Виды аналогий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель этой работы рассмотреть вывод по аналогии, его структуру и виды аналогии.

Содержание

Введение: 3
1. Определение и структура вывода по аналогии 4
2. Виды аналогий. 4
3. Ошибки и достоверность заключений по аналогии. 6
Упражнения: 6
Заключение 8
Список литературы: 9

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа ЛОГИКА - 25 ТЕМА.docx

— 27.97 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание:

 

Введение: 3

1. Определение и структура вывода  по аналогии 4

2. Виды аналогий. 4

3. Ошибки и достоверность заключений  по аналогии. 6

Упражнения: 6

Заключение 8

Список  литературы: 9

 

 

Введение:

Мышление любого человека подчиняется  логическим законам, протекает в  логических формах, совершается с  помощью логических приёмов. Не всякий результат мышления является правильным, люди допускают логические ошибки, а иногда и обманывают. Задача логики и состоит в изучении условий  получения правильного результата, которые содержатся в самом мышлении, его ходе, структуре, связи мыслей. Знание условий получения правильного  результата важно в любой области  научной и практический деятельности, в том числе и в работе юриста. Деятельность юриста требует правильности мышления.

Цель этой работы рассмотреть вывод  по аналогии, его структуру и виды аналогии.

 

1. Определение и структура вывода по аналогии

 

Умозаключение по аналогии или аналогия — это, недедуктивное умозаключение, в котором на основе сходства двух объектов по каким-либо параметрам делается вывод об их сходстве по другим параметрам. [3, c. 262]

Общая схема умозаключения  выглядит так:

Предмет М обладает признаками  А, В, С, Р

Предмет S обладает признаками А, В, С

Вероятно, предмет S обладает также признаком Р.

 

2. Виды аналогий.

 

По характеру употребляемых  объектов различают два вида аналогий: аналогию свойств и аналогию отношений.

Аналогия  свойств -  умозаключение, по аналогии, в котором сравниваются два различных предмета, и на основе установления общности их некоторых свойств, свойство, присущее одному из этих предметов, переносится на другой предмет.[3, c.262]

Структура аналогии свойств: 

Предмет  А имеет свойства PQRL,

Предмет  В имеет свойства PQRLM

заключение предмет А  имеет свойство М

Аналогия  отношений – это умозаключение по аналогии, в котором сравниваются отношения между предметами, и на основе общности их некоторых свойств, свойство присущее одному отношению переносится на другое отношение.[3, c.263]

Структура аналогии отношений:

Между предметами А и В  имеется отношение R

Между предметами С и D имеется отношение P

Отношение R обладает свойствами FIKQ

Отношение P обладает свойствами FIK

Возможно, что Р обладает свойством Q.

Так же различают:

Структурную аналогию – когда сходными оказываются структурные признаки.

Функциональную  аналогию – когда аналогичными являются принцыпы действия, функционирования.

Каузальную (причинно-следственную) аналогию – когда у сравниваемых предметов оказывается одна и та же причина (мотив).

 

Строгая аналогия - отличается тем, что в ее посылках присутствует (явно или неявно) знание о том, что признак, имеющийся у одного из сравниваемых объектов и не обнаруженный пока у другого (переносимый признак) необходимым образом связан с общими признаками этих объектов. Это условие и является достаточным для того, чтобы сделать достоверное заключение о наличии этого признака у второго объекта.[3, c. 265]

Схему строгой аналогии можно представить следующим образом:

Объект А обладает признаками PQRL.

Объект В обладает признаками PQL.

Из наличия признаков PQL следует наличие признака R. Достоверно, что объект В обладает признаком R.

Строгая аналогия как метод доказательства успешно используется в математике (здесь достаточно назвать хотя бы теорию подобия). Этот вид аналогии находит широкое применение в физике, химии, биологии и других естественных науках, он эффективно.

Нестрогая аналогия — это такое уподобление, в котором зависимость между сходными и переносимым признаками мыслится как необходимая лишь с большей или меньшей степенью вероятности. В этом случае, обнаружив у другого объекта признаки сходства, можно лишь в логически ослабленной, т.е. проблематичной, форме заключать о принадлежности ему переносимого признака. [2, c. 192]

Нестрогая аналогия часто  встречается в общественно-исторических исследованиях, ибо здесь крайне трудно установить такую связь между явлениями, которая строго указывала бы на все вытекающие последствия.

Условиями, повышающими степень  вероятности выводов в нестрогой аналогии, выступают: 1) сходство уподобляемых предметов в значительном числе существенных признаков — чем больше существенных сходств, тем основательнее вывод по аналогии; 2) отсутствие существенных различий между уподобляемыми предметами; 3) степень вероятности знания о зависимости между сходными и переносимым признаками.

Ложная  аналогия – дающая ложное заключение.

3. Ошибки и достоверность заключений  по аналогии.

  1. У сравниваемых объектов должно быть как можно больше общих признаков;
  2. Эти общие признаки должны быть существенными, а по возможности отличительными;
  3. Общие признаки должны быть как можно более разнородными: они должны охватывать разные стороны сравниваемых предметов;
  4. Сравниваемые признаки должны быть одного и того же типа, что переносимый признак, и тесно связанными с ним.
  5. Сравниваемые объекты должны иметь как можно меньше различий.

Упражнения:

1. Установите, по какому виду аналогии получены следующие заключения:

1.1. Завод – это большой  муравейник. – Аналогия предметов

1.2. Вертолет – это большая  стрекоза. – Аналогия предметов

1.3. Печень по структуре  напоминает губку. – Структурная аналогия

1.4. причины многих социальных  явлений аналогичны явлениям  природы. – Функциональная аналогия

2. Определите вид следующей аналогии (строгая, нестрогая, ложная) : 

Люди часто путают съедобные  грибы со своими ядовитыми двойниками, очень на них похожими. – Нестрогая аналогия.

3. Постройте схему и приведите пример простой деструктивной дилеммы. 

Если A, то B или C.

Не желательно ни B ни C (B или C)

A недопустимо.

Пример:

Если я не сбавлю скорость, то, может быть, все обойдется, а  может быть и авария.

В аварии нет  ничего приятного

Лучше сбавить скорость.

 

Заключение

 

В повседневной жизни нам достаточно часто приходится сравнивать предметы друг с другом и, установив определенное сходство между двумя различными предметами или их классами, мы говорим об их аналогии. Сопоставление различных предметов и акцентирование внимания на их одинаковости или похожести в каких-либо свойствах или отношениях с давних времен используется в устной и письменной речи для придания ей большей выразительности, наглядности образности. Удачное сравнение или метафора помогают передать сложное содержание, зримо представить какое-либо событие или явление, разъяснить действие того или механизма, описать эмоциональное состояние, а, значит, помогают легче и лучше понять человека.

 

 

Список литературы:

  1. Берков В.Ф., «ЛОГИКА элементарный курс», Минск, «ТетраСистемс», 2007
  2. Кириллов В.И., Старченко А.А., «Логика» - Москва, «И ристъ», 1995
  3. Яшин Б.Л., «Логика» – Москва, «ЭЛИТ», 2004

 


Информация о работе Виды аналогий