Предмет логики, ее роль в практической и теоретической практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 09:48, контрольная работа

Краткое описание

В работе в теоретической части рассмотрены следующие вопросы:
- Предмет и значение логики;
- Логика и мышление;
В практической части: решение 4-х задач.

Вложенные файлы: 1 файл

Логика экономисты 2009 Вар 9.docx

— 49.17 Кб (Скачать файл)

В-четвертых, язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением законами логики субъектом, с его познавательными способностями.

Поэтому овладение языком, грамматическими  формами, лексикой является предпосылкой для формирования мышления. Не случайно известный отечественный психолог Л.С. Выготский подчеркивал, что мысль  никогда не равна прямому значению слова, однако она и невозможна без  слов. Язык и мышление, находясь в таком противоречивом единстве, оказывают друг на друга взаимное влияние. С одной стороны: мышление представляет содержательную основу для языка, для речевых выражений; мышление контролирует использование языковых средств в речевой деятельности, саму речевую деятельность, управляет использованием языка в коммуникации; в своих формах мышление обеспечивает освоение и наращивание знания языка и опыта его употребления; мышление определяет уровень языковой культуры; обогащение мышления ведет к обогащению языка.

С другой стороны: язык является средством  формирования и формулирования мысли  во внутренней речи; язык выступает  по отношению к мышлению в качестве основного средства вызова мысли  у партнера, ее выражения во внешней  речи, тем самым делая мысль  доступной для других людей; язык представляет собой средство мышления для моделирования мысли; язык представляет мышлению возможность управлять  мыслью, так как оформляет мысль, придает ей форму, в которой мысль  легче обрабатывать, перестраивать, развивать; язык по отношению к мышлению выступает как средство воздействия  на действительность, средство прямого, а чаще всего косвенного преобразования действительности через практическую деятельность людей, управляемую мышлением  с помощью языка; язык выступает  в качестве средства тренировки, оттачивания, совершенствования мышления.

Таким образом, соотношение языка  и мышления разнообразно и существенно. Главное в этом соотношении: как  для мышления необходим язык, так  и для языка необходимо мышление.

Язык формальной логики

С чем же связано наличие собственного языка логики как науки? Дело в  том, что естественному языку  присущи некоторые недостатки, которые  не позволяют логике ограничиваться использованием только его.

Основными недостатками естественного  языка являются:

  • изменение значения слов с развитием общественной практики и по истечении определенного времени;
  • многозначность некоторых слов;
  • расплывчатость, неопределенность отдельных слов, не позволяющая с их помощью определить предмет науки;
  • несовершенство правил построения выражений, которое в логическом смысле несет на себе печать многозначности понимания вербальной мысли;
  • деление естественного языка на большое количество языков разных стран и народов, в результате чего одна и та же мысль может быть оформлена различными языками.

Формальная логика пытается искоренить данные недостатки в своей области. Это достигается на основе введения специального символического языка. Внутри формальной логики операции с мыслями  заменяются действиями со знаками. Общепринятым в современной логике является так  называемый язык логики предикатов. Рассмотрим кратко принципы построения и структуру этого языка.

Важное значение для выявления  логической формы мыслей при анализе  естественного языка имеет смысловая  или семантическая характеристика языковых выражений. В этом плане  в формальной логике используются две  группы терминов дескриптивные и  логические.

Дескриптивные термины (лат. descriptic - описание) - это имена предметов, предикаторы и функциональные знаки. Они выражаются словами естественного языка и на данный момент речемыслительной деятельности адекватно отражают предмет мышления.

Имена предметов - это слова или  словосочетания, которые обозначают отдельные предметы или классы однородных предметов.

Предикаторы - это языковые выражения, которые обозначают свойства или  отношения, наличие которых в  суждениях утверждается или отрицается.

Функциональные знаки - это принятые обозначения предметных функций, операций (Sin a , "+" и др.).

Логические термины заменяют в естественном языке определенные союзы (логические постоянные, или логические константы).

На основе семантических категорий  естественного языка создан специальный алфавит языка логики предикатов. Из соображений удобства сведем его основные символы в таблицу.

Символ 

Способ употребления

Название 

Читается 

x,y,z

 

предметные переменные

 

p,q,r

 

пропозиционные переменные

 

Р,Q,R

 

предикатные переменные

 

^

p ^ q

конъюнкция 

p и q

v

p v q

дизъюнкция слабая

p или q

v

p v q

дизъюнкция сильная 

либо p, либо q

р → q

импликация 

если p, то q

р ↔ q

эквиваленция (эквивалентность)

p тогда и только тогда, когда q

-

-p

отрицание

неверно, что р


С помощью приведенного искусственного языка строится формализованная  логическая система, называемая исчислением  предикатов, систематическое изложение  которой осуществляется в символической  логике. Нами же элементы языка логики предикатов будут использоваться в  дальнейшем изложении для анализа  отдельных фрагментов естественного  языка.

Таким образом, изучение логики мыслительного  процесса, знание логических форм, выраженных в обычном словесном языке, и  логических законов, ими управляющих, сохраняет свое значение и актуальность для формирования у человека его  логической культуры.

2. Практическая часть.

Задача 2.1.

Дайте логическую характеристику понятиям «Законность», «Равноценно», «Справка с места жительства».

Основные логические характеристики: объем и содержание понятия.

Объем понятия - это совокупность (класс) предметов, которые мыслятся в данном понятии.

Содержание - совокупность признаков предмета (предметов), мыслимых в данном понятии.

Характеристика  состоит в указании отличительных, характерных признаков единичного предмета (лица, события и т. д.).

В характеристике может быть указан только один характерный  в каком-либо отношении признак.  

Приемом, заменяющим определение, является также сравнение, при помощи которого один предмет  сравнивается с другим, сходным с  ним в каком-либо отношении. Этот прием применяется для образной характеристики предмета.

«Законность»-

собирательное понятие, родовое, общее, абстрактное, целесообразное;

содержание  понятия - один из основных правовых признаков и принципов правового государства, выражающий режим реального действия права в государстве;

объем понятия – в объем понятия “законность” входят все объекты, понятия, признаки которых соответствуют его содержанию, то есть нормативно-правовые акты, своды законов…

«Равноценно»-

единое, пустое, собирательное, абстрактное;

содержание  понятия – имеющее одинаковую ценность;

 «Справка с места жительства»

единое, пустое, собирательное, регистрируемое, конкретное, класс предметов – документ;

 

Задача  2.2.

Установите  правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте  правильное определение)

 

Задача 2.3.

Установите  вид сложного суждения, укажите его  части (простые суждения), запишите суждения, с помощью символов, используя  логические связки. «Лицо не несет  ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении  себя, членов семьи или близких  родственников, круг которых определен  законодательством».

Сложные высказывания делятся на отрицательные (“… не …”), соединительные (“… и …”), разделительные (“… или …”) и условные (“Если …, то …”). Два высказывания называются логически эквивалентными, если и только если они принимают одинаковые истинностные значения в каждой логически возможной ситуации.

Вид сложного суждения – отрицательное суждение с разделительными (дизъюнктивными) и соединительными (конъюнктивными) элементами, состоящее из простых суждений:

«Лицо не несет  ответственности за отказ давать показания» (отрицательное)  (А)

«или»  (разделительный элемент)

«Лицо не несет ответственности  за отказ давать объяснения в отношении себя» (В) (конъюнкция)

 «членов семьи» (С) «или» (разделительный элемент) «близких родственников, круг которых определен законодательством» (D), 

Определяется  формулой:

^(СvD)

Задача  2.4.

Установите  сокращенным табличным  методом, является ли законом логики формула

((p→q)^(q→r)^(r→s)→(p→s)

Воспользуемся таблицей истинности булевой логики

p

q

p ^ q

p V q

p∙V∙q

p®q

p«q

и

и

и

и

л

и

и

и

л

л

и

и

л

л

л

и

л

и

и

и

л

л

л

л

л

л

и

и


Где  и -1, л – 0

 

 

p

q

r

s

p®q

q®r

r®s

(p→q)^(q→r)

(p→q)^(q→r)^(r→s)

(p→s)

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

1

0

1

0

0

1

1

0

1

0

0

1

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


Формула ((p→q)^(q→r)^(r→s)→(p→s) является законом логики так как 1 стремиться к 1, 0 стремиться к 0 и к 1.

 

Литература

1. Бузук Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И.  Наука убеждать: логика и риторика  в вопросах и ответах. М., 1992.

2. Гжегорчик А. Популярная логика. М., 1979.

3. Зегет В. Элементарная логика. М., 1985.

4. Гетманова А.Д. Учебник по  логике. М., 1994.

5. Ивин А.А. По законам логики. М., 1983.

6. Кириллов В.И., Старченко А.А.  Логика. Учебник. М., 1987.

7. Краткий словарь по логике. М., 1991.

8. Уемов А.И. Логические ошибки: как они мешают правильно мыслить.  М., 1958.

9. Упражнения по логике. М., 1993.

 


Информация о работе Предмет логики, ее роль в практической и теоретической практике