Мышление как ценность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 01:49, реферат

Краткое описание

Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений.

Содержание

Введение

1. Понятие о мышлении

2. Операция мышления. Виды мышления

3. Мышление как вид познания

4. Соотношение понятий «мышление» и «интеллект»

5. Мышление и творчество

6. Мышление и речь

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

логика реферат.docx

— 43.56 Кб (Скачать файл)

 

·                   конкретизация - операция, обратная абстрагирующему  обобщению, то есть возврат к осмысливаемому объекту во всей полноте его индивидуальной специфичности.

 

В связи с тем, что некоторые  из этих операций соотнесения можно  производить не только с понятиями, но и с объектами и их образами, мышление имеет различные виды.

 

Мышление подразделяется на виды в  зависимости от используемых средств, характера решаемых задач, степени  развернутости и осознанности производимых операций, преследуемых при этом целей  и качества получаемого результата.

 

Теоретическое и практическое мышление.

 

Теоретическое мышление направлено на познание наиболее общих законов  и правил. Оно оперирует наиболее общими категориями и понятиями. Всякого рода научные концепции, теории, методологические основания  науки являются продуктом этого  вида мышления. Теоретическое мышление составляет основу научного творчества.

 

Основная задача практического  мышления - подготовка физических преобразований действительности, то есть постановка цели, создание плана, проекта, схемы действий и преобразований. Его способность заключается в том, что оно часто развертывается в условиях дефицита времени, а также в том, что в условиях практической деятельности его субъект обладает ограниченными возможностями для проверки гипотез. После того как вы со своими грибами упали в реку с неправильно рассчитанного и сделанного плавательного средства, бессмысленно составлять план переправы через реку.

 

Теоретическое и эмпирическое мышление отличаются друг от друга по характеру  понятий, которыми мышление оперирует. Теоретическое мышление оперирует  по возможности точно определенными  понятиями, относительно которых степень  согласия людей достаточно высока. Эмпирическое мышление- это мышление интуитивно и ситуативно определяемыми понятиями, кроме того, в данном случае между понятиями, используемыми разными людьми, может быть низкая степень согласованности.

 

Продуктивное и репродуктивное мышление. Продуктивное мышление порождает  новые знания, новый материальный или идеальный результат. Продуктивным, например, является мышление ученого, делающего новое открытие, писателя, создающего новое произведение, художника, пишущего новую картину. Репродуктивное - это мышление, повторно открывающее  уже известные знания или воссоздающее то, что кем-то когда-то уже было создано. Репродуктивное мышление характерно для  людей, которые многократно решают типичные задачи. В таком мышлении человек идет известным, пройденным путем, поэтому данный вид мышления также называют нетворческим.

 

Различают также интуитивное и  аналитическое мышление. Аналитическое  мышление развернуто во времени, имеет  более или менее четко очерченные этапы, а сам процесс мышления в достаточной мере осознан. В отличие от аналитического, интуитивное мышление свернуто во времени, иногда решение проблемы производится молниеносно, в нем отсутствуют этапы, и наконец, его процесс осознается в минимальной степени.

 

Очень важным с точки зрения приспособительных  функций мышления является его деление  на реалистическое и аутистическое. Реалистическое мышление основывается на реальных знаниях о мире, направлено на достижение целей, обусловленных жизненно важными потребностями и обстоятельствами, оно регулируется логическими законами, а его течение осознанно контролируется и направляется. Аутистическое мышление основывается на произвольных, иррациональных допущениях при игнорировании реальных фактов. Основной его движущей и направляющей силой являются плохо осознаваемые или неосознаваемые желания или страхи. Оно плохо контролируется сознанием.

 

Наглядно-действенное - мышление, которое  сводится к реальным, практическим действиям человека в наглядно воспринимаемой ситуации (обстановке). Здесь внутренние, умственные действия сведены к минимуму, а задача в основном решается за счет внешних, практических действий с  реальными материальными предметами. Этот вид мышления можно наблюдать  уже у детей раннего возраста, начиная с 6-8-го месяца жизни.

 

Наглядно-образным мышлением называют мышление, при котором задачи решаются не путем манипуляций с реальными, материальными предметами, а с  помощью внутренних действий с образами этих предметов.

 

Словесно-логическое мышление - высший вид мышления человека, имеющий дело с понятиями о предметах и  явлениях, а не с самими предметами, явлениями или их образами. Данный вид полностью протекает во внутреннем, умственном плане. [12, с.269]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Мышление  как вид познания

 

Мышление рассматривают как  вид познания. Познание с психологической  точки зрения предстает как создание представлений о внешнем мире, его репрезентации, модели или образа. Чтобы добраться на работу, нам  нужна определенная пространственная репрезентация пути между домом  и работой. Чтобы понять то, что  рассказывают на лекции про войны  Александра Македонского, нужно создать  определенную репрезентацию побед  великого полководца.

 

Однако мышление - это еще не все познание. Человек, который увидел в небе самолет, также создает  репрезентацию увиденного. Однако эта репрезентация является результатом не мышления, а восприятия. Поэтому мышление определяют не просто как познание, а как специальное познание, «опосредованное и обобщенное». Что это означает? Возьмем пример, который часто используют. Выглянув на улицу, человек видит, что крыша соседнего дома мокрая. Это акт восприятия. Если же человек по виду мокрой крыши делает вывод, что прошел дождь, то мы имеем дело с актом мышления, хотя и достаточно простым. Мышление является опосредованным в том смысле, что оно выходит за пределы непосредственно данного. По одному факту мы выводим заключение о другом. В случае мышления, таким образом, мы имеем дело не просто с созданием репрезентации на основании наблюдения внешнего мира. Процесс мышления значительно сложнее: сначала создается репрезентация внешних условий, а затем из нее выводится следующая репрезентация. В частности, в нашем примере человек создает сначала первую репрезентацию, принадлежащую к сфере восприятия (образ мокрой крыши), а затем выводит из нее вторую репрезентацию (недавно прошел дождь). Французский исследователь Ж. Пиаже пользуется понятием «интеллект», а не «мышление». Когда же он говорит о «психологии мышления», то имеет в виду лишь определенную трактовку мышления, главным образом то, которое представлено в трудах представителей вюрцбургской школы, к которой он относился критически. Давая определение интеллекта, Пиаже рассматривает такую его трактовку, как «психическая адаптация к новым условиям», как «акт внезапного понимания».

 

 

 

 

 

 

 

4. Соотношение  понятий «мышление» и «интеллект»

 

Мышление и интеллект - близкие  понятия. Мы говорим «умный человек», обозначая этим индивидуальные особенности  интеллекта. Мы можем также сказать, что ум ребенка с возрастом  развивается. Таким образом выделяется проблематика развития интеллекта. Термин «мышление» соответствует в нашей обиходной речи слову «обдумывание» или (менее нормативно, но, возможно, точнее) «думание». Слово «ум» выражает свойство, способность. Обдумывание - это процесс. Решая задачи, мы думаем, а не «обдумываем» - это сфера психологии мышления, а не интеллекта. Итак, оба условия выражают разные аспекты того же явления. Интеллектуальный человек - тот, который способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект - способность к мышлению. Мышление - процесс, в котором реализуется интеллект. ИНТЕЛЛЕКТ - это определенная степень способности человека решать задачи и проблемы соответствующей сложности. С этих позиций можно говорить об уровне развития интеллекта. Он, по логике, может быть низким, средним и высоким (или начальным, низким, средним, достаточно высоким и высоким). Мышление и интеллект издавна считают важнейшими и характерными чертами человека. Недаром для определения вида современного человека используется термин «homo sapiens» - человек разумный. Тот же, кто потерял разум, кажется нам искалеченным в самой человеческой сути. Возникает еще один, на наш взгляд, важный вопрос: одинаково ли проявляется интеллект в различных аспектах жизнедеятельности? Как показывают исследования - нет. Личность может значительно отличаться интеллектом в разных отраслях, например, науке (физике) и быть совершенно беспомощной в жизненных ситуациях. Это наблюдалось при переходе от социалистической к рыночной экономике после распада Советского Союза. Кроме этого, она может успешно решать сложные проблемы в области, например механики, и быть совершенно неспособной руководить научным коллективом или принимать элементарные решения в области финансов. Поэтому целесообразно говорить об интеллекте научном, профессиональном, жизненном, семейном, общем управленческом, политическом, социальном и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Мышление  и творчество

 

Мышление тесным образом связано  с творчеством, однако творческие и  мыслительные процессы нельзя отождествлять. Мышление является одним из видов  познания, творчество же в свою очередь  возможно не только в сфере познания, но и, например, в движении, пении, искусстве  и т.д. Важный вклад в изучение вопросов творческого мышления сделал Дж. Гилфорд. Он выделил два вида мышления: конвергентное и дивергентное. Конвергентное (схождение) необходимо для нахождения одного единственно верного ответа. При этом конкретных решений может быть несколько, но их количество все равно ограничено. Дивергентное мышление Гилфорд определяет как «тип мышления, идущего в разных направлениях», благодаря этому мышлению возникают оригинальные и неожиданные решения. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности как общей творческой способности. Дж. Гилфорд выявил четыре основных особенности креативности:

 

1. оригинальность - способность продуцировать  необычные идеи, образы, ассоциации, ответы. Творческий человек почти  всегда и везде стремится найти  свое собственное, отличное от  других решение;

 

2. семантическую гибкость - способность  видеть объект под новым углом  зрения, обнаруживать его новое  использование, расширять функциональное  применение на практике;

 

3. образную адаптивную гибкость - способность изменять восприятие  объекта таким образом, чтобы  видеть его новые, скрытые от  наблюдения стороны;

 

4. семантическую спонтанную гибкость - способность продуцировать разнообразные  идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая  не содержит ориентиров для  этих идей.

 

Впоследствии предпринимались  и другие попытки дать определение  творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом.

 

Процесс творчества включает три этапа: порождения (генерации) идей, анализа  и доработки выдвинутых идей и  выбора из нескольких идей лучших. В  жизненных ситуациях не всегда присутствуют все названные этапы творческого  процесса. Поэтому ситуации можно  разделить исходя из того, какой  из этапов наиболее представлен. Есть задания, в которых требуется  проявить способность к генерации идей (первый этап творческого процесса), - критерием выполнения таких заданий выступает количество и качество выдвинутых идей. Существуют ситуации, которые в основном требуют умения проанализировать и доработать уже выдвинутые идеи (второй этап творчества). В этом случае человек должен выявить последствия принятия каждой из идей, найти способы усиления «положительных» эффектов и способы минимизации отрицательных. Наконец, существуют ситуации, в которых нужно сравнить возможные альтернативные идеи с точки зрения их практической ценности.

 

Сегодня психологи убеждены: творческому  мышлению можно научить. Для этого  необходимо развить соответствующие  способности, участвующие в процессе творческого мышления, и преодолеть внутренние барьеры к творчеству. Обычно психологами называются четыре внутренних барьера к творчеству.

 

Конформизм - желание быть похожим  на других. Люди опасаются высказывать  оригинальные идеи, чтобы не выделяться среди других. Их опасения чаще всего  связаны с печальным детским  опытом непонимания и осуждения  их идей среди взрослых или сверстников.

 

Ригидность - трудность переключения с одной стереотипной точки зрения на другую. Ригидность не позволяет  совершенствовать готовые решения, «видеть» необычное в обычном, знакомом.

 

Желание найти ответ немедленно. Было замечено, что наилучшие решения  приходят во время «творческой паузы», когда человек дает себе возможность  отвлечься от упорного сидения над  проблемой, отдохнуть. Если же человек  во что бы то ни стало стремиться решить проблему сразу, то риск преждевременного, непродуманного решения очень велик.

 

Цензура - внутренняя критика любой  собственной идеи. Люди с жесткой  внутренней цензурой предпочитают ждать  естественного разрешения проблемы или пытаются переложить ответственное  решение на кого-то другого. Подобная безынициативность обычно формируется  у детей, родители которых придерживаются авторитарного стиля воспитания и склонны критиковать любые  действия ребенка.

 

Существуют два конкурирующих  между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое  мышление представляет собой такое  мышление, которое направлено на выявление  недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано  не с оцениванием чужих мыслей, а с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей. Человек, у которого слишком выражена критическая тенденция, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках. Выход из этого положения состоит в том, чтобы одновременно развивать у ребенка как критическое, так и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. Если человеком высказывается собственная идея, то он сам должен ее критически измыслить. Если оригинальная, новая мысль высказана кем-то другим, то наряду с ее критикой необходимо обязательно предложить свое решение. В жизни большинства людей, для того чтобы их творческая отдача была максимальной, необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления. Психологи не только пытаются выяснить, как человек решает новые и творческие задачи, но и ищут возможности повышения творческого потенциала личности. Среди предлагаемых способов особую популярность завоевали метод «мозгового штурма» А.Осборна и метод «синектики» Дж.Гордона. В основе метода «мозгового штурма» лежит идея о том, что процесс выдвижения гипотез необходимо отделить от их оценки. В повседневной жизни наши оценки часто сдерживают полет нашей фантазии и воображения, не дают смелым и новаторским идеям «прорваться» в сознание. Поэтому отказ от оценки и критики в «мозговом штурме» помогает найти оригинальные решения. Обычно в методе «мозгового штурма» различают три фазы: разминку, генерацию идей и оценку идей. Во время разминки людям предлагают несложные, часто шуточные задания типа «Как перенести воду в решете?». В фазе генерации идей людям предлагается проблемная ситуация, нуждающаяся в разрешении. Поощряются любые идеи, даже шуточные. Все идеи фиксируются. Обычно наиболее эффективно действует группа из 6-8 человек. На третьем этапе группа экспертов оценивает каждую из предлагаемых идей и отбирает перспективные. Метод синектики разрабатывался как модификация метода «мозгового штурма», но в процессе практического использования выяснилось, что он подходит не только для группового решения, но и для индивидуального. В нем используется основное свойство аналогий - сравнение какого-то сложного объекта (процесса) с простым. При этом лучше осознаются и понимаются свойства сложного объекта. Различают прямую, личную, символическую и фантастическую аналогии. Прямая аналогия используется тогда, когда возможно прямое сравнение исследуемого объекта с хорошо знакомыми нам объектами и процессами. Особую ценность аналогия имеет тогда, когда предметы для сравнения берутся из совершенно других областей знаний и практической деятельности. Например, можно представить знакомого человека в виде домашней утвари - чайника или пылесоса. Личная аналогия (эмпатия) используется, когда человек ставит себя на место изучаемого объекта. Так, конструктор машины может представить себя в виде втулки или шестерни, архитектор моста - в виде несущей конструкции этого моста. При этом лучше осознаются силы, которые действуют на данный объект, и отчетливо проявляются его сильные и слабые стороны. Символическая аналогия позволяет отобразить изучаемый объект в символической форме, подобрать такие символы (знаки), которые лучше выражают его основные закономерности. Примером могут служить задания на нахождение предметов, символизирующих ту или иную профессию. Фантастическая аналогия предполагает сравнение исследуемых объектов со сказочными, фантастическими персонажами. Она позволяет сконцентрироваться на пока еще невозможных, но желаемых свойствах и признаках. Вполне вероятно, что мысль о самолете родилась на основе сказочного прототипа ковра-самолета. Использование метода синектики предполагает активное включение воображения в процесс решения задач.

Информация о работе Мышление как ценность