Предмет и значение логики в системе научного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 20:56, лекция

Краткое описание

Можно логично рассуждать, не зная правил логики, подобно тому, как нередко люди выражают свои мысли на языке, не зная грамматики. Знание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи. Особенно важно знание основ логики в процессе овладения новыми знаниями, в обучении, оно помогает заметить логические ошибки в устной речи и в письменных произведениях других людей, найти более короткие и правильные пути опровержения этих ошибок, позволяет не допускать их самому. Логика способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности, помогает формированию у нее научного мировоззрения.

Содержание

1. Логика как наука о законах мышления.
2. Основные исторические этапы развития логики.
3. Логика и язык права.
4. Основные законы логики.
5. Паралогизмы, софизмы и логические парадоксы.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_po_logike.doc

— 849.00 Кб (Скачать файл)


                           

 

                         -       где А – любое понятие.

 

 

Предметы, входящие в  объем понятия называется классом или множеством. Класс состоит из подклассов или подмножеств. Например, класс явлений, охватываемых понятием «право», включает в себя такие подклассы (подмножества), как исторические формы права – рабовладельческое, феодальное, буржуазное и др., его различные отрасли – трудовое, гражданское, уголовное и т.п.

Отдельный предмет, принадлежащий  классу предметов называется элементом. Например, уголовное, гражданское, трудовое право являются элементами класса «право».

Различают универсальный  класс, единичный класс и нулевой  или пустой класс. Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, называется универсальным классом, например, класс планет Солнечной системы, класс городов мира, академий или вузов.

Единичный класс  – класс, состоящий из одного предмета: планета Земля, город Москва и др.

Пустой (нулевой  класс) не содержит ни одного предмета (кентавр, вечный двигатель, круглый квадрат).

Содержание и объем понятия органически связаны между собой. Определенному содержанию понятия соответствует свой определенный объем  и наоборот. В их соотношении прослеживается закономерность: с уменьшением объема понятия, его содержание становится богаче, так как число признаков в нем увеличивается, и наоборот, с увеличением объема число признаков уменьшается. Эта закономерность получила название закона обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Действие этой закономерности распространяется на такие понятия, из которых одно выступает подклассом или элементом другого и проявляется в процессе таких логических операций как обобщение и ограничение понятий.

Увеличивая содержание понятия «государство» путем  прибавления нового признака – «современное», мы переходим к понятию современное государство, имеющему меньший объем. Увеличивая объем понятия «учебник по теории государства и права», переходим к понятию учебник, имеющему меньшее содержание, так как оно не включает в себя признаки, характеризующие учебник государства и права.

Подобное же отношение  между объемом и содержанием  имеет место в понятиях «преступление» и «преступление против личности» (первое понятие больше по объему, но меньше по содержанию), генеральный прокурор и прокурор, где первое понятие меньше по объему, но больше по содержанию.

 

    1. Виды понятий.

Понятия можно классифицирован по объему и по содержанию.

По объему, прежде всего, выделяются пустые и непустые понятия. Пустыми называются понятия, объем которых равен нулю. К ним относятся понятия, имеющие мифологический характер (кентавр, русалка), понятия, научная несостоятельность которых выявилась со временем (теплород, флогистон, вечный двигатель), а также понятия о реально не существующем, но возможном (неземная цивилизация, инопланетяне). К таким понятиям еще недавно принадлежало понятие «президент России».

Непустые понятия  имеют объем, в который входит, по крайней мере, один реальный предмет. Непустые понятия разделяются на единичные и общие.

Если объем  понятия составляет лишь один предмет  мысли, то оно называется единичным, например, Солнце, Земля, Россия и др. Единичными называются понятия, которые относятся к совокупности предметов, если эта совокупность мыслится как единое целое: Солнечная система, человечество, ООН и др.

Общие понятия  заключают в своем объеме группу предметов, причем, они приложимы к каждому элементу этой группы (звезда, планета, государство). Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими.

Регистрирующими называются понятия, в которых множество  мыслимых в них элементов поддается учету, регистрируется хотя бы в принципе, например, понятия «участники Великой Отечественной войны», «планета Солнечной системы», «родственники потерпевшего Шилова». Регистрирующие понятия имеют конечный объем.

Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элементов называются нерегистрирующими. Например, в понятиях «человек», «следователь», «указ» множество мыслимых в них элементов не поддается учету, в них мыслятся все люди, следователи, указы прошлого, настоящего и будущего. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

По содержанию понятия  делятся на четыре группы.

Положительные и отрицательные.

Положительными  называются понятия, содержание которых  составляют свойства, присущие предмету. Например, грамотный, порядок, верующий.

Отрицательными  называются понятия, содержание которых указывает на отсутствие у предмета определенных свойств. Например, неграмотный, беспорядок, неверующий. В русском языке такие понятия часто начинаются с приставки не- или без-. В словах иностранного происхождения с отрицательной приставкой -а-: анонимный, ассиметрия. Необходимо отметить, что не все слова русского языка, начинающиеся на не- и без- содержат отрицание признаков, например, безделушка, негодование.

Собирательные и несобирательные.

Собирательными  называются понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, например, коллектив, полк, созвездие. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. Например, существенные признаки коллектива (группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами) неприложимы к каждому отдельному члену коллектива. Собирательные понятия могут быть общими (коллектив, полк, созвездие) и единичными (коллектив нашего института, созвездие Большой Медведицы).

Несобирательными  называются понятия, в которых мыслятся признаки, относящиеся к каждому  его элементу (звезда, государство, район).

В процессе обсуждения общие  понятия могут употребляться  в разделительном и собирательном смысле. Например, понятие «человек» в предложении «Человек осваивает космос» имеет собирательное значение, т.к. неприменимо к каждому человеку в отдельности, а в предложении «Человек имеет право на гражданство» имеет разделительное значение, т.к. относится к каждому человеку.

Конкретные и абстрактные  понятия.

Конкретным  называется понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов  как нечто самостоятельно существующее (книга, свидетель, государство). Конкретные понятия могут быть как общими, так и единичными.

Абстрактным называется понятие, в котором мыслится признак  предмета или отношение между предметами (смелость, ответственность, белизна, дружба, посредничество). Абстрактные понятия могут быть общими (посредничество, белизна) или единичными (гениальность Эйнштейна).

Безотносительные и  соотносительные понятия.

Безотносительными называются понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения с другими предметами (студент, государство, закон).

Соотносительными  называются понятия, содержащие признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому (родители – дети, начальник – подчиненный, истец - ответчик).

Знание видов понятий  – одно из необходимых условий, обеспечивающих точность и ясность мышления. Чтобы оперировать понятием, необходимо не только четко знать его содержание и объем, но и уметь давать ему логическую характеристику. Например, юрист – понятие общее (нерегистрирующее), несобирательное, конкретное, положительное, безотносительное.

 

ЛЕКЦИЯ 3. Логические операции с понятиями.

 

    1. Отношения между понятиями.
    2. Логическая операция обобщения и ограничения понятий.
    3. Логическая операция определения понятия. Виды определений. Правила определения понятий.

           4. Логическая операция деления  понятий. Виды деления. Правила деления.

    1. Классификация понятий.

 

1. Отношения между понятиями.

Понятия находятся между  собой в определенных отношениях. По содержанию между понятиями могут  быть только два вида отношений – сравнимость и несравнимость. Далекие друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми (безответственность и нитка, романс и кирпич). Между ними невозможны логические отношения.

Сравнимые понятия  – это понятия, имеющие в своем  содержании общие, существенные признаки (по которым они и сравниваются). Например, право и мораль, юрист и адвокат. Отношения между понятиями изображают с помощью схем - кругов Эйлера, названных по имени русского ученого.

 Между сравнимыми  понятиями возможны два вида  отношений по объему: совместимость и несовместимость, а сами соотносящиеся понятия называются совместимыми или несовместимыми.

Совместимые понятия  – это такие, объемы которых полностью  или частично совпадают. Между совместимыми понятиями складываются следующие отношения:

1 – равнообъемность.

Равнообъемными или  равнозначными называются понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы которых совпадают. Например, «Л.Н. Толстой» - А и «автор романа «Война и мир» - В. Объемы тождественных понятий изображаются кругами, полностью совпадающими.


 

 

 

2 – перекрещивание.

Перекрещивающимися  называются понятия, объемы которых  частично совпадают, например, «студент» и «спортсмен», «юрист» и «писатель». Они изображаются пересекающимися кругами. В перекрещивающейся части двух кругов мыслятся студенты, являющиеся спортсменами. В левой части круга мыслятся студенты, не являющиеся спортсменами, а в правой части – спортсмены, не являющиеся студентами.


 

 

 

 

3 – подчинение.

В отношении  подчинения (субординации) находятся  понятия в том случае, если объем одного полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его. Это отношение вида – В и рода  - А (млекопитающее и кошка).



                                                                     ВВВ     

 

 

Несовместимыми  называются понятия, объемы которых не совпадают. Несовместимые понятия могут находится между собой в следующих отношениях.

1 – соподчинение.

В отношении  соподчинения (координации) находятся  понятия, объемы которых исключают  друг друга, но принадлежат некоторому, более общему родовому понятию. Например, «ель» - в, «береза» - с, «сосна» - д принадлежат объему понятия «дерево» - А. Они изображаются отдельными неперекрещивающимися кругами внутри одного общего круга. Это виды одного и того же рода.




 

 

 

2 – противоположность.

В отношении  противоположности (контрарности) находятся  два понятия,  признаки которых  противоречат друг другу, а сумма  их объемов не исчерпывает родового понятия (белая краска – черная краска, храбрость - трусость).

 


 

 

 

 

3 – противоречие.

В отношении противоречия (контрадикторности) находятся такие два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками. Если одно понятие обозначить А (например, белая краска), то другое понятие, находящееся с ним в отношениях противоречия следует обозначить не-А (т.е. не-белая краска). Круг Эйлера в этом случае делится пополам (А и не-А) и между ними нет никакого третьего понятия.


 

 


 

2. Логическая операция обобщения и ограничения понятий.

Большое значение для достижения определенности нашего мышления имеют логические операции обобщения и ограничения понятий, основанные на законе обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

Обобщить понятие –  значит перейти от понятия с меньшим  объемом, но большим содержанием  к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием. Например, обобщая понятие «городской суд», мы получим понятие «суд», объем нового понятия шире исходного, т.к. первое относится ко второму как вид к роду. Вместе с тем, содержание нового понятия уменьшилось, так как мы исключили его видовые признаки. Обобщение понятия может быть многоступенчатым, например,  «уголовное преступление», «преступление», «противоправное деяние», «деяние». Однако, обобщение понятий не может быть бесконечным. Пределом обобщения являются категории – понятия, обладающие предельно широким объемом, - материя, сознание, движение,.свойство и др. Категории не имеют родового понятия.

Ограничение понятия представляет собой операцию, противоположную  обобщению. Ограничить понятие –  значит перейти от понятия с большим  объемом, но меньшим содержанием  к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием. Например, «юрист», «следователь», «следователь прокуратуры», «следователь прокуратуры Петров». Пределом ограничения понятия является единичное понятие.

Логические операции обобщения  и ограничения понятий широко применяются в практике мышления: переходя от понятия одного объема к понятию другого объема, мы уточняем предмет нашей мысли, делаем наше мышление более определенным и последовательным.

Обобщение и ограничение понятий  нельзя смешивать с мысленным  переходом от части к целому и выделением части из целого. Например, сутки делятся на часы, часы на минуты, минуты на секунды. Каждое последующее понятие не является видом предыдущего, которое в свою очередь нельзя рассматривать как родовое. Поэтому переход от понятия «час» к понятию «сутки» является не обобщением, а переходом от части к целому.

 

3. Логическая операция определения понятия. Виды определений. Правила определения понятий.

Важнейшими логическими  характеристиками понятия выступают  его содержание и объем. Но они часто скрыты за словесной оболочкой понятия, и их  необходимо раскрывать с помощь специальных операций: определение и деление.

Определением называется логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Суждение, раскрывающее содержание, называется дефиницией.

Всякое определение состоит  из двух элементов, тесно связанных  между собой: определяемого и определяющего.

Информация о работе Предмет и значение логики в системе научного знания