Предмет, значение и основные этапы становления науки логики. Основные законы формальной логики. Методы индуктивного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 16:07, реферат

Краткое описание

Ло́гика (греч. λογική «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от λόγος — «речь», «рассуждение»).
Наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

Вложенные файлы: 1 файл

Ло́гика.docx

— 31.39 Кб (Скачать файл)

Таким образом, когда мы определяем причинную связь по методу, называемому  методом согласия, или сходства, то мы сравниваем между собой различные  случаи, в которых изучаемое явление  имеет место, выделяя в них  части предшествующие и последующие.

Обозначим предшествующие буквами  АВСДЕ, а последующие буквами а Ь с d е, и пусть а будет тем действием, причину которого нам нужно определить. Предположим, что мы исследовали А в соединении с В и С и что действий их было а в с; далее предположим, что мы исследовали А в соединении с D и Е, но без В и С, и что действие их было а d е. Тогда ни В, ни С, ни D, ни Е не могут быть причинами а, тогда как в первом случае а возникает без D и Е, а во втором случае без В и С. Поэтому причиной а может быть только A.

Способ определения причинности  по первому методу может быть формулирован следующим образом: «если двум или  большему числу случаев исследуемого явления природы обще лишь одно обстоятельство, .то, именно, то обстоятельство, в котором все случаи согласуются, есть причина данного явления».

Этот метод можно символизировать  при помощи следующей схемы:

            Случай 1                        Случай 2

Предшествующие………………A B C                               A D E

Последующие……………………a b c                                 a d e

-Метод разницы. По второму методу исследование причинной связи явлений производится следующим образом. Положим, нам даётся ряд предшествующих А В С и ряд последующих а Ь с. Требуется определить, что является причиной а. Для этого мы в ряду предшествующих отбрасываем один член, например Л, тогда в ряду последующих отпадает член а. Если удаление Л влечёт за собой удаление а, то это является знаком того, что Л есть причина а. Таким образом, по этому методу мы сравниваем случай, в котором исследуемое явление имеется налицо, со случаем, в котором исследуемое явление не имеется налицо. Этот метод называется методом разницы, и правило его формулируется следующим образом:

«Если случай, в котором  известное явление природы наступает, и случай, в котором оно не наступает, имеют общими аса обстоятельства, за исключением лишь одного, и это  одно обстоятельство встречается только в первом случае, то обстоятельство, в котором оба случая разнятся между собою, есть причина или  необходимая часть причины изучаемого явления природы».

Например, мы знаем, что лёгкие тела: перья, пух, вата, падают не с той  скоростью, с какой падают другие тела. Мы можем поставить вопрос, какова причина неодинаковой скорости падения. Для разрешения этого вопроса  мы в ряду обстоятельств, при которых  совершается падение тел, устраняем  воздух, именно мы, производим падение  тел в стеклянном сосуде, из которого предварительно выкачали воздух. Тогда  мы видим, что и указанные тела падают с той же скоростью, с какой падают и другие тела. Если устранение воздуха повлекло за собой устранение неравенства скорости падения, то это значит, что воздух, точнее сопротивление воздуха, есть причина неравенства скорости падения.

Схема метода разницы будет следующая:

             Случай 1       Случай 2

Предшествующие …………………….A B C D         B C D

Последующие………………………….a b c d             b c d

Соединение метода сходства с методом разницы называется соединённым методом. Его можно  пояснить при помощи следующего примера. Я заметил, что какое-нибудь растение находится постоянно в изобилии на какой-нибудь почве, но в то же время  я нахожу, что оно не растёт ни на какой другой почве. Отсюда я делаю  заключение, что причиной произрастания  данного растения является именно почва (т. е. какие-нибудь химические составные  части этой почвы).

-Метод остатков. Сущность этого метода сводится к следующему. Нам дан ряд явлений ABC, которые мы считаем предшествующими, и затем дан ряд явлений а b с, которые мы считаем последующими. Пусть из предыдущего опыта нам известно, что А есть причина а, и В есть причина b; тогда, вычтя эти известные нам причины, мы получим, что С есть причина с. При помощи этого метода была открыта новая планета Нептун. Оказалось, что наблюдаемые движения Урана не находились в согласии с движениями, найденными посредством вычисления. Движение Урана то замедлялось, то ускорялось. Надо было определить причину нарушения движения Урана. Было известно, какое количество нарушения в движении Урана было обязано влиянию известных в то время небесных светил. Когда произвели вычитание этого известного уже воздействия, то в остатке получалось нарушение, причину которого нужно было найти. Нужно было предположить существование ещё какой-то неизвестной планеты, принимающей участие в определении пути Урана. Такой планетой оказался Нептун.

Правило метода остатков следующее:

«Вычти из данного явления  природы ту часть его, которая, благодаря  прежним индукциям, известна как  действие определённых предшествующих, Я остающаяся часть (остаток) явления  природы будет действием остальных  предшествующих».

Метод сопутствующих изменений. Но бывают случаи, когда ни один из методов, приведённых выше, не оказывается  пригодным для исследования причинной  связи явлений. Это бывает именно тогда, когда известной явление  по самой своей природе не может  быть отделено или изолировано от другого явления. Например, «состояние теплоты» и «объём тел» не могут  быть отделены друг от друга: теплоту  нельзя выделить из тела так, чтобы  она существовала отдельно от тел. Поэтому  если нам нужно, например, изучить  причинную связь между теплотой и объёмом тел, то на первый взгляд кажется, что изучение этой связи  невозможно. Но в действительности, если мы не можем изолировать или  исключить такое явление, то мы можем  произвести какое-либо изменение в нём и затем видеть, вызывает ли это изменение какое-либо изменение в том явлении, которое с ним связано. Например, мы можем теплоту увеличивать или уменьшать и в то же время видеть, что происходит с объёмом. Если с увеличением теплоты увеличивается объём тела и с уменьшением теплоты уменьшается объём его, то мы заключаем, что теплота есть причина увеличения объёма.

«Если некоторое изменение  предшествующего Л всегда сопровождается переменою в последующем а, а  другие последующие бис остаются теми же, или, наоборот, если каждой перемене q предшествовало видоизменение в А, которое не было замечаемо в других предшествующих, то мы можем заключать, что а вполне или отчасти есть действие А или же, по крайней мере, соединено с ним некоторой связью причины с действием».

-Метод сопутствующих изменений применяется в определении причинности в явлениях общественной жизни. Когда мы, например, находим, что количество преступлений уменьшается вместе с распространением народного образования, то мы предполагаем, что эти явления находятся в причинной связи друг с другом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.  Батурин В.К.  Логика: Учебное пособие / В.К. Батурин. - М.: КУРС: НИЦ Инфра-М, 2012. - 96 с.

2.  Ерина Е.Б. Логика: Учеб. пособие / Е.Б. Ерина. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 112 с.

3. Демидов И.В. Логика: Учебник / И.В. Демидов, Б.И. Каверина. - М.: Дашков и К, 2012. - 348 с.                                                                                                                                  

4. Александров Д. Н. Логика. Риторика. Этика: Учебное пособие / Д.Н. Александров. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 168 с.


Информация о работе Предмет, значение и основные этапы становления науки логики. Основные законы формальной логики. Методы индуктивного исследования