Понятие как форма мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 21:38, контрольная работа

Краткое описание

Логика – одна из самых древних наук берет свое начало в Древней Греции, как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в 4 в. до н. э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348-322 гг. до н. э.). Логика – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например психологии, логика, изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика понятия……………………………………………..4-5
1.1. Логические приемы образования ………………………………………...5-6
1.2. Понятие и слово …………………………………………………………...6-7
2. Объем и содержание понятий …………………………………………........7-8
3. Отношение между понятиями ……………………………………………...8-9
3.1. Совместимые понятия …………………………………………………...9-11
3.2. Несовместимые понятия………………………………………………...11-12
4. Определить отношения между понятиями ……………………………...12-13
Заключение……………………………………………………………………….14
Библиографический список……………………………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

Контольная логика.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

городских существуют и другие виды судов — краевые,  областные,  районные  и т.д. Понятие «городской суд» полностью входит в объем понятия  суд.



 

 

      Понятие, имеющее больший объем  и  включающее  объем  другого   понятия, называется подчиняющим (А), понятие, имеющее меньший  объем  и  составляющее часть объема другого понятия - подчиненным (В).

      Если  в  отношении  подчинения  находятся  два   общих   понятия,   то

подчиняющее понятие  называется родом,  подчиненное  -  видом.  Так,  понятие «городской суд» будет видом по отношению к понятию «суд».

       Понятие может быть одновременно  видом (по отношению  к   более  общему понятию) и родом (по отношению к понятию менее  общему).  Например:  понятие «лишение свободы на определенный срок» (В) — это род по отношению к  понятию «лишение свободы на пять лет» (С) и  в  то  же  время  вид  по  отношению  к понятию «уголовное наказание» (А).                              Если   в   отношении   подчинения   находятся   общее   и    единичное (индивидуальное) понятия, то общее (подчиняющее), понятие является видом,  а единичное  (подчиненное)  является   индивидом.  В  таком  отношении  будут, находится, например, понятия «поэт» и «Пушкин А.С.».

Отношения «род»  — «вид» — «индивид» широко используются  в  логических операциях с понятиями — в обобщении, ограничении, определении и делении.

 

3.2  Несовместимые понятия

 

  Существуют  три вида отношений несовместимости:

1.  Соподчинение

       В отношении соподчинения находятся  два или больше неперекрещивающихся понятий, подчиненных общему для них понятию. Например: «областной суд»  (В),

«городской  суд» (С), «суд» (А). Понятия, находящиеся  в отношении подчинения к общему для них понятию, называются соподчиненными.


 


 

 

         

 

 

2.  Противоположность

 

       В отношении противоположности   находятся  понятия,  одно  из  которых содержит некоторые признаки, а другое — признаки,  не  совместимые  с  ними.

Объемы двух противоположных понятий составляют  в  своей  сумме  лишь  часть объема общего для них родового  понятия,  видами  которого  они  являются  и которому они соподчинены.  Таковы,   например,   отношения  между  понятиями «черный» и «белый»,  «отличник»  и  «неуспевающий».

 

 

 

3. Противоречие 

 

       В отношении противоречия  находятся  понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает.

      Объемы двух противоречащих понятий  составляют весь объем рода,  видами которого они являются и которому они соподчинены.

      В  отношении  противоречия  находятся  положительные   и  отрицательные понятия:  четный и нечетный, успевающий и  неуспевающий.

     

 

4. Определить отношения между понятиями

 

 

а) документ, секретный  документ, потерянный документ.

Все понятия  совместимые, отношение между ними пересечение, так как не каждый документ (А) секретный документ (В), не каждый документ (А) потерянный (С). В свою очередь не каждый секретный документ (В), потерянный (С)

 

 

    

 

 

 

 

б) Подозреваемый, мужчина 40 лет, мужчина 50 лет, продавец.

Все понятия  совместимые, отношение между ними пересечение, так как не каждый подозреваемый (А), мужчина 40 лет (В); не каждый подозреваемый (А), мужчина 50 лет (С); не каждый подозреваемы продавец (Д). Не каждый продавец (С) мужчина 40 лет (В) и не каждый продавец мужчина 50 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

 

Таким образом, изучив тему «Понятия как форма мышления,  я выделила      что понятие – это форма мышления, отражающая предметы  в  их  существенных признаках.  Понятия делятся по объему и содержанию. Отношения между понятиями делятся на сравнимые и несравнимые понятия. Сравнимые понятия в свою очередь делятся на  равнозначные, пересекающие, подчиненные понятия. Несравнимые понятия делятся на противоречие, противоположность, соподчинения понятий.

Сделаем вывод, предмет логика - представляет собой сложное структурное, систематическое значение. Она связана с тем, как должна правильно формироваться мысль в сознание человека.  И умением «грамотно» представлять понятия в мышление, давать реальную оценку происходящему.

Для того что  бы правильно сделать вывод исходя из имеющихся данных, понятий необходимо правильно различать «понятия», уметь их применить в реальной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Бочаров В.А., Маркин В.И.  Основы логики - М.: Космополис,                1994. - 272 с.

2. Курбанов В.И.  Учебное пособие логика для  юристов – Ростов н/Д.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 480с.

3. Стрелкова Н.В. Логика в задачах и упражнениях: Учебное пособие. М., 2004. – 243 с.

4. Гетманова  А.Д. Учеьбниу по логике. – М.: - Че ро, 2000.

5. Гусев Д.А.  Логика: Учебное пособие для вузов.  – М.: - ЮНИТИ – ДАНА, 2004.

6. Ивен А.А. Логика: Учебное пособие                            Знание, 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

 


Информация о работе Понятие как форма мышления