Спор как частный случай аргументации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:30, реферат

Краткое описание

Независимо от того, является ли он , например, адвокатом или прокурором в судебном процессе , настоящий профессионал должен грамотно, логично излагать свои доводы, чтобы убедить суд в своей правоте. Это лишь один из множества примеров тех ситуаций, когда умение аргументировать свою точку зрения является для юриста показателем его профессионального уровня.
Данная работа посвящена, в связи со всем вышеперечисленным, аргументации, ее содержанию и видам, умению приводить аргументы в споре и тому каких ошибок следует избегать при этом.

Вложенные файлы: 1 файл

Спор как частный случай аргументации.docx

— 41.58 Кб (Скачать файл)

 Другое дело, что ко  всему надо подходить критически. Во-первых, и великие люди ошибались.  Во-вторых, ссылка на истинное  и авторитетное суждение будет  правомочна тогда, когда она  действительно имеет отношение  к вашему тезису.

10. Аргумент к публике  - обращение к слушателям с  целью привлечь их на свою  сторону и тем самым оказать  психологическое давление на  оппонента. 

11. Аргумент к силе - угроза  неприятными последствиями и,  в частности, угроза прямого  физического насилия. 

12. Аргумент «к городовому»  - апелляция к власти учреждения  или государственных органов.  Например: "А ты не боишься,  что твоими рассуждениями могут  заинтересоваться в ФСБ?"

13. Аргумент к жалости  - возбуждение в оппоненте сочувствия  в надежде на то, что он смягчится и не будет доводить спор до победного конца.

14. Аргумент к тщеславию  - свой довод сопровождаем комплиментом  в адрес оппонента: "Вы же  умный, проницательный человек…"

15. Аргумент к невежеству - использование в споре таких  фактов и положений, о которых  ваш оппонент заведомо ничего  не знает, ссылка на сочинения,  которых он не читал. 

16. «Дамский» аргумент. Суть  его состоит в следующем. В  споре, желая защитить свое  мнение, недобросовестный оппонент  противопоставляет ему самое  крайнее, самое нелепое из возможных  мнений и приписывает его вам.  Вы, конечно, его отвергаете, и  тогда он делает вывод о  том, что вы согласны с его  мнением. 

17. Аргумент к личности. Суть его состоит в том, что  вместо разбора доводов противника  переходят на обсуждение его  личных особенностей - внешности,  характера, поведения, т. е.  переходят "на личности".

 

       

 

5. Эмоциональность  и оценочность аргументированной речи

 

 

В аргументации чрезвычайно  важным является то, какая лексика  используется оратором (пропонентом- лицом, выдвигающим и обосновывающим тезис). От этого напрямую зависит успех аргументации и ее благоприятное воздействие на слушателей (аудиторию). Используя различные лексические приемы, мы можем наиболее точно отразить суть аргументируемого тезиса, украсить речь и придать ей необходимый оттенок. Эмоционально-экспрессивные языковые приемы  весьма разнообразны: их выбор и порядок использования в каждом конкретном случае связан с выбором вида аргументации и с силой ее воздействия на оппонента, с темой, материалом, заинтересованностью и составом слушателей, а также временем, местом, условиями выступления.

 

При аргументации мы можем  использовать только нормы литературного  языка. В его лексической среде  можно выделить межстилевые, книжные и разговорные слова.

 

Межстилевая (нейтральная) лексика – это слова, не прикреплённые к определённому стилю речи, то есть они могут употребляться повсюду. Такие слова составляют основу нашего языка. Так, слово «говорить» является нейтральным по сравнению с разговорным «разглагольствовать». Такие слова, как например , «стол», «тетрадь», «карандаш», «голова», «старый», «север», «юг», «наш», «мой», «девять» – нейтральные, межстилевые.

 

 

Книжная лексика – это  такие слова, которые употребляются  в научном, публицистическом, официально- деловом стиле. Например, слова «прогрессивный», «внедрять», «конструктивный», «стимулировать».

 

 

Разговорная лексика –  это слова, употребляющиеся в  нашей обычной речи. Например, такие  как «подкованный», «столовка», «завалить», «сногсшибательный» и т.п. А вот  просторечная лексика - те слова, которые  характеризуются оттенком упрощения, сниженности , грубости. Такая лексика выходит за пределы норм литературного языка, однако, используется в литературных произведениях и в устной речи в качестве эмоционально- экспрессивных элементов. Примерами таких слов могут служить следующие: «замызганный», «облапошить», «обшарпанный» и т.п.

 

Степень использования в  выступлениях разговорной лексики  и фразеологии зависит от различных  факторов: от цели речи оратора, ее содержания, состава и интеллектуального  уровня аудитории, и , наконец, от индивидуальных речевых навыков самого выступающего. Одни ораторы свободно употребляют в своей речи специфические разговорные слова и выражения, другие напротив предпочитают книжную речь.

 

Нельзя не отметить, что  в определенных речевых ситуациях  разговорные слова бывают необходимы: именно разговорность повышает воспринимаемость речи, способствует преодолению возможного барьера между оратором и аудиторией. Книжный же стиль в свою очередь несколько суховат, поскольку лишен слов с яркой эмоциональной окраской.

 

В связи со всем вышеперечисленным  рассмотрим ниже понятие эмоционально- экспрессивной окраски.

 

 

Эмоционально- экспрессивная окраска – это дополнительные стилистические оттенки, которые накладываются на основное предметно-логическое значение слова и выполняют оценочную функцию. Слово может иметь эмоционально- экспрессивную окраску, если оно выражает какую- либо эмоцию или чувство (любовь, ненависть, радость, гнев) или своей образностью, или каким-то другим способом подчеркивает, усиливает мысль.

 

 

Оттенки эмоционально-экспрессивной  окраски делятся на два разряда: с положительной и с отрицательной (негативной) оценкой. К первой категории относятся торжественные, возвышенные, ласкательные, одобрительные, шутливые слова («зодчество», «благосклонно», «милостиво», «проникновенно», «брачные узы», «грядущее» и т.п.). Ко второму разряду относятся слова укоризненной, пренебрежительной, неодобрительной, презрительной окраской, такие ,как например, «буржуй», «трепач». Эти слова обычно стилистически снижены.

 

 

 Приведём несколько  примеров синонимов, которые имеют  различную эмоционально-экспрессивную  окраску. Так, слово «будущий»  ( нейтральная лексика) означает - такой, который последует за настоящим, который наступит или появится через некоторое время, а также такой, который станет кем-либо некоторое время спустя; слово «грядущий» обозначает то же, но имеет приподнятый характер, высокую окраску.

 

 Муж, супруг, благоверный,  половина, спутник жизни – мужчина  по отношению к женщине, состоящей  с ним в браке. «Муж» –  слово нейтральное. Слово «супруг»  употребляется, когда хотят проявить  почтительность, вежливость, часто  в официальной речи ; «благоверный» и «половина» (с притяжательными местоимениями «моя», «твоя», «её» и т. п.) имеют часто шутливо-иронический характер и употребляются в разговорной речи; понятие «спутник жизни» употребляется в приподнятой речи или в речи, имеющий фамильярный, шутливо-иронический характер (это зависит от контекста или от ситуации, в которой произносится эта речь).

 

Также и предпринимателя  можно назвать бизнесменом, а  можно – торгашом или спекулянтом; осторожность – предусмотрительностью  или трусостью и т. д.

 

Большую группу составляют многозначные слова, которые в прямом значении нейтральны, а в переносном имеют  эмоционально-экспрессивную окраску, оценочность. Во многом их окраска обусловлена контекстом, речевой ситуацией. Например, о человеке говорят в различных ситуациях, применительно к его качествам: «орёл», «медведь», « ястреб», «голубь», «солнце», «петух», «бегемот», «дикарь».

 

Оценка передаётся различными языковыми средствами с целью  воздействия на оценочные установки  слушателей и на их поведение. В речи оценка проявляется по-разному. Это  может быть слово, группа слов, выражение, целое высказывание. Чаще всего оценку выражают прилагательные и наречия («мерзкий», «прекрасно»), содержат оценку также существительные и глаголы («неряха», «клянчить»). Оценочный смысл может выражаться и контекстом.

 

В публичной речи оценка играет огромную роль. Можно утверждать, что  нет ни одного выступления, в котором  бы не содержалось момента оценочности.

 

Мы не всегда пользуемся богатством имён прилагательных. А ведь когда  существительное является стилистически  нейтральным, основная стилистически  нагрузка падает на прилагательное, определяющее данное существительное. И, что самое  главное для нас, это прилагательное необходимо, чтобы подчеркнуть оценочно-смысловую  сторону речи.

 

Наиболее действенными являются прилагательные, выражающие открытую положительную или отрицательную  оценку независимо от контекста, такие, как например, «интересная», «высококачественная», «творческая», «дружная», «плодотворная», «созидательная», «ударная», «эффективная», «бессмысленная», «монотонная», «скучная», «удручающая» (применительно к слову  «работа»).

 

Действенные ассоциации вызываются эмоционально-усилительными прилагательными, такими, как например, «дикий», «идиотский», «кошмарный», «курьёзный», «печальный», «потрясающий», «скандальный», «ужасный», «чудовищный», «незабываемый»( применительно к слову «случай»).

 

Другие прилагательные имеют  эмоционально-экспрессивную окраску, которая преобладает над предметно-логическим значением слова. Например, буйная, волшебная, грубая, дьявольская, дикая, дивная, живительная, загадочная, необузданная, сверхъестественная, тёмная, шальная сила.

 

Для усиления речи оратора  нередко употребляются так называемые метафорические эпитеты, то есть прилагательные, имеющие переносное значение. Они  являются дополнительной художественной характеристикой  в виде скрытого меткого сравнения: «колючий вопрос», «обомшелый вопрос», «азбучная истина», «колючая мысль», «волчий страх».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Заключение

 

Таким образом, логическая состоятельность  и доказательное значение рассуждения  во многом зависит от качества исходного  фактического и теоретического материала - убеждающей силы аргументов. Процесс  аргументации всегда предполагает предварительный  анализ имеющегося фактического и теоретического материала, статистических обобщений, свидетельств очевидцев, научных данных и т.п. Слабые и сомнительные аргументы  отбрасываются, наиболее веские синтезируются  в стройную и непротиворечивую систему  доводов.

 

Часто в выступлениях оратор используют психологические аргументы, которые представляют собой обращение  к эмоциям, чувствам, желаниям и интересам  адресата. Как правило, они используются спорщиками и публичными ораторами  сознательно: чем искусней оратор, тем  свободнее он владеет арсеналом  таких аргументов и тем этот арсенал  богаче.

 

Кроме того, в ходе данной работы была выявлена сущность одного из частных случаев аргументации- спора, а также рассмотрены лояльные и нелояльные приемы и аргументы применительно к данному «способу выяснения истины».

 

В целом была выявлена важность правильной аргументации, которая основывается, прежде всего, не на количестве фактов, а на их убедительности, яркости, впечатляющей логике.

 

7.Список использованной  литературы

 

1. «Логика» В.И. Кириллов, А.А. Старченко. Москва, издательство  «Юристъ»,1998

 

2. «Основы исксства речи» Поль Л. Сопер. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1999

 

3. «Основы ораторской речи»  Н.Н. Кохтев. Москва, издательство  МГУ,1992

 

4. Internet: -Российский образовательный портал Distance. ru


Информация о работе Спор как частный случай аргументации