Логика - как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 15:06, реферат

Краткое описание

Логика, одна из древнейших наук, возникла в проблемном поле философии более 2300 лет назад, и в трудах древнегреческого философа Аристотеля впервые показала как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина, каким правилам мышление при этом должно подчиниться основная задача, которая стоит перед студентами при изучении курса логики, научиться сознательно применять законы и формы мышления, усвоить основные принципы правильного логического мышления – определенность, последовательность, доказательность; приобрести навыки и умения, требующие точности мышления, обоснованности и убедительности выводов.

Содержание

Введение

Тема I. Предмет и задачи логики.
Тема II. Логика и язык.
Тема III. Понятие.

Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Логик1а.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение          

 

Тема I.  Предмет и задачи логики.

Тема II. Логика и язык.

Тема III. Понятие.

 

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

  Предлагаемое пособие представляет собой сжатое учебно-методическое изложение общего курса логики, по основным разделам и темам. Оно может быть использовано для самостоятельного освоения учебного курса, отработки алгоритмов правильного мышления, получения выводных знаний и тренинга навыков убеждающего воздействия.

Логика, одна из древнейших наук, возникла в проблемном поле философии более 2300 лет назад, и в трудах древнегреческого философа Аристотеля впервые показала как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина, каким правилам мышление при этом должно подчиниться основная задача, которая стоит перед студентами при изучении курса логики, научиться сознательно применять законы и формы мышления, усвоить основные принципы правильного логического мышления – определенность, последовательность, доказательность; приобрести навыки и умения, требующие точности мышления, обоснованности и убедительности выводов.

С учетом изложенного предлагается следующая структура учебного курса логики, рассчитанная на 36 часов в соответствии с Госстандартом (20 часов лекций и 16 часов практических занятий).

 

Тема I . Предмет и задачи логики.

 

Мышление как предмет изучения логики. Ступени процесса познания: чувственное познание и абстрактное мышление. Особенности абстрактного мышления, 3 его основные формы: понятие, суждение, умозаключение. Роль языка в познании.

 

Логика как наука о законах и формах правильного мышления. Понятие логической формы. Конкретное содержание и логическая структура мысли. Понятие логического закона. Истинность мысли и правильность рассуждений по форме. Основные черты правильного рассуждения: определенность, непротиворечивость, последовательность и доказательность.

При изучении этой темы следует обратить внимание на то, что выделению логики как особой ветви знания способствовали два обстоятельства:

1) еще в древности люди знали, что достоверность выводных знаний  зависит не только от истинности исходных посылок, но и от способа их соединения;

2) чтобы убеждать, надо не только хорошо говорить, но и владеть различными приемами построения умозаключений и доказательств.

Поэтому логика использовалась теоретически и практически в повседневной интеллектуально – речевой деятельности и вошла в программу европейских университетов в составе так называемого тривиума – первой ступени высшего образования, куда, кроме логики, входили грамматика и риторика.

Особый акцент в теме I должен быть сделан на формирование совокупности умений такого рода, которые называются логической культурой личности и которые определяются врожденным потенциалом индивида, окружающей социальной средой и определенной логосферой.

Для решения поставленных в теме I задач следует овладеть такими узловыми понятиями, как логика, наука, закон и форма мышления, чувственное и рациональное познание и воспользоваться рекомендованной учебной и методической литературой: стр. 3 – 10, 13 – 19.

 

Вопросы для самопроверки и повторения темы I.

 

1. Что изучает логика?

2. Что представляет собой чувственное  познание и каковы его основные формы?

3. Что такое абстрактное мышление, какова его роль в познании.

4. Что такое логическая культура  личности?

5. Почему необходимо изучать  логику?

 

 

 

 

 

Тема II. Логика и язык

 

Язык как информационная знаковая система. Функции языка. Языки естественные и искусственные.

 

Понятие знака. Общая характеристика и виды знаков, предметное и смысловое значение языковых выражений. Основные семантические аспекты языка: синтаксис, семантика, прагматика.

 

Семантическая категория языка: дескриптивные и логические термины. Дескриптические (описательные) термины: имена предметов, выражения, обозначающие свойства и отношения, предложения. Логически термины: логические связки, кванторы.

Функциональный метод анализа языка. Понятие функций и функтора. Употребление переменных в логике, предметные, предикатные и пропозиционные переменные. Понятие пропозиционной (высказывательной) функции.

Искусственные языки науки логики. Понятие о языке логики высказываний. Понятие о языке логики предикатов.

Основная цель при осмыслении темы II – освоение языка логики предикатов, которая отражает и следует за смысловыми характеристиками естественного языка. Для этого рекомендуется алфавит языка логики предикатов оформить в виде следующей таблицы

 

Символ

Способ

употребления

Название

Как читается

p

q

Конъюнкция

p и q

v

 

pvq

Дизъюнкция слабая или не исключающая

p или q

v

 

pvq

Дизъюнкция сильная или исключающая

либо p, либо q

 

p        q

Импликация

если p, то q

 

p        q

Эквиваленция, тождество

p тогда и только

 тогда, когда q

 

p

Отрицание

не верно, что p

 

p

Необходимость

необходимо, что р

   

p

Возможность

возможно, что р

   

(x) p(x)

Квантор общности

для всякого х верно, что р – х

   

(x) p(x)

Квантор существования

существует такой х, что р - х

x, y, z

   

Символы для высказываний, предметные переменные

 

a, b, c

   

Символы для единичных предметов, предметные постоянные

 

p, q, r

   

Символы для высказываний, пропозициональные переменные

 

P, Q, R

   

Символы для предикатов, предикатные переменные

 

 

и в качестве узловых категорий данной темы выделить в собственных логических словариках следующие понятия: язык, знак, знак – образ, знак – символ, семиотика, синтаксис, семантика, прагматика, язык логики высказываний, язык логики предикатов, воспользовавшись указанной в списке литературой: [ 1 ], стр. 10 – 13.

 

Вопросы для повторения и самопроверки.

 

1. Что такое естественный язык?

2. Что такое искусственный язык?

3. Что представляет собой язык  логики предикатов?

 

Тема III. Понятие

 

Понятие как форма мышления. Выражений понятий в языке. Основные логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Роль понятий в познании.

 

Логическая характеристика понятия. Содержание понятия. Признаки предметов и их виды, отличительные и не отличительные; необходимые и случайные; существенные и несущественные. Свойства и отношения как признаки.

Выражение содержания и объема понятий в языке логики предикатов. закон обратного отношения между объемом и содержанием понятий.

 

Виды понятий. Общие и единичные, относительные и безотносительные, собирательные и не собирательные понятия.

 

Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Виды сравнимых понятий: совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: равнозначность, частичное совпадение (пересечение), подчинение. Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Моделирование отношений между понятиями на кругах Э.Эйлера.

 

Операции обобщения и ограничения понятий. Деление понятий. Виды деления: по видоизменению признака и дихотомическое деление. Правила и ошибки в делении. Классификация естественная и искусственная. Значение деления и классификация в науке и практике.

 

Определение понятий. Номинальные и реальные определения, явные и неявные определения. Основной вид явных определений -– определение через род и видовое отличие (атрибутивные и генетические).

Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера, сравнение, указание и др.

Правила определения. Ошибки, возможные в определениях. Значение определений в науке и практическом рассуждении. Требование диалектической логики к процессу определения научных понятий. Научная терминология.

при изучении данной темы необходимо уяснить, что понятие является универсальной единицей мышления и основой интеллектуальной деятельности. Важнейшими характеристиками понятия являются содержание и объем. Все логические характеристики и логические операции являются результатом выводных знаний из закона обратно пропорциональной зависимости между содержанием и объемом понятия. После осмысления и освоения основных определений по учебникам, методическим пособиям и логическим словарям рекомендуется закрепить информацию этого блока по следующей схеме:


 




 

1) по объему





2) по существованию

     элементов





3) по структуре

      элементов




 

4) по содержанию





5) по наличию качеств,

св-в, отношений

    





 

6) по качеству

      элементов



 


    


7) по характеру

          объекта



 

 

 

Дать логическую характеристику любому понятию – это значит спроецировать его на приведенную схему и показать употребление понятия во всех 7 смыслах. Например, понятие должник является общим, непустым, собирательным, соотносительным, положительным, нерегистрируемым и конкретным.

После освоения логических операций с понятиями: ограничения, обобщения, определения и деления можно перейти к моделированию отношений между сравнимыми понятиями, которые лучше представить следующей схемой:

 


 




 


 



Равнооъем-                                                                                         Соподчинение:         


ность:                                                                                                     офицер-


Казань-                                                                                                  майор-капитан


столица


РТ

 

 

 


                                                                                                 Противополож-


                                                                                                    ность (конт-


                                                                                                   рарность):

                                                                                                    белый-черный  

 

Пересечение: пассажир-

студент

 


                                                                                                 Противоречие


                                                                                                   (конрадиктор-


                                                                                                     ность):  


                                                                                                    белый-                                


                                                                                                     небелый  

 

Подчинение: дерево - береза

 

 

В заключении этой темы следует перейти к самопроверке и к ответу на 7 условных вопросов:

1) Что понимается под содержанием  и объемом понятия, каково между  ними отношение?

2) Какие виды понятий Вам известны?

3) Что значит «определить» понятие?

4) Каковы правила определений?

5) Какая логическая операция  называется делением понятия?

6) Каковы правила и ошибки  деления?

7) Что такое обобщение и ограничение  понятий?

воспользовавшись указанной в начале литературой:

[ 1 ] стр.46 – 62

[ 4 ] стр. 4 – 46

[ 5 ] стр. 3 – 20

 

Для закрепления освоенного материала можно рекомендовать следующие упражнения:

I. Дать логическую характеристику понятиям:

    1. Государство; 2) Актер; 3) Равенство (партнерство); 4) Здание;

5) Сделка; 6) Парламент; 7) Консенсус.

II. Установить вид и правильность определений:

1) Абитуриент – учащийся, окончивший  школу и сдавший вступительные экзамены в вуз.

2) Барометр – прибор для измерения давления, в котором запаянную сверху стеклянную трубку опускают открытым концом в ртуть.

3) Рецензия – литературная работа, для создания которой нужно  проанализировать какое – либо художественное произведение и сопроводить его критической оценкой.

4) Русские – это славяне, которые  не украинцы и не белорусы.

5) Умный человек – это тот, который молчит, когда его не спрашивают.

 

III. Определить правильность обобщения и ограничения понятий:

1) Европейское государство – Франция  – город на Сене – Париж.

2) Университет –гуманитарный факультет  – исторический факультет.

3) Столица – Москва – центр  Москвы – Красная Площадь.

4) Карельская береза – береза  – дерево – лес

5) Студент ТИСБИ – Иванов  – человек – живое существо.

 

IV. Определить правильность деления понятий:

    1. Транспорт: городской, воздушный, морской, велосипедный.
    2. Очки: с диоптриями, без диоптрий.
    3. Город: республиканского, областного и местного значения.
    4. Время года: зима, весна, лето, осень.
    5. Поезд: экспресс, курберский, скорый, пассажирский, местный.

Информация о работе Логика - как наука