Значение отношений между понятиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:06, реферат

Краткое описание

Возьмем в качестве примера равнозначные понятия. Имея одинаковый, равный объем, они тем не менее могут иметь иногда весьма различное содержание. А это очень важно учитывать в практике мышления.

Вложенные файлы: 1 файл

работа3.docx

— 44.20 Кб (Скачать файл)

Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением.

В операции деления следует  различать делимое понятие, т. е. понятие, объем которого требуется  раскрыть, члены деления, т. е. соподчиненные  виды, на которые делится понятие (они представляют собой результат  деления), и основание деления  – признак, по которому производится деление. 

Сущность деления состоит  в том, что предметы, входящие в  объем делимого понятия, распределяются по группам. Делимое понятие рассматривается  при этом как родовое, и его  объем разделяется на соподчиненные  виды.

Различают следующие виды деления: деление по видоизменению  признака и дихотомическое деление.

Деление по видоизменению  признака

Основанием деления является признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого (родового) понятия. Например, государства в зависимости  от формы государственного устройства – на унитарные и федеративные; право по форме своего выражения – на правовой обычай, юридический прецедент и нормативный акт.

В качестве основания могут  быть использованы различные признаки делимого понятия. Выбор признака зависит  от цели деления, от практических задач. Вместе с тем к основанию деления  должны предъявляться некоторые  требования, важнейшее из которых  – объективность основания. Не следует, например, делить книги на интересные и неинтересные. Такое деление субъективно: одна и та же книга может быть интересной для одного человека и неинтересной для другого.

Правила деления

В процессе деления понятия  необходимо соблюдать четыре правила, которые обеспечивают четкость и  полноту деления.

·       Деление должно быть соразмерным.

Задача деления заключается  в том, чтобы перечислить все  виды делимого понятия. Поэтому объем  членов деления должен быть равен  в своей сумме объему делимого понятия. Если этого не происходит, то такое деление называется неполным.

Правило соразмерности будет  нарушено и в том случае, если будут указаны лишние члены деления, т. е. понятия, не являющиеся видами данного  рода. Такая ошибка будет иметь  место, если, например, при делении  понятия «наказание» кроме всех видов наказания указывается  предупреждение, которое не входит в перечень мер наказания в  уголовном законодательстве, а является видом административного взыскания.

Такое деление называется делением с лишними членами.

·       Деление должно производиться только по одному основанию.

На протяжении всего деления  избранный нами признак должен оставаться одним и тем же и не подменяться  другим признаком. Например, граждан  мы можем разделить по их социальному положению на рабочих, крестьян и интеллигенцию или по их национальности. Но нельзя смешивать эти основания, так как в этом случае деление не будет последовательным и четким: члены деления частично совпадут друг с другом.

·       Члены деления должны исключать друг друга.

Это правило вытекает из предыдущего. При смешении оснований члены деления – видовые понятия – будут находиться в отношении частичного совпадения, как в приведенном выше примере, где понятия «русский», «украинец», «белорус» и т. д. частично совпадут с понятиями «рабочий», «крестьянин», «интеллигент». Подобный же результат получим при делении преступлений на умышленные, неосторожные и воинские. Деление всех студентов  института  на  заочников, членов ЛДПР и спортсменов также приведет к грубому нарушению данного правила.

·       Деление должно быть непрерывным.

В процессе деления родового понятия нужно переходить к ближайшим  видам, не пропуская их. Например, понятие «преступление» можно разделить на государственные, должностные, воинские и т. д. Каждый из этих видов может быть в свою очередь разделен на виды. Так, понятие «воинское преступление» можно разделить на неисполнение приказа, угрозу начальнику, самовольное оставление части или места службы, нарушение уставных правил караульной службы, самовольную отлучку и т.д. Но нельзя переходить от деления на виды одного порядка к делению на вилы другого порядка, например, делить преступления на государственные, должностные и самовольную отлучку. Такое деление лишено последовательности, оно называется скачком в делении.

Дихотомическое  деление

Дихотомическое  деление, или дихотомия (от греческих слов dicha и tome – сечение на две части), представляет собой деление объема делимого понятия на два противоречащих понятия. Если А – делимое понятие, то членами деления будут два понятия: В и не-В. Например, всех граждан можно разделить – на совершеннолетних и несовершеннолетних.

Дихотомическое деление  не всегда заканчивается установлением  двух противоречащих понятий. Иногда отрицательное  понятие вновь делится на два  понятия, что помогает выделить из большого круга предметов группу предметов, интересующих нас в каком-либо отношении.

Например, при определении  меры наказания важно установить возраст обвиняемых. С этой целью  лица, совершившие преступление, могут  быть разделены на совершеннолетних (В) и несовершеннолетних (не-В). В  отношении последних советский  закон устанавливает дополнительные гарантии прав и законных интересов. Несовершеннолетних, в свою очередь, сложно разделить на лиц, достигших 16 лет (С) и не достигших этого  возраста (не-С). Известно, что лица, совершившие преступление в возрасте от 14 до 16 лет, привлекаются к уголовной ответственности лишь за некоторые вилы преступлений. В отношении лиц моложе 16 лет следует установить, исполнилось или не исполнилось им 14 лет (D и не-D), так как лица, не достигшие этого возраста, к уголовной ответственности не привлекаются.

По сравнению с делением по видоизменению признака дихотомическое деление имеет ряд преимуществ. В дихотомии не надо перечислять  все виды делимого рода: мы выделяем один вид, а затем образуем противоречащее понятие, в которое включаются все  другие виды. Членами дихотомического  деления являются два противоречащих понятия, исчерпывающих весь объем  делимого понятия. Поэтому деление  всегда соразмерно. Деление производится только по одному основанию – в  зависимости от наличия или отсутствия у предметов некоторого признака. Члены дихотомического деления  всегда исключают друг друга; любой  предмет может мыслиться только в одном из противоречащих понятий.

Вместе с тем этот вид  деления имеет недостатки. Во-первых, объем отрицательного понятия может  оказаться неопределенным (например, при делении преступлений на должностные и недолжностные). Во-вторых, четким и последовательным является, по существу, лишь деление на два первых противоречащих понятия; при дальнейшем делении  эта  четкость и  последовательность  нередко нарушаются. Так, продолжив деление преступлений, мы делим недолжностные преступления на хозяйственные и нехозяйственные, но в этом случае в последнюю группу попадают, кроме хозяйственных, все преступления, в том числе должностные. Поэтому дихотомическое деление обычно сводится к делению первого понятия. Например, рефлексы делят на условные и безусловные, человеческие общества – на классовые и бесклассовые, войны – на справедливые и несправедливые, общественно опасные деяния – на действия и бездействия.

Деление  понятия  помогает  правильно  распределить предметы  по  группам, изучить их, а следовательно, глубже познать  весь  класс  в  целом. Знание  видов и правил деления имеет большое значение в работе юриста, особенно в следственной практике; планирование расследования преступлений, составление схем в процессе планирования, классификация следственных версий и ряд других следственных действий имеют своей основой логическую операцию деления понятий 

 

5. Классификация.  

 

В научном исследовании, педагогической и учебной практике часто возникают задачи, в ходе решения которых требуется хранить  в памяти большие объёмы информации о предметах некоторого класса (множества). При этом все множество предметов  этого класса должно быть легко обозримым. Именно для этого предназначен вид  деления, который называется классификацией.

Целью классификации является систематизация знаний, поэтому от деления она отличается относительно устойчивым характером и сохраняется  более или менее длительное время. Кроме того, классификация образует развернутую систему, где каждый член деления вновь делится на новые члены, разветвляясь на множество  классов, закрепляемых обычно в таблицах, схемах, кодексах и т.п. Таким образом, классификация получается в результате многоступенчатого деления.

Классификация представляет собой распределение предметов  по группам (классам), при котором  каждый класс имеет свое постоянное, определенное место.Виды, охарактеризованные множеством признаков, служащих основаниями последовательного деления, называются классами. Классификация состоит в распределении предметов данного множества на точно охарактеризованные с точки зрения интересующих нас признаков классы.

Классификация – систематическое распределение предметов данного множества по классам, возникающее в результате последовательного многоступенчатого деления. 

Такова, например, классификация  животных в биологии, охватывающая до 1,5 млн. различных видов животных, растений в ботанике, включающая 500 тыс. видов растений. Классификация  дает возможность рассмотреть это  многообразие в определенной системе, выделить интересующие нас виды растений или животных.

Широко применяется классификация  в правовых науках. Примером может  служить система  права, которое делится на отрасли: общая теория  права,  административное право,  финансовое право и т. д. Каждая отрасль права включает в себя правовые институты.

Классификация имеет важное значение в познании. Она позволяет рассмотреть огромное разнообразие предметов в определенной системе. Но, разделяя все предметы на строго отграниченные друг от друга группы, классификация делает эти грани неподвижными. Между тем предметы действительности взаимосвязаны, между ними нет неподвижных граней. 

Из этого следует, что  всякая классификация относительна. Многие явления природы и общественной жизни не могут быть отнесены безоговорочно  к какой-либо определенной группе явлений. Например, семью как общественно-историческое явление нельзя целиком отнести  к какой-либо одной области социальной жизни, семья характеризуется как  материальными, так и духовными  процессами. Кроме того, с развитием  знаний классификация, как правило, изменяется, дополняется, иногда заменяется новой, более точной. Поэтому ни к  одной классификации нельзя подходить  как к завершенной; необходимо учитывать  диалектическую природу как самой действительности, так и отражающих ее знаний, которые находятся в непрерывном процессе изменения и развития.

Кроме рассмотренной классификации, называемой научной, в повседневной жизни используется так называемая искусственная классификация, т.е. распределение  предметов на классы по несущественным признакам. Такой классификацией, например, является распределение фамилий  в алфавитном порядке.

Научная работа (реферат, курсовая и дипломная работа, статья, диссертация) пишется на основе плана. План представляет собой научную классификацию, являющуюся многоступенчатым делением. Составлению  плана предшествует формулировка проблемы, которую предстоит решить, и нахождение её решения. При составлении плана  должны соблюдаться все правила  деления. 

 


Информация о работе Значение отношений между понятиями