Законы логики и их роль в познании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:23, контрольная работа

Краткое описание

Тождество есть равенство, сходство предметов в каком-либо отношении. Например, все жидкости тождественны в том, что они теплопроводны, упруги. Каждый предмет тождествен самому себе. Но реально тождество существует в связи с различием. Нет и не может быть двух абсолютно тождественных вещей (например, двух листочков дерева, близнецов и т. д.). Вещь вчера и сегодня и тождественна, и различна. Например, внешность человека изменяется с течением времени, но мы его узнаем и считаем одним и тем же человеком. Абстрактного, абсолютного тождества в действительности не существует, но в определенных границах мы можем отвлечься от существующих различий и фиксировать свое внимание на одном только тождестве предметов или их свойств.

Вложенные файлы: 1 файл

логика Анита.docx

— 48.07 Кб (Скачать файл)

Так как между  логической материальной импликацией, выражаемой в логике математической формулой а ± b (при этом между суждениями a и b может отсутствовать содержательная связь), и содержательным союзом “если..., то” нет полного соответствия, закон достаточного основания не может быть выражен формулой: а ± b. В качестве аргументов для подтверждения истинной мысли могут быть использованы истинные суждения, цифровой материал, статистические данные, законы науки, аксиомы, теоремы.

Логическое  основание и логическое следствие  не всегда совпадают с реальными  причиной и следствием. Например, является реальной причиной того следствия, что  крыши домов мокрые. А логические основание и следствие будут  обратными, так как, выглянув в окно и увидев мокрые крыши домов (логическое основание), мы полагаем, что дождь шел.

Возьмем другой пример. Так как реальная причина  и следствие (например, мы включили электроплитку, и потому в комнате стало теплее) не всегда совпадают с логическим основанием и логическим следствием (термометр сегодня показывает более высокую температуру, чем была вчера, значит, в комнате стало теплее), то часто приходится умозаключать от следствий, из них выводя причину того или иного явления. Так поступают следователи, которые в поисках реальной причины совершенного преступления формулируют все возможные версии, чтобы затем, отбросив ложные, оставить истинные. Врачи, ставя диагноз болезни, также идут от реальных следствий к реальным причинам, поэтому их выводы должны особенно тщательно проверяться и аргументироваться. Проблема доказательности выдвигаемых положений существенна для любого творческого процесса.

Поразительны  выводы литературного героя К. Доила  Шерлока Холмса, который по следствию  восстанавливал причину, умозаключая с высокой степенью достоверности от логического основания, т. е. реального следствия, к логическому следствию, г. е. реальной причине события.

Особую доказательную  силу имеют аргументы в научных  исследованиях, в процессе обучения, когда нельзя принимать на веру недоказанные утверждения.

В главе VI “Логические  основы теории аргументации” будут  подробнее освещены принципы доказательства, приемы и методы обоснования истинных мыслей и опровержения ложных.

Формально-логические законы действуют во всяком мышлении, но в обучении особенно необходимо их сознательное использование, поскольку  обучение направлено на формирование правильного мышления у учащихся. При таком использовании законы формальной логики выступают как нормативные правила мышления.

    2. Дать логическую характеристику понятию: потребление, стадо, беззаконие, Марс.

Потребление (общее, собирательное, абстрактное, положительное, соотносительное)

Стадо (общее, собирательное, конкретное, положительное, соотносительное)

Беззаконие (общее, не собирательное, абстрактное, отрицательное, соотносительное)

Марс (единичное, не собирательное, конкретное, положительное, безотносительное)

    3.Определите отношения  между понятиями с помощью  кругов Эйлера:  студент, спортсмен  , парень.

Равнозначными, или тождественными, называются понятия, которые различаются  по своему содержанию, в объемы которых  совпадают, т.е. в них мыслится или  один и тот же класс, состоящий  из одного элемента, или один и тот  же класс предметов, состоящий более  чем из одного элемента.

Объемы тождественных  понятий изображаются кругами, полностью  совпадающими.

4. Определить  вид простых суждений.

1) Существуют  две основные концепции происхождения  небесных тел.

2) Александр  старше Михаила.

 

1) -Экзистенциальные суждения или суждения существования.

2) -Релятивные суждения или суждения с отношениями.

    5.Решите логическую задачу:

На столе в бутылке, стакане, кувшине и банке находятся  молоко, лимонад, квас и вода. В каком  сосуде находится каждая из жидкостей, если известно, что:

1.Вода и молоко не в бутылке.

2.Сосуд с лимонадом стоит  между кувшином и сосудом с  квасом.

3.В банке не лимонад и не  вода.

4.Стакан стоит между банкой  и сосудом с молоком.

 

Молоко в кувшине. Квас в банке. Вода в стакане. Лимонад в бутылке  
 
Доказательство простое. Начинаем с молока. По условию, оно не в бутылке, не в банке и не в стакане ("стакан стоит около банки и сосуда с молоком.") Значит в кувшине. Далее, по условию, в банке не лимонад и не вода. И теперь мы знаем, что и не молоко. Значит в банке квас. Далее, по условию, вода не в бутылке. А теперь мы знаем, что она и не в кувшине и не в банке. Значит вода в стакане. Ну и остаётся, что лимонад в бутылке. Вся остальная посуда уже занята.

 


Информация о работе Законы логики и их роль в познании