Интуиция, здравый смысл логика а исследовании систеи управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 07:45, контрольная работа

Краткое описание

Ни один человек, взрослея, не может не познать на практике процесс принятия решений. Как способность к коммуникациям, так и способность принимать решения — это умение, развиваемое с опытом. Каждый из нас в течение дня принимает сотни, а на протяжении жизни — тысячи и тысячи решений. Решение — это выбор альтернативы.
Однако в управлении принятие решения — более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Ставки зачастую много выше. Частный выбор индивида сказывается, прежде всего, на жизни его собственной и немногих связанных с ним людей. Менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации и других работников

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ИНТУИЦИЯ, ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ И ЛОГИКА В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………………5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….14
БИБЛТГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

ису.docx

— 42.55 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ИНТУИЦИЯ, ЗДРАВЫЙ  СМЫСЛ И ЛОГИКА В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………………5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….14

БИБЛТГРАФИЧЕСКИЙ  СПИСОК……………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ни  один человек, взрослея, не может не познать на практике процесс принятия решений. Как способность к коммуникациям, так и способность принимать  решения — это умение, развиваемое  с опытом. Каждый из нас в течение  дня принимает сотни, а на протяжении жизни — тысячи и тысячи решений. Решение — это выбор альтернативы.

Однако в  управлении принятие решения — более  систематизированный процесс, чем  в частной жизни. Ставки зачастую много выше. Частный выбор индивида сказывается, прежде всего, на жизни  его собственной и немногих связанных  с ним людей. Менеджер выбирает направление  действий не только для себя, но и  для организации и других работников. Люди, находящиеся на верхних этажах крупной организации, порой принимают  решения, связанные с миллионами долларов. Люди, находящиеся на высших должностях в государстве, решают судьбы миллионов людей. В частном секторе управленческие решения могут сильно повлиять на жизнь по меньшей мере каждого из тех, кто работает с принявшим решение руководителем, и, возможно, каждого в организации. Например, менеджер может принять решение штрафовать каждого работника, чей перерыв на чашку кофе продлится более 10 мин, или тех, кто занимается на работе общественной деятельностью. Другой руководитель может решить, что излишняя строгость в этих вопросах грозит стать причиной моральных проблем, результатом которых будет рост числа прогулов, текучести кадров и, возможно, ухудшение обслуживания потребителей, снижение производительности и качества продукции. Отказываясь от административных наказаний, руководитель решает, что будет больше проку от прямого, но твердого разговора с работником. Однако со временем повторяющиеся случаи опоздания на работу и снижение активности по причине бурной общественной деятельности могут заставить руководителя все же принять решение об увольнении работника. Если организация велика и влиятельна, решения ее высших руководителей могут определяющим образом изменять местное окружение. Некогда процветавшие города Новой Англии, к примеру, почти опустели, после того как текстильные и обувные предприятия, поддерживавшие благосостояние, переместились на юг или в другие страны. Некоторые управленческие решения буквально изменяют ход истории. Важные государственные решения, например, о применении атомной бомбы президентом Трумэном, попадают в эту категорию [2, с. 83].

Ответственность за принятие важных организационных  решений — тяжелое моральное  бремя, что особенно ярко проявляется  на высших уровнях управления как в государстве, так и в бизнесе. Однако руководители любого ранга имеют дело с собственностью, принадлежащей другим людям, и через нее влияют на их жизнь. Если руководитель решает уволить подчиненного, последний может сильно пострадать. Если плохого работника не остановить, может пострадать организация, что отрицательно скажется на ее владельцах и всех сотрудниках. Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных решений.

Эта проблема очень актуальна в наше время, когда руководители предприятий, а  особенно государства совершают  поступки, принимают решения, влияющие на судьбы многих и многих людей.

 

 

 

ИНТУИЦИЯ, ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ И ЛОГИКА В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

 

Исследование  и проектирование функций управления является наиболее трудоемкой задачей, особенно в условиях переходного периода, так как любое их изменение приводит к изменению структуры управления.

Нечеткое  распределение функций неизбежно  деформирует структуру и снижает качество и эффективность управления, именно поэтому функциональное содержание управления имеет первостепенное значение. Кроме того, с развитием новых форм экономического сотрудничества и расширением взаимосвязей управление дифференцируется, а функции управления развиваются, в частности, появляются функции технического, коммерческого управления и другие [6, c. 54].

Следовательно, повышение эффективности управленческой деятельности в значительной степени зависит от правильного понимания функций управления. Исследовать функции управления в конкретном подразделении — значит определить, кто и что делает, как связаны между собой сотрудники в .процессе управления, как связаны управленческие решения, почему именно эти, а не другие решения готовятся в этом конкретном подразделении. Знать эго необходимо для того, чтобы обеспечить эффективное управление функциональных обязанностей аппарата управления в целом.

Сущность  работы по управлению организацией (предприятием или компанией) заключается в том, чтобы исследовать каждую отдельно взятую функцию в каждом отдельно взятом подразделении. Взаимосвязь этих функций определяет функциональное содержание управления. О человеке, работающем в аппарате управления, мы знаем немного. Отсюда — необходимость комплексного изучения управленческой деятельности, его функционального содержания,

Именно эта  важная задача - исследование каждой отдельной функции и их взаимосвязей — позволяет вскрыть существо работы по управлению в отдельных подразделениях и организации в целом.

Выделение функций  управления вызвано еще и многообразием управленческой деятельности, т.е. процессами принятия решений. Поскольку каждая отдельная функция характеризует специфическую управленческую деятельность, то совокупность таких функций позволяет формировать конкретную систему управления: представить процесс управления вне функций управления невозможно. Именно поэтому к их определению предъявляются повышенные требования и определить однозначно, что понимается под функцией управления, весьма сложно [8, с. 137].

На современном  этапе у ученых нет единого  мнения о трактовке и содержании функций управления. Это значительно затрудняет процесс проектирования систем управления на строго методологической основе. В самом деле, чтобы сформулировать управленческие решения, посредством которых мы управляем конкретной организацией и которые реализуют выбранные цели функционирования, неизбежно следует пройти по цепочке: цель — функции - решения. В этом случае набор решений непосредственно будет определяться набором (совокупностью) функций управления. Следовательно, состав решений, реализующих одну и ту же цель, может быть различным, что вряд ли объяснимо с точки зрения логики и здравого смысла. Отсюда повышение требований, которые предъявляются к трактовке функций управления [8, с. 145].

Дадим определение. Функция управления — это однородный вид деятельности, объективно необходимой для реализации целей функционирования и выделенной по определенному признаку. Такими признаками могут быть специфика и масштаб производства, формы организации производственных процессов, взаимосвязь структурных подразделений, их количество на уровнях управления и др. [10, с. 42].

В связи с  этим выделяются общие и специфические  функции управления.

К общим функциям управления относятся: планирование, организация, регулирование, контроль, учет, т.е. те функции, которые характеризуют процесс управления.

К специфическим  функциям управления относят управление:

• основными  производственными процессами;

• вспомогательными и обслуживающими процессами;

• оперативное (производством);

• технической  подготовкой производства;

• сбытом продукции  и др.

Проектирование  системы управления, организации, в  том числе и любого конкретного  предприятия, невозможно без определения состава функций управления. При этом необходимо исследовать множество факторов:

1) характеристики  организации как системы —  входа, самого процесса, выхода;

2) стадии жизненного  цикла продукта;

3) цикл принятия  решений;

4) содержание  процесса управления.

Рассмотрим, как учитываются эти факторы  при исследовании и проектировании функций управления.

Фактор «Характеристики  организации как системы» позволяет  выделить функции по управлению ресурсами, основными фондами (здания и сооружения), действующими производственными процессами и продуктом. К ним отнесены функции управления материально-техническими, трудовыми, энергетическими, информационными и другими ресурсами, а также управление производственными процессами - управление результатами деятельности предприятия (промышленной продукции и услугами) [2, с. 94].

Фактор «Стадии  жизненного цикла продукта» предполагает исследование полного набора функций управления на всех стадиях жизненного цикла; заготовительной, обработочной, сборочной, испытательной [2, с. 97].

Фактор «Цикл  принятия решений» позволяет зафиксировать все стадии подготовки управленческого решения. К ним относятся:

1. Подготовка  решения.

2. Утверждение  решения.

3. Внедрение  решения.

4. Оценка результатов внедрения решения [2, с. 101].

Подготовка  решения — это обоснование, составление  и проверка правильности решения, которая  осуществляется аппаратом управления и заканчивается визированием вновь подготовленных документов [2, с. 101].

Утверждение решения — это фиксация факта  принятия решения, его утверждение. Эту деятельность осуществляет руководитель подразделения или организации, ответственный за принятие данного решения [2, с. 101].

Внедрение —  деятельность, связанная с отдачей  соответствующих распоряжений руководителями и исполнителями [2, с. 102].

На этой стадии оценивается результат, полученный после реализации принятого ранее управленческого решения; оценивается и само решение (необходимость его утверждения), и результаты внедрения управленческого решения.

Таким образом, порядок формирования состава функций управления следующий:

1) выбор исследуемого  объекта;

2) формирование  набора специфических функций;

3) выбор конкретной  специфической функции, подлежащей исследованию;

4) исследование  необходимости применения общих  функций управления в пределах  выбранной специфической функции;

5) формирование  конкретных функций в терминах управленческих решений [2, с. 108].

Выберем, например, в качестве объекта исследования производственный отдел машиностроительного предприятия.

Исследованию подлежит специфическая  функция «Управление основными производственными процессами» (рис. 1). Для реализации данной функции необходимо применять полный набор общих функций, а именно по планированию, организации, регулированию, контролю и учету.

Рис. 1 - ФРАГМЕНТ СХЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОСТАВА ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ

 

Из формирования состава функций управления, можем  сделать следующие выводы:

  1. Для реализации выбранной нами функции «Управление основными производственными процессами» необходимо применять полный набор общих функций управления, а именно: планирование основных производственных процессов, организация основных производственных процессов, регулирование основных производственных процессов, контроль основных производственных процессов, учет показателей деятельности основных производственных процессов. Полный набор общих функций управления также необходим и для реализации  остальных  четырех  специфических  функций, указанных в схеме [10, с. 249].
  2. В рамках каждой из перечисленных функций управления необходимо сформулировать полный набор управленческих решений, реализующих эти общие функции.
  3. Поскольку управленческое решение всегда конкретно, то наименования «Подготовка управленческих решений по планированию основного производства» или «Оценка управленческих решений по планированию основного производства» (как это указано в схеме) не характеризуют конкретное содержание управленческой деятельности и, следовательно, являются функциями управления, выраженными в терминах управленческих решений.
  4. Предметное содержание функций управления должно вестись на уровне конкретных управленческих решений.
  5. Состав управленческих решений должен быть определен на основе изучения практической деятельности работников каждого подразделения и регламентирующих документов, таких как Положение об организации, должностные инструкции и другие.

Интуиция  на бытовом уровне характеризуется  как чутье, проницательность, тонкое понимание, проникновение в самую  суть чего-нибудь. В психологии интуиция рассматривается как особый вид  знания, как специфическая способность, как механизм творческой деятельности [7, с. 185].

Философы  определяют интуицию, как непосредственное, без обоснования доказательствами постижение, усмотрение (от лат. Intueri – пристально, внимательно смотреть) истины.

В зависимости  от сферы применения различают интуицию в повседневной жизни («здравый смысл»), в науке, философии, искусстве (художественная интуиция), в изобретательской деятельности (техническая интуиция), профессиональную интуицию (врачей, следователей, педагогов и др.) [7, с. 189].

Существуют  различные объяснения феномена интуиции. Но при всех различиях подчеркивается связь интуиции с неосознаваемыми  формами психической деятельности, хотя специфика интуиции лежит не в самом факте неосознанности, а в познавательных, творческих и  оценочных функциях неосознаваемой деятельности. На интуитивном уровне задействованы все формы чувственности (ощущения, восприятия, память, воображение, эмоции, воля («чувственная интуиция»)) и интеллекта, логического мышления («интеллектуальная интуиция»).

Информация о работе Интуиция, здравый смысл логика а исследовании систеи управления