Мышления и язык

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 15:43, реферат

Краткое описание

Приступая к изучению любой науки, прежде всего необходимо выяснить её предмет.
Предмет логики – мышление человека, законы, формы, приёмы мышления, с помощью которых человек познаёт окружающий его мир.
Вопросы, связанные с познанием действительности – важнейшие вопросы философии. Поэтому логика является философской наукой.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…….….3
1. Роль мышления в познании …………………………………….4
2. Тайная мудрость языка………………………………………….11
3. Виды определений понятий……………………………………..13
4. Классическая логика высказываний и предикатов…………….20
Заключение…………………………….………………………..…………......22
Список литературы……………………………………………..……….…….23

Вложенные файлы: 1 файл

логика.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

     К неявным определениями  относится определение  через указание на отношение предмета к своей противоположности. Например, "Свобода есть познанная необходимость".

     К приёмам, заменяющим определение, относятся  описание, характеристика, сравнение, различение и остенсивное определение.

     Задача  описания состоит в том, чтобы более точно и полно указать признаки предмета, причём перечисляются, как правило, внешние признаки.

     Характеристика  состоит в указании отличительных, характерных признаков единичного предмета (лица, события и др.).

     При помощи сравнения один предмет сравнивается с другим, сходным с ним в каком-либо отношении. Этот приём применяется для образной характеристики предмета.

     С помощью различия устанавливаются признаки, отличающие один предмет от других, сходных с ним предметов.

     Остенсивным (от латинского слова ostendo – показываю) называется определение, устанавливающее значение термина путём демонстрации предмета, обозначаемого эти термином. Эти определения применяются для характеристики предметов, доступных непосредственному восприятию. Остенсивное определение используется также для характеристики простейших свойств вещей: запаха, цвета, вкуса и т.д.

     Определение понятий играет важную роль в теоретической  и практической деятельности. Они  в сжатом виде выражают знание о  предмете, являясь существенным моментом в познании действительности. В любой  науке всем основным понятиям даются точные определения. Однако содержащееся в определении знание в силу своей краткости не может дать достаточно полного знания о предмете. Действительно, изучить какую-либо науку только по определениям невозможно. Например, изучая логику, нельзя ограничится определением этой науки; необходимо рассмотреть, что такое логическая форма, что такое логический закон, каковы особенности абстрактного мышления. Нужно изучить отдельные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение и т.д. Однако, раскрывая главное в предмете, определение позволяет выделить данный предмет отличить его от других предметов, предостерегает от смешения понятий, от путаницы в рассуждениях. И в этом огромная ценность определений в познании и практической деятельности.

      Профессионально-психологическое мышление это сложный процесс, имеющий и сложную структуру.

  • Потребностно-мотивационный компонент

      Исследование  потребностно-мотивационного компонента позволяет определить те побудительные  и смыслообразующие качества. Эффективность  любой профессиональной деятельности  прямо зависит от мотивированности специалиста. В психологии различают две мотивационной системы: 1) внешняя и 2) внутренняя.

      Внешняя предполагает результат деятельности в качестве побудительной силы к  активности, а точнее вознаграждение за результат.

Внутренняя  источник активности лежит в самой  деятельности. Студенты с преобладанием  внутренней  мотивацией поглощены  самим процессом деятельности, нежели результат.

  • Целепостановка или целеообразование

      На  основе потребностей и мотивов формируются цели. Цель – идеальное преставление будущего результата деятельности. Цель и мотивы определяют динамику психических процессов и состояний, включенных в данную деятельность. Правильно поставленная цель позволяет избежать лишней работы, помогает экономить время. Субъект как правило ставит не одну цель а несколько. Их можно упорядочить по их значимости или же разделить на подцели и подподцели

  • Постановка задач

      Задача  в психологии определяется как единство цели и конкретных условий ее достижений.

      «Постановка задачи предполагает выявление и  анализ конкретных объективных и  субъективных факторов и условий, способствующих или препятствующих достижению цели.

  • Планирование и прогнозирование

      Профессионального мышления предполагает определение  наиболее адекватных, соответствующих существенных условий задачи, способов и средств достижения поставленной цели. Планирование обеспечивает мысленное экспериментирование с целью выделения существенных отношений в задаче, позволяет определить оптимальные пути достижения цели и соотносить между собой промежуточные и конкретные результаты.

Прогнозирование предвидение, предвосхищение – антипацию  будущего. Именно прогнозирование в  ходе мыслительного процесса находит  решение ряда  альтернативных способов решения задач.

  • Исполнение

      Переход от планирования к исполнительным действиям  связан с функционированием таких  необходимых компонентов профессионального  мышления как контроль оценка и коррекция. Контроль заключается в сопоставлении  реальных промежуточных и конечных результатов с условиями и требованиями профессиональной задачи, с целями деятельности. Важным  компонентом контроля является наличие систем стандартов и критериев.

В процессе контроля возникает необходимость  оценки. Именно оценка позволяет определить подходит или нет данный вариант решения задачи. Необходимо отметить что контроль и оценка не всегда является той «последней каплей решения» иногда возникает необходимость коррекции. С ее помощью специалист обеспечивает полное совпадение реального результата с идеальной целью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Классическая  логика высказываний и предикатов.

     Предикат  находится в предикативном отношении к субъекту, способном принимать отрицание и различные модальные значения. Понятие предиката у́же понятия предикативного отношения; к понятию предиката предъявляются определенные семантические требования.

     Предикат — не всякая информация о субъекте, но указание на признак субъекта, его состояние и отношение к другим предметам.

     Значение  существования не считается предикатом, а предложения типа «Пегас (не) существует», согласно этой точке зрения, суждения не выражают. Также не составляет предиката указание на имя предмета («Этот мальчик — Коля») и на его тождество самому себе («Декарт и есть Картезиус»).

     В ряде современных направлений логики понятие предиката было заменено понятием пропозициональной функции, аргументы которой представлены актантами (термами) — субъектом и объектами.

     Логика  высказываний (или пропозициональная логика) — это формальная теория, основным объектом которой служит понятие логического высказывания. С точки зрения выразительности, её можно охарактеризовать как классическую логику нулевого порядка. Логика высказываний является простейшей логикой, максимально близкой к человеческой логике неформальных рассуждений и известна ещё со времён античности.

     Выска́зывание (пропозиция) — это предложение, относительно которого имеет смысл говорить истинно оно или ложно.

     Высказыванием называется утвердительное повествовательное предложение, которое формализует некоторое выражение мысли. Высказывание обычно имеет только одно логическое значение. Так, например, «Париж - столица Франции» — высказывание, а «На улице идет дождь» — не высказывание. Аналогично, «5>3» — высказывание, а «2+3» — не высказывание. Как правило, высказывания обозначают маленькими латинскими буквами.

     Обычная логика двухзначна, т.е. приписывает высказываниям только два возможных значения: истинно оно или ложно.

     Пусть p — высказывание. Если оно истинно, то пишут | p | = 1, если ложно, то | p | = 0.

     Тождественно истинное высказывание обозначают символом 1, тождественно ложное — символом 0. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     Естественно, что все виды мышления взаимно  дополняют друг друга в процессе интеллектуальной деятельности, хотя можно говорить как о предпочтении того или иного вида мышления у  разных людей, так и о превалировании определенного вида мышления при решении различных типов задач.

     Таким образом, мышление и творчество направлено на то, чтобы обнаружить и решить встающие перед людьми проблемы а  кроме того, оно позволяет глубже познать сущность окружающего мира и происходящих событий.

     Следует отметить, что только в теории мы можем так четко разделить  мышление на отдельные операции и  виды. На самом деле в реальном процессе мышления конкретного человека переплетаются  все виды, взаимодополняющие и  переходящие друг в друга.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 

    
  1. В.И. Кириллов, А.А. Старченко Логика М. "Высшая школа" 1982 г.
  2. А.А. Ивин Искусство правильно мыслить М. "Просвещение" 1986г.
  3. А.А. Зарудной Психология Минск, "Высшая школа", 1970 г.

Информация о работе Мышления и язык