука и дипломатическое обращение одного государства к другому; заключение – суждение, полученное логическим путем из посылок, и состояние лица, лишенного свободы, и последняя часть, конец чего-либо).

   Синонимами (от греч. synonymus – «одноименный») называются слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значений или стилистической окраской. Например, «родина» и «отечество»; «юридическая наука», «правоведение» и «юриспруденция»; «договор», «соглашение» и «контракт» и многие другие.

   Многозначность слов (полисемия) нередко приводит к смешению понятий, а следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно установить значение слов, с тем чтобы употреблять их в строго определенном смысле.

   В различных областях науки и техники вырабатывается специальная терминология – система терминов, употребляемых в данной области знания. Термин – это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие и характеризующееся однозначностью по крайней мере в пределах данной науки или родственной группы наук.

   Важное значение разработке и уточнению терминологии придается правовыми науками, которые, как правило, дают разъяснения терминов, употребляемых в определенной области права.

 

3. Логическая структура понятия

 

   Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Например, содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния противоправность, виновность, наказуе­мость.

   Множество предметов, которое мыслится в понятии, называется объемом понятия. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие-существенные признаки.

   Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество») и «элемент класса».

 

Классом, или множеством, называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Таковы, например, классы (множества) высших учебных заведений, студентов, юридических законов, преступлений и т.д. На основании изучения определенного класса предметов формируется понятие об этом классе. Так, на основе изучения класса (множества) юридических законов образуется понятие юридического закона.

   Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмножество. Например, класс студентов включает в себя подкласс студентов юридических вузов, класс преступлений – подкласс экономических преступлений.

   Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот.

 

Задача 1

 

   Какие признаки являются существенными для перечисленных предметов:

карандаш – синий; длина 10 см; оставляет след на бумаге; имеет грифельный стержень; затачивается перочинным ножом;

вертолет – является средством передвижения по воздуху; имеет двигатель; пилотскую кабину; систему управления; помещение для пассажиров или грузов; несущий винт;

термометр – имеет шкалу с делениями, стеклянный корпус, трубку, наполненную жидкостью; предназначен для измерения температуры тел.

 

Решение

 

   Существенные признаки предметов:

карандаш – оставляет след на бумаге; имеет грифельный стержень.

вертолет – является средством передвижения по воздуху; имеет несущий винт.

термометр – имеет шкалу с делениями, предназначен для измерения температуры тел.

 

Задача 2

 

   К какому приему образования понятий относится «мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков»:

 

   Абстрагирование – обобщение – анализ – синтез – сравнение.

 

Ответ. Этот прием образования понятий называется «анализ».

 

Задача 3

 

   Какие из приведенных слов не выражают понятия:

противоречие, менеджер, больше, прочь, она, ненастье, равно, увы, или, двуличие, взяткодатель, невменяемость.

 

 

 

 

Решение

 

   Не выражают понятия следующие слова: она, увы. Эти слова не имеют характерных признаков, необходимых для образования понятия. Слово «она» является местоимением, то есть словом употребляемым вместо термина отражающего понятие. Слово «увы» непосредственно зафиксированы на чувствах, а не на мысли. Близким к слову «увы» является понятие «разочарование».

 

Список использованной литературы

 

1.           Бочаров В.А, Маркин В.И. Основы  логики. Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2010.

2.           Войшвилло Е.К. Понятие. – М.: Знание, 1967.

3.           Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров  А.Л. Краткий словарь по логике. – М.: Высшая школа, 2009.

4.           Демидов И.В. Логика: Вопросы и  ответы. – М.: Юриспруденция, 2008.

5.           Иванов Е.А. Логика. Учебник для  юрид. вузов. – М.: Волтерс Клувер, 2009.

6.           Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юрид. вузов. – М.: Юристъ, 2010.

7.           Тымцяс В.Г. Логика. Курс лекций. – М.: Проспект, 2009.

 

 


Информация о работе Сущность понятия и логические приемы его образования