Конфуцианство. логика и теория аргументации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 11:44, реферат

Краткое описание

Возникновение конфуцианства всегда ассоциируется с Древним Китаем. В чем же состоит специфика религиозной структуры и психологических особенностей мышления, всей духовной ориентации в Китае? Трезво мыслящий китаец, конечно, не задумывается над тайнами бытия и проблемами жизни и смерти, однако он всегда видит перед собой эталон добра и чести, считает своим долгом ему следовать. Китаец выше всего ценит материальную оболочку, то есть собственную материальную жизнь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… .3
Предпосылки возникновения конфуцианства. Конфуцианство как этико-политическое и религиозно-философское учение……………………………. 4
Суть конфуцианства. Место человека в конфуцианстве……………………...5
Позднее конфуцианство о человеке……………………………………………10
Современное конфуцианство Чэнь Юланя…………………………………….11
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………………...14

Вложенные файлы: 1 файл

логика.docx

— 34.89 Кб (Скачать файл)

С этим в корне не согласен Сюнь-цзы (ок. 313- ок. 238 гг. до н.э.). Он утверждает, что человек по природе зол, из-за чего древние совершенно мудрые правители «ввели ритуал и понятие чувства долга и создали систему законов, с тем, чтобы дисциплинировать и воспитать чувства и характер человека, направив их по правильному пути, соответствующему Дао». Выходит, добро напротив, является результатом особых условий, в которые поставлен человек и без которых проявится его злая природа.

Оба философа исходят из положения об одинаковости природы  всех людей. Однако при этом Сюнь-цзы указывает, что «совершенно мудрые изменили свою природу и стали первыми заниматься практической деятельностью». Из разъяснений Сюнь-цзы следует, что они это смогли, потому что захотели, тогда как «ничтожный человек может стать совершенным, но не хочет». А не хочет потому, что он ничтожный, а не совершенно мудрый! Здесь, по-видимому, негласно присутствует идея о двух уровнях природы человека: врожденные качества и способность ими распорядиться.

У поздних конфуцианцев повышается интерес к внутреннему миру человека, формированию его индивидуальности, в противовес вопросам управления государством. Одной из теоретических причин этого явилось то, что начиная приблизительно с 7 в. в Китае распространяется буддизм, традиционно обращавший внимание на индивидуальные особенности человека. Конфуцианские мыслители не могли игнорировать такое важное явление. Их представления о человеке сначала изменялись за счет детализации и акцентирования положений конфуцианства, противостоявших даосизму и буддизму, а позднее – за счет освоения положений буддизма и даосизма.

Современное конфуцианство.

В последующие два века наблюдается упадок философской  мысли в Китае, что связано  в первую очередь с маньчжурской оккупацией. Возрождение конфуцианства  начинается в 20 в. и связано главным  образом с именем Чэнь Юланя. Он развивает его принципы, осовременивая их и обогащая некоторыми достижениями современной философии, благодаря чему учение вступает в новый этап – постконфуцианство. Осовременивание конфуцианских взглядов состояло в том, что Фэн Юлань признал двойственность человеческой природы: логическую и биологическую. Логическую природу он считает истинной; благодаря ей человек родствен Небу и Земле (по аналогии с природой-принципом Чжу Си). Биологическая природа не является собственно человеческой, она выступает как естественные задатки (осовремененная трактовка «ци»). Переосмысление природы человека понадобилось Чэнь Юланю, чтобы указать человеку «путь к внутренней святости и внешней царственности», к «высшей просветленности и непоколебимому спокойствию». Достижение этой цели состоит в слиянии с мировой гармонией, для чего необходимо поэтапное самосовершенствование с учетом особенностей человеческой природы. Если в обычном состоянии человек ограничен естественными потребностями, биологическими по происхождению, то самосовершенствование означает освоение способностей через практическую деятельность. Дальше путь лежит к осознанию внутреннего единства человека, его природы с гармонией мироздания. И наконец, последний этап – слияние человека с этой гармонией, т.е. возвращение к единству с природой.

 

 

Заключение

Проблема человека на Востоке  появилась задолго до создания учения конфуцианство. Во многом понимание  природы человека у Конфуция соответствует  таковому в предфилософских произведениях Китая.

Предметом размышления и  областью действий Конфуция выступает  социальная Поднебесная. Конфуций переносит  центр внимания в сферу жизни  социального субъекта, сохраняя при  этом все традиционные мировоззренческие  структуры. Конфуций полагается не на природный объективизм Неба и  Земли, а на самосознание верхов и  низов общества. Он первым из китайских  философов обратился к совести  человека, к его честности, добродетели, мужеству, человеколюбию, доверию как  закону человеческого общежития. Задачу гармонизации Поднебесной следовало  решить в сфере противостояний верхов и низов. После Конфуция в философских произведениях, в частности в конфуцианском памятнике «Ли цзы» («Книга обрядов») , высшие основы ритуала, как и в переходную эпоху, будут связываться с природой Поднебесной, поскольку сущность человека будет пониматься по преимуществу как природная сущность. 
Конфуций неустанно проповедует необходимость учиться, он осуждает лень, праздность, хвастовство, тупость. Главное средство управления народом Конфуций видел в силе примера и даже в убеждении, а не в голом принуждении.

Конфуцианство отвечает на все вопросы, которые встают перед  человеком в его сложной и  запутанной жизни, помогает ему определить его место во Вселенной, роль в  истории, положение среди людей. Это, несомненно, связано с тем, что  учение было создано в результате долгих размышлений над своей  непростой жизнью человеком, который  нашел душевное равновесие и обрел  спокойную уверенность в правильности своих поступков. Он разработал собственную  систему правил, которые позволяли  жить и трудиться в этом противоречивом мире.

 

Список использованных источников.

1.Древнекитайская философия. – М.: Мысль, 1972 – Т1, Т2. 
2.Лукьянов А.Е. Человек и «очеловеченный» мир в древнекитайской философии. Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека: Сб. научных трудов. М.: Издательство УДН, 1986. 
3.Панфилова Т. В. Человек в мировоззрении Востока. – М.: Знание, 1991 –64 с. – (Новое в жизни, науке. Серия “Культура и религия”; №5). 
4.Ушков А.М. Китайско-конфуцианский культурный ареал. «Запад и Восток. Традиции и современность» . М., 1993. 
5.Чанышев А. Курс лекций по древней философии. М: Высшая школа, 1981.

 


Информация о работе Конфуцианство. логика и теория аргументации