Понятия и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 16:47, контрольная работа

Краткое описание

Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительные науки: логику формальную и логику диалектическую.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие как форма мышления ………………………………………..4
1.1. Общая характеристика понятия……………………………………..4
1. 2. Логическая структура понятия………………………………………..6
2. Виды понятий………………………………………………………….. 8
3. Логические отношения между понятиями…………………………….11
Заключение………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КР Логика.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Минобрнауки России

 

Федеральное Государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

 

Кафедра финансов и менеджмента

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

«Понятия и их виды»

 

 

 

Выполнил:                                                     студент гр. ИБ 760641 Герцог И.П.

 

Руководитель:                                                                               Соколова С.Н.

 

 

 

 

 

Тула 2014

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Понятие как форма мышления ………………………………………..4

1.1. Общая характеристика понятия……………………………………..4

1. 2. Логическая структура понятия………………………………………..6

2. Виды понятий………………………………………………………….. 8

3. Логические отношения между понятиями…………………………….11

Заключение………………………………………………………………..14

Список литературы……………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в 4 в.до н. э. Ее  основателем является древнегреческий философ Аристотель (348-322гг. до н. э.)

Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительные науки: логику формальную и логику диалектическую.

Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, не зная её правил, подобно тому, как они правильно говорят, не зная правил грамматики.

Что касается логики, то её задача заключается в том, что бы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать мир.

Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.

Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение. В своей работе я попытаюсь, как можно подробнее рассмотреть одну из форм мышления – понятие, его виды.

 

 

 

 

  1. Понятие как форма мышления
    1. Общая характеристика понятия

Понятие обычно определяют как одну из основных форм мышления; этим подчеркивается важная роль его в познании. Переход от чувственной ступени познания к абстрактному мышлению характеризуется прежде всего как переход от отражения мира в формах ощущений, восприятий и представлений к отражению его в понятиях и на их основе в суждениях и теориях. Мышление, таким образом, может рассматриваться как процесс оперирования понятиями. Именно благодаря понятиям мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности.

Мышление, а именно абстрактное мышление – это отражение действительности посредством языка. Наиболее существенным моментом, определяющим возможность познания действительности с помощью языка, является обобщение предметов некоторого класса, вида (например, животных, растений, металлов и т.д.) и мысленное выделение их при этом.

Результатами таких обобщений, по крайней мере, в нетривиальных случаях (когда предметы не могут быть отображены в чувственных образах) являются именно понятия. Более того, применение понятий в мышлении необходимо всегда, когда к мышлению предъявляются требования определенности, точности и особенно доказательности [3, с. 180–182].

Специфика этой формы мышления состоит в том, что она прежде всего представляет собой результат мысленного и, значит, словесно-языкового выделения предметов некоторого класса, то есть предметов, качественно сходных в каком-то отношений. Выделение осуществляется по определенной совокупности признаков, отличительной для данных предметов, такой, что все признаки данной совокупности вместе достаточны, чтобы отличить эти предметы от всех остальных. Это означает, что каждый признак из этой совокупности необходим для выделения данного класса.

Для выделения, например, класса студентов используются признаки: «человек», «учащийся», притом «учащийся высшего или среднего специального гражданского учебного заведения». Но, для того чтобы выделить класс предметов по какой-то совокупности признаков, необходимо обобщить данные предметы по этим признакам. Обобщение состоит в том, что мы отвлекаемся от всех индивидуальных и иных различий внутри класса, от того, например, что есть студенты технических и гуманитарных вузов, есть хорошо и плохо успевающие и т.п. В результате предметы мыслятся абстрактно: только как обладающие указанной отличительной совокупностью признаков. Таким образом, мы имеем мысленное образование: «Человек, являющийся учащимся высшего или среднего специального гражданского учебного заведения».

Подводя итог изложенному, можно сказать, что понятие как форма (вид) мысли, или как мысленное образование, есть результат обобщения предметов некоторого вида и мысленного выделения соответствующего класса (множества) по определенной совокупности общих для предметов этого класса – и в совокупности отличительных для них – признаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Логическая структура понятия

Понятие представляет собой отражение единой мысли существенных признаков предмета. Оно может распространяться на один, несколько групп (класс) однородных предметов и явлений, обладающих одинаковыми признаками. Исходя из этого, в структуре каждого понятия нужно разделять две стороны: содержание и объем.

Содержание понятия – это совокупность существенных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии [2, с. 28]. Так, содержанием понятия «человек» является общественное существо, способное производить орудия труда. А содержанием понятия «государство» выступает власть экономически господствующих социальных сил и т.д.

Для раскрытия содержания необходимо путем сравнения установить признаки, которые необходимы и достаточны для выделения данного предмета и выяснения его отношения к другим предметам.

Объемом понятия называется совокупность (класс) предметов, которая мыслится в данном понятии. Например, объем понятий «растение», «животное», «товар» выражает всю безграничную совокупность соответствующих предметов реальной действительности.

Другие понятия имеют гораздо более узкий объем, например, «планеты солнечной системы», «экономически развитые страны», «справедливые войны» и т.д.

Совокупность предметов, на которые распространяется данное понятие, составляет логический класс предметов. Логический класс – это такая совокупность предметов, которые имеют общие признаки, вследствие чего они выражаются общим понятием. Логический класс и объем соответствующего понятия совпадают. Например, класс реактивных самолетов, класс позвоночных животных, класс землеройных машин – эти совокупности однородных предметов составляют объем соответствующих понятий.

Логические классы предметов бывают менее широкие и более широкие, ограниченные и безграничные.

Так, класс химических элементов или класс грузовых автомобилей ограничены определенным числом, а класс деревьев – безграничен, ибо он включает все деревья, которые росли, растут и будут произрастать на нашей земле.

Более широкий логический класс может включать в себя, другие, менее широкие. В такой трактовке более широкий класс называется высшим, подчиняющим менее широкие, низшие классы. К примеру, класс «частные науки» выше класса «гуманитарные науки», класс космических тел выше класса звезд и т.д. Следует иметь в виду, что если два общих понятия по своим объемам находятся в отношении подчинения, т.е. объем одного понятия входит в объем другого, тогда более широкое по объему понятие (подчиняющее) называется родовым. А подчиненное понятие выступает в качестве видового. Например, понятие «государство» будет родом, а понятие  «Российское государство» - видом; понятие «несправедливый мир» есть вид родового понятия «мир». Необходимо отметить, что «род» и «вид» - категории соотносительные.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды понятий

В зависимости от содержания и объема все понятия делятся на конкретные виды. Для наглядности представим их в виде схемы, а затем последовательно рассмотрим каждый вид более подробно. Единичными называются понятия, в которых мыслится один предмет (например, «великий русский писатель Александр Николаевич Островский», «Организация Объединенных Наций», «столица России» и другие).

Общим называется понятие, в котором мыслится множество предметов (например, «столица», «государство», «правовед», «экономист» и другие). Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в них предметов подается учету, регистрации (например, «участник Великой Отечественной войны», «народный депутат России» и другие). Нерегистрирующим называется общее понятие, относящееся к неопределенному числу предметов (например, «человек», «философ», «ученый» и другие). Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

Нулевыми (пустыми) называются понятия, объемы которых представляют собой классы реально не существующих предметов и существование которых в принципе невозможно: «вечный двигатель» «русалка», «леший» и др.). От нулевых следует отличать понятия, отражающие предметы, которые реально не существуют в настоящее время, но существовали в прошлом или существование которых возможно в будущем: «древнегреческий философ», «термоядерная электростанция». Такие понятия не являются нулевыми.

Конкретные - это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее: «академия», «студент», «романс», «дом» и др.

Абстрактные - это понятия, в которых мыслится не сам предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета: «смелость», «добросовестность», «храбрость», «синева», «тождество» и др.

Относительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого: «родители» - «дети», «учитель»- «ученик», «начальник» - «подчиненный» и др.

Безотносительные - это такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета: «фермер», «правило», «деревня», «человек» и др.

Положительные - это понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету: «принципиальность», «благородный поступок», «живущий по средствам» и др.

Отрицательными называются понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств (например, «некрасивый поступок», «некрашеный дом», «некошеный луг» и др.). В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками «не» или «без» («бес»): «неграмотный», «беззаконие», «беспорядок» и др. В словах иностранного происхождения - чаще всего словами с отрицательной приставкой «а»: «агностицизм», «аморальный» и др.

Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое: «лес», «созвездие», «роща», «студенческий строительный отряд» и др. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия.

Несобирательные - это такие понятия, содержание которых можно отнести к каждому предмету данного класса, который охватывается понятием: «дерево», «звезда», «студент» и др. [5, с. 116-118].

Определить, к какому из указанных видов относится конкретное понятие, означает дать ему логическую характеристику. Например, понятие «невнимательность» - общее, несобирательное, абстрактное, отрицательное, безотносительное. Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Логические отношения между понятиями

Так как все предметы мира находятся во взаимодействии и взаимообусловленности, то и понятия, отражающие предметы мира, также находятся в определенных отношениях. Конкретные виды отношений устанавливаются в зависимости от содержания и объема понятий, которые сравниваются. Если понятия не имеют общих признаков, далеки друг от друга по своему содержанию, то они называются несравнимыми (например, «симфоническая музыка» и «солнечное затмение»). Сравнимыми называются понятия, имеющие общие признаки (например, «язык» и «иностранный язык»). Сравнимые понятия делятся по объему на совместимые и несовместимые.

Совместимые - это такие понятия, объемы которых совпадают полностью или частично. Несовместимые - это понятия, объемы которых не совпадают ни в одном элементе.

Отношения между понятиями принято иллюстрировать с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая точка - предмет, входящий в его объем. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношения между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.

[2, с. 87]

В отношениях тождества находятся понятия, которые различаются по своему содержанию, но объемы которых совпадают. В таких понятиях мыслится один предмет или класс однородных предметов. Однако содержание таких понятий различно, так как каждое из них отражает только определенную сторону (признак) данного предмета или класса однородных предметов. Например, «автор рассказа «Человек в футляре» и «автор рассказа «Каштанка».

В отношении пересечения находятся понятия, у которых объемы частично совпадают. Содержание этих понятий различно. Например, пересекающимися понятиями являются «студент» и «филателист» (А и В ): не все студенты являются филателистами, и не все филателисты - студенты. В совместившейся (заштрихованной) части кругов мыслятся те студенты, которые являются филателистами.

Информация о работе Понятия и их виды