Методы установления причинных связй

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:42, контрольная работа

Краткое описание

Познание в любой области науки и практики начинается с эмпирического познания. В процессе наблюдения однотипных природных и социальных явлений фиксируется внимание на повторяемости у них определенных признаков. Устойчивая повторяемость наводит на мысль (индуцирует), что каждый из таких признаков является не индивидуальным, а общим, присущим всем явлениям определенного класса. Логический переход от знания об отдельных явлениях к знанию общему совершается в этом случае в форме индуктивного умозаключения, или индукции (от латинского inductio — «наведение»).

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Методы научной индукции……………………………………………………….....5
Метод сходства……………………………………………………………………….5
Метод различия ……………………………………………………………………....7
Соединенный метод сходства и различия…………………………………………..8
Метод сопутствующих изменений…………………………………………………..9
Метод остатков………………………………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………………………….14
Список литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

Логика - МЕТОДЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИННЫХ СВЯЗЕЙ.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ» В Г. ПЕРМЬ 
 

Пирогова  Юлия Николаевна

Специальность: Государственное  и муниципальное  управление

Группа № __ 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  

По  дисциплине: Логика

На  тему: «Методы установления причинных связей» 

        Проверил: Поросенков

                              Сергей Владимирович 

                     докт. филос. н., профессор  
           
           
           
           

г. Пермь

2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

  1. Методы научной индукции……………………………………………………….....5
    1. Метод сходства……………………………………………………………………….5
    2. Метод различия ……………………………………………………………………....7
    3. Соединенный метод сходства и различия…………………………………………..8
    4. Метод сопутствующих изменений…………………………………………………..9
    5. Метод остатков………………………………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………………………….14

Список литературы…………………………………………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Познание в любой области науки и практики начинается с эмпирического познания. В процессе наблюдения однотипных природных и социальных явлений фиксируется внимание на повторяемости у них определенных признаков. Устойчивая повторяемость наводит на мысль (индуцирует), что каждый из таких признаков является не индивидуальным, а общим, присущим всем явлениям определенного класса. Логический переход от знания об отдельных явлениях к знанию общему совершается в этом случае в форме индуктивного умозаключения, или индукции (от латинского inductio — «наведение»).

     Индуктивным называется умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.

В истории  денежной единице США, например, было установлено, что доллар неплохо  обращается, а Америке, Европе, Азии и Австралии. Учитывая принадлежность этих частей света можно сделать индуктивное умозаключение, что доллар – он и в Африке доллар.

     В основе логического перехода от посылок  к заключению в индуктивном выводе лежит подтверждаемое тысячелетней практикой положение о закономерном развитии мира, всеобщем характере причинной связи, проявлении необходимых признаков явлений через их всеобщность и устойчивую повторяемость. Именно эти методологические положения оправдывают логическую состоятельность и эффективность индуктивных выводов.

     Основная  функция индуктивных выводов  в процессе познания - генерализация, т.е. получение общих суждений. По своему содержанию и познавательному значению эти обобщения могут носить различный характер — от простейших обобщений повседневной практики до эмпирических обобщений в науке или универсальных суждений, выражающих всеобщие законы.

     История науки показывает, что многие открытия в микроэкономике были сделаны на основе индуктивного обобщения эмпирических данных. Индуктивная обработка результатов наблюдений предшествовала классификации спроса и предложения. Индуктивным обобщениям обязаны многие гипотезы в современной науке.

     Полнота и законченность опыта влияют на строгость логического следования в индукции, предопределяя, в конечном счете, демонстративность или не демонстративность этих умозаключений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Методы  научной индукции

Современная логика описывает пять методов установления причинных связей: (1) метод сходства, (2) метод различия, (3) соединенный  метод сходства и различия, (4) метод сопутствующих изменений, (5) метод остатков.

Рассмотрим  логическую структуру этих методов.

     1.1. Метод сходства

     По  методу сходства сравнивают несколько  случаев, в каждом из которых исследуемое  явление наступает; при этом все случаи сходны лить в одном и различны во всех других обстоятельствах.

Метод сходства называют методом нахождения общего в различном, поскольку все  случаи заметно отличаются друг от друга, кроме одного обстоятельства.

Логический  механизм индуктивного вывода по методу сходства предполагает ряд познавательных предпосылок.

(1) Требуется  общее знание о возможных причинах  исследуемого явления. 

(2) Из  предшествующих должны быть исключены  (злиминированы) все обстоятельства, не являющиеся необходимыми для  исследуемого действия и тем самым не удовлетворяющие основному свойству причинной связи.

(3) Среди  множества предшествующих обстоятельств  выделяют сходное и повторяющееся  в каждом из рассмотренных  случаев, которое и будет вероятной  причиной явления. 

В общем виде логический механизм индуктивного метода сходства принимает форму дедуктивного рассуждения по модусу tollendo ponens разделительно-категорического умозаключения.

Обоснованность  полученного с помощью метода сходства заключения зависит от числа  рассмотренных случаев и разнообразия условий наблюдения. Чем больше случаев исследовано и чем разнообразнее обстоятельства, среди которых встречается сходное, тем основательнее индуктивный вывод и тем выше степень вероятности заключения. Характерная для неполной индукции незаконченность опыта проявляется в том, что наблюдение и эксперимент не гарантируют точного и полного знания предшествующих обстоятельств, среди которых идет поиск возможной причины.

Несмотря  на проблематичность заключения, метод  сходства выполняет в процессе познания важную эвристическую функцию: он способствует построению плодотворных гипотез, проверка которых приводит к открытию новых истин в науке.

Достоверное заключение может быть получено по методу сходства лишь в том случае, если исследователю точно известны все предшествующие обстоятельства, которые составляют закрытое множество возможных причин, а также известно, что каждое из обстоятельств не вступает во взаимодействие с другими. В этом случае индуктивное рассуждение приобретает доказательное значение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Метод различия

По методу различия сравнивают два случаи, в  одним из которых исследуемое  явление наступает, а в другом не наступает; при этом второй случай отличается от первого лишь одним  обстоятельством, а все другие являются сходными.

Метод различия называют методом нахождения различного в сходном, ибо сравниваемые случаи совпадают друг с другом по многим свойствам.

Применяется метод различия как в процессе наблюдения над явлениями в естественных условиях, так и в условиях лабораторного или производственного эксперимента. В истории экономики методом различия были открыты многие законы (закон убывающей предельной полезности). В сельскохозяйственном производстве этим методом проверяют, к примеру, эффективность удобрений.

Рассуждение по методу различия также предполагает ряд предпосылок.

(1) Требуется  общее знание о предшествующих  обстоятельствах, каждое из которых  может быть причиной исследуемого  явления. 

(2) Из  членов дизъюнкции следует исключить  обстоятельства, не удовлетворяющие условию достаточности для исследуемого действия.

(3) Среди  множества возможных причин остается  единственное обстоятельство, которое  рассматривается в качестве действительной  причины. 

Логический  механизм вывода по методу различия также принимает форму модуса tollendo ponens разделительно-категорического умозаключения.

Рассуждение по методу различия приобретает доказательное  знание лишь в том случае, если имеется  точное и полное знание предшествующих обстоятельств, составляющих закрытое дизъюнктивное множество.

Поскольку в условиях эмпирического познания трудно претендовать на исчерпывающую  констатацию всех обстоятельств, выводы по методу различия в большинстве  случаев дают лишь проблематичные заключения.

По признанию  многих исследователей, методом различия достигаются наиболее правдоподобные индуктивные выводы.  
 

1.3. Соединенный метод сходства и различия

Этот  метод представляет собой комбинацию первых двух методов, когда путем  анализа множества случаев обнаруживают как сходное в различном, так и различное в сходном.

В качестве примера остановимся на приведенном  выше рассуждении по методу сходства о причинах заболевания трех студентов. Если дополнить это рассуждение  анализом новых трех случаев, в которых  повторяются те же обстоятельства, кроме сходного, т.е. в пищу употреблялись одинаковые продукты, кроме пива, и при этом не наблюдалось заболевания, то вывод будет протекать в форме соединенного метода.

Вероятность заключения в таком усложненном  рассуждении заметно возрастает, ибо соединяются преимущества метода сходства и метода различия, каждый из которых в отдельности дает менее надежные результаты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4. Метод сопутствующих изменений

Метод применяется при анализе случаев, в которых имеет место видоизменение  одного из предшествующих обстоятельств, сопровождаемое видоизменением исследуемого действия.

Предыдущие  индуктивные методы основывались на повторяемости либо отсутствии определенного обстоятельства. Однако не все причинно связанные явления допускают нейтрализацию или замену отдельных составляющих их факторов. Например, исследуя влияние спроса на предложение, невозможно в принципе исключить сам спрос. Точно так же определяя влияние Луны на величину морских приливов, невозможно изменить массу Луны.

Единственным  способом обнаружения причинных  связей в таких условиях является фиксация в процессе наблюдения сопутствующих  изменений в предшествующих и  последующих явлениях. Причиной в  этом случае выступает такое предшествующее обстоятельство, интенсивность или степень изменения которого совпадает с изменением исследуемого действия.

Применение  метода сопутствующих изменений  также предполагает соблюдение ряда условий:

(1) Необходимо  знание обо всех возможных причинах исследуемого явления.

(2) Из  приведенных обстоятельств должны  быть элиминированы те, которые  не удовлетворяют свойству однозначности  причинной связи. 

(3) Среди  предшествующих выделяют единственное  обстоятельство, изменение которого сопутствует изменению действия.

Сопутствующие изменения могут быть прямыми  и обратными. Прямая зависимость  означает: чем интенсивнее проявление предшествующего фактора, тем активнее проявляет себя и исследуемое  явление, и наоборот, — с падением интенсивности соответственно снижается и активность или степень проявления действия. Например, с повышением спроса на продукцию происходит увеличение предложения, с понижением спроса предложение соответственно уменьшается. Точно так же с усилением или ослаблением солнечной активности соответственно увеличивается или падает уровень радиации в земных условиях.

Информация о работе Методы установления причинных связй