Этапы жизни и творчества Сергея Есенина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 20:54, реферат

Краткое описание

целью данного реферата является изучение этапов жизни и творчества великого русского писателя Сергея Есенина. Из цели исследования вытекают следующие задачи:
1. Изучить биографию Сергея Есенина.
2. Понять, как жизнь Есенина повлияла на его творчество.
3. Выявить основные мотивы лирики Есенина.
4. Показать философичность произведений Сергея Александровича Есенина.
5. Проанализировать поэму «Анна Снегина».

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 2
ГЛАВА 1. Этапы жизни Сергея Александровича Есенина
1.1. Детство, деревня, учение…………………………………………….. 3 – 7
1.2. Москва………………………………………………………………. 8 – 12
1.3. Петроград …………………………………………………………… 13 – 15
1.4. Европа и Америка………………………………………………….......... 16
1.5. Тверская любовь Сергея Есенина……………………………………… 17
1.6. Последние годы жизни………………………………………………… 18
ГЛАВА 2. Творчество Сергея Александровича Есенина.
2.1. Основные мотивы лирики……………………………………….. 19 – 20
2.2. Личное, национальное и общечеловеческое в поэзии
С. Есенина.………………………………………………………... 21 – 22
2.3. Философичность есенинских произведений…………………… 23 – 25
2.4. Поэма «Анна Снегина»…………………………………………… 26 – 28
Заключение……………………………………………………………......... 29
Список используемой литературы……………………………………….. 30
Приложение …………………………………………………………… 31 – 35

Вложенные файлы: 1 файл

С.Е. Реферат.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………..   2

ГЛАВА 1. Этапы  жизни Сергея Александровича Есенина

1.1.  Детство, деревня, учение……………………………………………..  3 – 7

1.2.   Москва……………………………………………………………….  8 – 12

1.3.  Петроград ……………………………………………………………  13 – 15 

1.4.  Европа и Америка…………………………………………………..........  16

1.5.  Тверская любовь Сергея Есенина………………………………………   17

1.6.   Последние годы жизни…………………………………………………   18

ГЛАВА 2. Творчество Сергея Александровича Есенина.

2.1.   Основные мотивы лирики………………………………………..   19 – 20

2.2.   Личное, национальное и общечеловеческое в поэзии 

         С. Есенина.………………………………………………………...   21 – 22

2.3.   Философичность есенинских произведений……………………  23 – 25

2.4.  Поэма «Анна Снегина»……………………………………………  26 – 28

Заключение…………………………………………………………….........   29

Список используемой литературы………………………………………..  30

Приложение ……………………………………………………………   31 – 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

           Тема реферата – «Этапы жизни и творчества Сергея Есенина». Актуальность темы реферата обусловлена тем, что проблемы поднятые творчеством Есенина, являются одними из основных для человечества во все времена.

 

            Более восьмидесяти лет минуло  со дня кончины Сергея Есенина.  Жизнь его была коротка –  всего тридцать лет, из них на зрелую творческую деятельность выпало не более двенадцати. Однако сделанное за эти годы было столь значительно, волнующе и самобытно, что потребовалось усилия многих критиков и ученых, дабы разобраться в его поэтическом наследстве.

Поэтому целью данного реферата является изучение этапов жизни и творчества великого русского писателя Сергея Есенина. Из цели исследования вытекают следующие задачи:

1. Изучить биографию Сергея Есенина.

2. Понять, как жизнь Есенина повлияла на его творчество.

3. Выявить основные мотивы лирики Есенина.

4. Показать философичность  произведений Сергея Александровича  Есенина.

5. Проанализировать поэму «Анна Снегина».

 

           Образ Есенина двоится. Два  человека вели в нем тяжкую, глухую и постоянную тяжбу:  «юноша с кроткими глазами, более синими, чем небо, в тихом осеннем листопаде, в грустной и нежной дреме, внимательный и сосредоточенный, простой и искренний, чуткий и даже застенчивый, скромный и понимающий, влюбленный в плоть жизни и в наше однообразное полевое раздолье,- и городской гуляка, забияка, скандалист и озорник, безрассудный мот и больной человек, менявший позы, нарочито подчеркивавший и заострявший свои противоречия, обнажавший их напоказ, игравший ими для авантюристических целей в сюжете». В борьбе этих двух душ в себе пал Есенин. В его поэзии преодолевал все-таки первый человек, и «Черный человек» чаще всего уступал ему свое место. Поэзия была ареной, где первый человек наиболее решительно и легко одерживал победы над вторым. 

 

            Знакомясь, с жизнью Есенина мы сможем, глубже понять его произведения, почувствовать их внутреннюю связь с душевным миром поэта, с его эпохой.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Этапы  жизни Сергея Александровича Есенина.

 

1.1.  Детство, деревня, учение.

 

               Сергей Есенин вышел из среды потомственных рязанских хлеборобов. Его дед по отцу, Никита Есенин, владел грамотой; был сельским старостой, ходатаем по крестьянским делам. После его смерти вдова, оставшаяся с малолетними детьми, хотела устроить старшего сына, Александра Никитича, певчим в Рязанский собор. Но это не прельщало подростка, и он по примеру односельчан, ушел на заработки в город. Двенадцати лет он поступил «мальчиком» к замоскворецкому купцу, потом много лет был приказчиком у того же купца, но семьей обзавелся в дерене, женившись на крестьянке Татьяне Титовой.

           Первым их ребенком, родившимся 21сентебря 1895года в селе Константинове, в доме деда, Никиты Есенина, и был Сергей. В трех летнем возрасте он был отдан на воспитание родителям матери.

           Титовы жили в другой части села Константинова – в Матове. Дед Федор был известен всей округе как веселый, умный и своенравный мужик. К тому же он был удачлив в делах. Занимаясь крестьянским трудом, он имел заработки также на отхожих промыслах – гонял плоты, работал на баржах. В деревне дед завел солидное хозяйство, жил зажиточно без всякой нужды. Наступил, однако, день, когда он разорился: две баржи его сгорели, остальные погибли во время половодья.

           Сергей попал к деду, когда старик уже не ходил не ни на какие промыслы, но материальный достаток в семье сохранился. Сыновья Титова жили своими семьями, и в доме оставались трое – дед, бабка и внук Сергей. Старики были богомольны, придерживались старых религиозных обрядов. «…Я рос, - рассказывал Есенин, - в атмосфере народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Еще большое значение имел дед, который сам знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них. Из – за меня у него были постоянные споры с бабкой. Она хотела, чтобы я рос на радость и утешение родителям, а я был озорным мальчишкой. Оба они видели, что я слаб и тщедушен, но бабка хотела меня всячески уберечь, а он, напротив закалить… И то, что я был забиякой, его радовало. Вообще крепким человеком был мой дед».

             Воспитываясь в старообрядческой, религиозной семье, Сергей, однако, не проникся верой в бога и не питал особого интереса к церковной службе, которую сызмальства наблюдал в родной деревне и в окружающих монастырях. «В бога верил мало, - признался  он потом. – В церковь ходить не любил». «Рано, - говорил он,- посетили меня религиозные сомнения.

В детстве у меня были очень резкие переходы: то полоса молитвенная, то необычайного озорства, вплоть до богохульства». Из этого можно заключить, что с малых лет Есенин проявлял известную самостоятельность в чувствах, побуждениях, в отношении к окружающим, и не поддаваясь безотчетно внешним влияниям, а как-то по-своему в них разбираясь. Кроме того, семья – будь то шумный то постояльцев дом бабки Есениной, будь то строгий и благочестивый дом Титовых – не была единственной школой его воспитания. Большой след оставили в его памяти деревенская улица, дружба с мальчишками, участие в крестьянских работах. На всю жизнь глубоко запечатлелись живописнейшие картины природы.

              Село Константиново, где протекало детство поэта и где безвыездно жила его родня, раскинулось на высоком, холмистом берегу Оки. «Это было тихое, чистое, утопающие в зелени село,- рассказывает сестра поэта Александра Есенина.- Основным украшением считалось церковь стоящая в центре села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд служили убранством этому красивому и своеобразному памятнику русской архитектуры. Вдоль церковной ограды росли акация и бузина…Раздольны, красивы наши заливные луга. Вокруг такая ширь, «такой простор, что не окинешь оком». На горе как на ладони видны протянувшиеся по одной линии на многие километры села и деревни. Вдали, как в дымке, синеют леса».

«Сверстники мои,- писал в автобиографии Есенин,- были ребята озорные. С ними я лазил по чужим огородам. Убегал дня на 2-3 в луга и питался с пастухами рыбой, которую мы ловили маленьких озерах…». Но более всего его приобщил к природе крестьянский труд. Любимыми воспоминаниями детства поэта были выезды в ночное, сенокосы.

             Пять лет Сергей научился читать, и это наполнило новым содержанием его мальчишескую жизнь. «Книга не была у нас исключительным и редким явлением, как в других избах,- вспоминал поэт.- Насколько я себя помню, помню и толстые книги в кожаных переплетах». Поначалу это были фолианты духовных писаний, но потом пошли и книги для домашнего чтения, и произведения русских классиков. Особенно интенсивно приобщался мальчик к литературе с девяти лет, когда поступил в Константиновское земское четырехгодичное училище.

             Сергей, поступив в училище, перешел от деда Титова обратно в дом Есениных, где жили более скудно, поддерживая семейный бюджет деньгами, присылаемыми отцом из Москвы. Но Сергей принадлежал к числу детей, учившихся с особым тщанием и охотой. В мае 1909года Есенин окончил училище с похвальным листом, которого был удостоен «за весьма хорошие успехи и отличное поведение». На выпускных экзаменах по всем предметам он получил отличные оценки. В качестве подарка ему было вручено несколько книг и портрет Гоголя; в качестве поощрения ему дали рекомендацию для поступления в Спас - Клепиковскую церковно – учительскую школу или Рязанское духовное училище. 

           Во время летних каникул и после окончания земского училища Сергей вел обычную деревенскую жизнь: пропадал целыми днями в лугах или на реке, удил рыбу, приносил домой утиные яйца, однажды притащил целое ведро раков. Как и прежде, возглавлял ватагу сельских мальчишек, совершал с ними набеги на огороды и сады, лазил по деревьям, играл в лапту. В дождливые летние дни или в длинные зимние вечера Сергей читал. Из книг, прочитанных в школьные годы, он впоследствии часто вспоминал «Слово о полку Игореве», произведения Пушкина, рассказы и повести Гоголя. На память мог читать стихи Некрасова, Никитина, Кольцова.

            Слагать стихи Есенин стал незадолго до того, как поступил в земское училище, лет с восьми – девяти. На стихотворчество толкнула его та атмосфера народной песенной поэзии, которая окружила его в детские годы. Первые стихи Есенина (до нас не дошедшие) были подражаниями, деревенскими частушками, которых он знал великое множество. Лишь в старших классах Сергей начал приносить свои стихи в училище, показывать их педагогам. 

            Отец Сергея жил в Москве и бывал в деревне наездами. Приехав домой в августе 1909года, а он,  как обычно, привез жене и детям подарки и, кроме того, достал из дорожной корзины две стеклянные рамки, которые предназначались для почетных бумаг его сына – свидетельства об окончании училища и похвального листа. Вставленные в рамки, эти бумаги были прикреплены на самое видное место в избе. Они заменили семейные портреты, которые были сдвинуты по стене вниз. Отец  пробыл в деревне всего несколько дней, и за эти дни было решено: не откладывая, отправить сына в Спас – Клепиковскую  церковно-учительскую школу.

             Добраться до Спас-Клепиков было не так легко. В первой поездке Сергея сопровождала мать. Погожим сентябрьским днем прибыли они в это большое купеческое село с каменными амбарами и крытыми железом домами, с обширной базарной площадью в центре уставленной прилавками, утыканной низкими столбиками для коновязи и усеянной соломой, сеном, овсом. Эта площадь особенно запомнилась Сергею: туда он прибегал из школы в базарные дни, чтобы встретиться с односельчанами, узнать о родных и друзьях.

               Сергей без труда сдал вступительные экзамены и, попрощавшись с матерью, поселился в интернате при школе. На протяжении всего дня и почти всей недели ученики не покидали здания школы: днем – классные занятия, вечером – подготовка уроков под наблюдением наставников, по воскресеньям и праздничным дням – церковная служба. Уходить из школы по личным делам можно было только с позволения дежурного педагога.

              Обстановка закрытого учебного заведения с поднадзорным существованием и казенным порядком, с засилием духовных лиц и церковных премудростей, с бурсацкими нравами, царившими среди учеников, тяготила живого, пытливого юношу.

 

Его неуступчивость и драчливость, столь ревностно поддерживаемая в свое время дедом Титовым, помогли ему устоять в столкновениях с наглыми и развязными однокашниками, но его душевные запросы были уже значительно шире того, что давала Спас-Клепиковская школа. Однажды он даже бежал из школы, добравшись прямиком, по ухабистым заснеженным проселкам, минуя железную дорогу, домой, в Константиново, но было доставлен матерью обратно.

                  Сергей продолжал учиться и выполнял свои обязанности, мечтая, как признался потом в письме к товарищу, «скорее убраться из этого ада». Товарищем этим был один из учащихся школы, житель Спас-Клепиков Гриша Панфилов. Дружба с Панфиловым, приобщение к наукам и писание стихов – вот три вещи, которые скрашивали тягостное и однообразное существование подростка, по родительской воле попавшего в церковную школу. Облегчало его жизнь и каникулярное время, которое он проводил в родном селе.

             Григорий Панфилов, сын местного приказчика, был свободен от интернатского режима и жил у себя в доме. Будучи страстным книголюбом, он заметно отличался от других учеников своим духовными запросами, поведением, манерой обращения с товарищами. Когда Есенин поступил в школу, Панфилов учился во втором  классе: возрастом он был старше Сергея. Это, однако, не помешало их сближению. За хорошие успехи в занятиях Сергей частенько получал от учителей увольнительные записки и приходил домой к Панфилову. Там бывали и другие ученики. Образовался своего рода кружок, в котором делились мнениями, читали книги, обсуждали разные вопросы. Есенин был здесь откровеннее и живее, чем где бы то ни было.             Сюда он с большой охотой приносил стихи и читал их друзьям.

              Писал Сергей с малых лет почти без перерывов, но именно здесь, в Спас-Клепиках, он почувствовал себя поэтом. «…Сознательное творчество отношу к 16-17 годам»,- отмечал он, то есть к последнему году пребывания в церковно-учительской школе. Будучи еще в первом классе, он написал «Маковые побаски» и стихотворный рассказ про Миколу ( в первом, до сих пор не найденном варианте). «Смотришь, бывало,- рассказывает один из учеников,- все сидят в классе вечером и усиленно готовят уроки, буквально  их зубрят, а Сережа где-либо в уголочке класса сидит, грызет свой карандаш и строчку за строчкой сочинят задуманные стихи».

                     Произведения свои Есенин читал друзьям в самой разной обстановке, иногда даже встретив на улице и в школьном коридоре, но наиболее волнующими было чтение в панфиловском кружке. Его слушали заинтересованно, чутко, судили не только о гладкости строк, но и о весомости содержания, о степени новизны.

Информация о работе Этапы жизни и творчества Сергея Есенина