Профессиональное самоопределение :качество и способности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 17:44, контрольная работа

Краткое описание

В русском языке термин «ориентация» употребляется в двух смыслах. Первый — совершение в отношении кого-либо ориентирующего воздействия, координация деятельности ориентируемого в том или ином направлении. Другой смысл — умение разобраться в окружающей обстановке и обстоятельствах, способность определить собственное местонахождение и рассчитывать на кого-либо или что-либо. Эти два смысла могут в некоторой степени соответствовать двум различным образовательным парадигмам — педагогике манипуляции и педагогике поддержки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Профессиональное самоопределение :возрастные проявления, сфера жизнедеятельности………………………………………………………………..4
2.Профессиональное самоопределение :качество и способности человека…………………………………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………...14
Список литературы………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

210-2!!планирование карьеры.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

По мере освоения профессии  личность все больше «погружается»  в профессиональную среду. Реализация деятельности осуществляется относительно устойчивыми и оптимальными для  работников способами. Стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе. Эти изменения ведут к образованию новой социальной ситуации, а сама профессиональная деятельность характеризуется индивидуальными личностносообразными технологиями выполнения. Наступает стадия первичной профессионализации.

Дальнейшее повышение  квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка  собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации.

На этой стадии профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень ее проявления индивидуализируется  и зависит от индивидуально-психологических  особенностей личности. Но в целом  каждому работнику присущ свой устойчивый и оптимальный уровень профессиональной активности.

И лишь часть работников, обладающих творческими потенциями, развитой потребностью в самоосуществлении  и самореализации, переходит на следующую  стадию – профессионального мастерства. Для нее характерны высокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень выполнения профессиональной деятельности. Переход на стадию мастерства изменяет социальную ситуацию, кардинально меняет характер выполнения профессиональной деятельности, резко повышает уровень профессиональной активности личности. Профессиональная активность проявляется в поиске новых, более эффективных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений с коллективом, попытках преодолеть, сломать традиционно сложившиеся методы управления, в неудовлетворенности собой, стремлении выйти за пределы себя.

Таким образом, в целостном  процессе профессионального становления  личности выделяются следующие стадии:

оптация (формирование профессиональных намерений, профессиональное самоопределение, осознанный выбор профессии на основе учета индивидуально-психологических особенностей);

профессиональная подготовка (формирование профессиональной направленности и системы социально и профессионально  ориентированных знаний, умений, навыков, приобретение опыта решения типовых профессиональных задач);

профессиональная адаптация (вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, усвоение новых  технологий профессии, приобретение опыта  самостоятельного выполнения профессиональной деятельности);

первичная и вторичная  профессионализация (формирование профессионального  менталитета, интеграция социально  и профессионально важных качеств  и умений в относительно устойчивые профессионально значимые констелляции, высококвалифицированное выполнение профессиональной деятельности);

профессиональное мастерство (полная реализация, самоосуществление  личности в творческой профессиональной деятельности на основе относительно подвижных интегративных психологических  новообразований, творческое проектирование своей карьеры, достижение вершин («акме») профессионального развития)6.

Переход от одной стадии профессионального становления  к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоения либо присвоения новой социальной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку личности. Все эти изменения не могут не вызывать психической напряженности личности. Переход от одной стадии к другой порождает субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты. Можно утверждать, что смена стадий инициирует нормативные кризисы профессионального становления личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время  молодые специалисты достаточно остро нуждаются в профориентационном сопровождении в процессе обучения и трудоустройства, и частично эту роль могут взять на себя обучающие их организации. В психологической науке и практике проблематика профессионального самоопределения человека, или профориентации имеет достаточно неоднозначный характер. С одной стороны, она является достаточно изученной областью, проработанной многими авторами и исследователями с теоретической точки зрения. Создано большое количество разнообразных методов, методик и инструментов оказания профориентационной помощи людям, в ней нуждающимся. Однако, с другой стороны, существует и ряд проблем, которые существенно ограничивают эффективность практического приложения имеющихся знаний и наработок. Первая проблема носит социально – экономический характер, и связана с глобальными изменениями, произошедшими в нашей стране за последние десятилетия, осознанием этих изменений и адекватностью существующих методов и концепции профориентации новых условиям жизни. Вторая проблема связана с отсутствием системных технологий оказания профориентационной помощи. Профориентация носит зачастую частный характер, организовывается по инициативе лишь лично заинтересованных специалистов, не производится целенаправленной информирование населения о важности и пользе данных мероприятий. Это существенно ограничивает возможности людей в получении квалифицированной помощи по разным причинам: из-за недостатка информации (а где ее можно получить, а что это такое), из-за отсутствия в месте проживания специалистов и т.п. Третья проблема вытекает из первых двух и связана с недостатком практических наработок в данной области: как организационного характера по созданию системы профориентации, так и содержательного характера самой услуги, которая удовлетворяла бы запросам современности. Частично данная проблема может быть решена за счет использования огромного опыта западных коллег по организации центров профориентации, центров карьеры и т.п., но для корректного применения этот опыт должен быть адаптирован под специфику нашей культуры.При этом именно сейчас актуальность профориентации высока как никогда ранее. Многообразие выбора профессий и специализаций, возможности для образования и обучения, новые экономические условия жизни – вот лишь небольшая часть тех причин, побуждающих людей уделять все более пристальное внимание вопросам собственной профессиональной жизни и карьеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Буякас, Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности/Т.М.Буякас//Воросы психологии.-2002.-№ 2.-С,28-40
  2. Евстратов, В.Г. Психология и педагогика профориентационной работы/В.Г.Евстратов.-Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р.Державина, 2007
  3. Завалишина Д.Н. Способы идентификации человека с профессией. //Психология субъекта профессиональной деятельности. М.-Ярославль: ЯрГУ / Под ред. А.В. Карпова. 2001. С. 104 – 128.
  4. Кондаков, И.Н. Диагностика профессиональных установок подростков/ И.Н.Кондаков// Вопросы психологии.-2006.-№ 2.-С.122-130.
  5. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий.-М.: ТЦ «Сфера», 2001.-464с.
  6. Леонтьев, Д. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего/Д. Леонтьев, Е. Шалобанова//Вопросы психологии-2001.-№ 1.-С.57-66.
  7. Подлеснова, Н. Выбирая профессию/Н. Подлеснова, И. Руденко//Семья и школа.-2007.-№ 11-12.-С.19-21
  8. Пряжникова, Е. Профконсультация: планирование жизненного пути/Е.Пряжникова, Н. Пряжников//Школьный психолог/Прилож. к газ. «п/с»/.-2008.-№2.-С.2-3.
  9. Столяренко, Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация/Л.Д. Столяренко.-Ростов н/Дону: издательство «Феникс»,

     1999.-383с.

  1. Шапарь, В.Б. Практическая психология.Инструментарий/В.Б. Шапарь, А.В. Тимченко, В.Н. Швыдченко.-Ростов н/Дону:Издательство «Феникс», 2002.-68с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Подлеснова, Н. Выбирая профессию/Н. Подлеснова, И. Руденко//Семья и

школа.-2001.-№ 11-12.-С.19-21

2 Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий.-М.: ТЦ «Сфера», 2001.- с. 146.

3 Буякас, Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности/Т.М.Буякас//Воросы психологии.-2002.-№ 2.-С,28-40

4 Евстратов, В.Г. Психология и педагогика профориентационной работы/В.Г.Евстратов.-Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р.Державина, 2007

5 Пряжникова, Е. Профконсультация: планирование жизненного пути/Е.Пряжникова, Н. Пряжников//Школьный психолог/Прилож. к газ. «п/с»/.-2008.-№2.-С.2-3.

6 Леонтьев, Д. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего/Д. Леонтьев, Е. Шалобанова//Вопросы психологии-2001.-№ 1.-С.57-66.

.

 


Информация о работе Профессиональное самоопределение :качество и способности человека