Человек «потерянного поколения» в романе Э.-М. Ремарка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 12:14, реферат

Краткое описание

Война! Великое орудие разрушения и трагедии… Война сметает с лица Земли народы и континенты. Она повинуется капризу Фортуны и разуму полководца, длится тысячи лет, мгновением обрывая тысячи жизней. Война – железо, кровь, огонь, стихия разрушения. Спутники её – горе и слава. Неотвратимым бедствием врывается она в мир, затягивает в кровавый водоворот людей и “пляшет” на обломках их судеб.

Содержание

Введение……………………….…………………………………..…………….......3
Человек «потерянного поколения»………………………………………………...5
Заключение………………………………………………………………………….10
Список использованной литературы…………………..…………………………...12

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 39.43 Кб (Скачать файл)

Ближе к концу романа, уже в лазарете, пессимизм Пауля, наверное, достигает своей наивысшей  точки. Он говорит: «Я  молод -  мне  двадцать лет,  но  все,  что  я  видел в жизни,  -  это  отчаяние,  смерть,  страх  и  сплетение  нелепейшего  бездумного прозябания с безмерными муками. Я  вижу, что кто-то натравливает один  народ на другой  и люди убивают  друг друга,  в безумном ослеплении  покоряясь чужой  воле,  не ведая,  что творят,  не  зная  за  собой  вины.  Я  вижу,  что  лучшие  умы человечества изобретают оружие, чтобы продлить этот кошмар, и находят слова, чтобы еще  более утонченно оправдать его. И вместе со мной это видят все  люди моего  возраста,  у  нас  и  у них,  во всем мире, это  переживает все  наше поколение.  Что скажут наши отцы, если мы когда-нибудь поднимемся из могил и предстанем  перед ними и потребуем  отчета? Чего  им  ждать от нас,  если мы доживем до того  дня, когда  не будет войны?  Долгие годы  мы занимались тем, что убивали.  Это  было  нашим призванием, первым призванием в  нашей жизни. Все, что  мы знаем  о жизни, - это смерть. Что же будет  потом? И что станется с нами?». Каким образом молодые люди, воспитанные  войной, кровью, насилием смогут адаптироваться к мирной жизни? Как они, юноши, для  которых убийство человека стало  обыденным делом, смогут завести  семью, получить профессию, стать нормальными  членами общества? А ведь основной трагический конфликт романа состоит в том, что герои, для которых нет ничего более ценного и святого, чем человеческая жизнь, не только принуждаются к убийству, но и поставлены в столь дикое положение, когда оно становится необходимостью, почти потребностью. Боймер — окончательно сломленный человек, и смерть, настигающая его в один из тихих осенних дней 1918 г., выглядит избавлением, вроде даже наградой за страдания.

Поэтому для многих страх  перед мирной жизнью оказывается  даже сильнее страха перед смертью. Ремарк не оставил в живых ни одного своего героя, возможно, потому, что  еще с первых страниц объявил  поколение участников войны потерянным, отказал ему в праве на будущее  как людям, чьи «знания о жизни  сводятся к смерти».

 

Заключение

Первая мировая война  не имела идеи, за которую можно  было бы умереть. Она не оправдала  надежд политиков на быстрый исход, а стала лишь «крушением всего человеческого». Единственное хорошее, что находит автор в этой войне, — фронтовое товарищество. Товарищество людей, преданных друг другу, но при этом знающих, что они могут потерять друг друга в любой момент, смирившихся с этой мыслью; людей, не понимающих, за что они сражаются, однако осознающих дорогую цену каждого сражения.

Только слепившись в коллективное тело, маленькие человечки войны  могут противостоять Смерти. Более  того: фронтовое братство возвышает  души над страшной прагматикой войны. Оно “очищает” всё “грязное”: даже в мародёрстве и блуде, как  в сказочных приключениях, проявляется  взаимовыручка друзей, даже совместное сидение в отхожем месте становится праздником весёлого солдатского трёпа. Курение же и еда превращаются в таинственный ритуал дружбы —  вопреки аду войны: “Теперь у  некоторых из них тлеют на лице красные точечки. От них мне становится отраднее на душе: как будто в  тёмных деревенских домах засветились  маленькие оконца, говорящие о  том, что за их стёклами находятся  тёплые, обжитые комнаты”; “С наших  рук капает жир, наши сердца так близко друг к другу, и в этот час в  них происходит то же, что и вокруг нас: в свете неяркого огня от сердца к сердцу идут трепетные отблески и тени чувств”.

Героев Ремарка можно назвать борцами, борцами не за какие-то высокие идеалы, но за собственную жизнь, за то, чтобы вернуться домой людьми, способными жить дальше. Человек на войне — это не немец, француз, англичанин и русский, не крестьянин, ремесленник, учитель или студент, человек здесь — это свой или чужой, это командир или рядовой. Понятие армия распадается на конкретных людей-личностей.

Войны, одинаковые в главном, как люди, всё же различны. Первая мировая война – одно из самых  трагических событий XX века. В результате доселе невиданных по масштабам боевых действий погибли и оказались  искалеченными десятки миллионов  людей, закончили существование  четыре империи – Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская, разрушениям  подверглось немыслимое количество всего того, что было создано людьми на протяжении не одной сотни лет. Эта война по-новому поставила  вопрос о дальнейшем существовании  различных народов и государств. Историческое сознание людей оказалось  настолько отравленным, что надолго  отрезало пути к примирению тем из них, которые выступали в роли противников на полях сражений. Была серьёзно подорвана вера человека в  надёжность и разумность существовавшего  миропорядка.

Каждый человек на войне играет свою роль, он необходим на ней, несмотря на то, что справедливость этой войны и ее смысл вызывают сомнения. Но в то же время война обезличивает, и за каждым изображенным Ремарком персонажем стоят еще тысячи подобных ему. Один человек вряд ли способен оказать влияние на ход военных действий. Человек и на войне выполняет свою социальную функцию, он обязан защитить свое отечество, и это не вызывает ни у кого сомнений. Хотя, отходя от общепринятых представлений о чести солдата, Ремарк стремится утвердить право каждого человека на выбор.

Ремарк первым в немецкой литературе правдоподобно, почти осязаемо, показал ужас войны. Сразу по выходе из печати роман поразил всех своим  антивоенным пафосом. Война –  такая, какой её изобразил Эрих Мария  Ремарк, - бессмысленна и бесцельна. Это жестокое и бесчеловечное  физическое и духовное уничтожение: даже если человек не погибает на войне, он всё равно теряет самого себя. “Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка  рассказать о поколении, которое  погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов”, – так автор начинает свой самый  известный роман.

Ремарк показал войну  в её повседневности, превращающей людей в “людей-зверей”, в бесчувственных мертвецов, которые ещё могут  бегать и убивать. С пацифистских позиций осуждает писатель Первую мировую, явившую высшую меру презрения к  человеческой жизни, нанёсшую неизмеримый  урон человечности, приучившую человека быть равнодушным ко всему, привыкнуть к тому, к чему человек не должен привыкать, — к противоестественной  смерти в расцвете сил.

 

Список использованной литературы

  1. 100 знаменитых писателей, Елена Васильева, Юрий Пернатьев
  2. Всемирная литература XIX и XX века, Мария Аксёнова
  3. Зарубежная литература 20 века /Под ред. Л.Г. Андреева
  4. Засурский Я., Микеладзе Н., Ванникова Н. Зарубежная литература 20 века. 1914-2000. Учебно-методическое пособие
  5. Затонский Д. В. Ремарк//История немецкой литературы в 5 т. Т. 5 (1918 – 1945)
  6. История зарубежной литературы 20 века/ Под ред. В. Н. Богословского, З. Т. Гражданской
  7. История зарубежной литературы XX века 1917-1945, Е. И. Нечепорук
  8. История зарубежной литературы конца 20 века/Под ред. Л.Г. Андреева
  9. История немецкой литературы. В. 3-х т. Т. 3 (1895 – 1985). Пер с нем. Общ. ред. А. Дмитриева
  10. Кондратьев В. Перечитывая Ремарка//Ремарк Э. М. На Западном фронте без перемен. Возвращение
  11. О книгах Эриха Ремарка//Сучков Б. Л. Лики времени. Статьи о писателях и литературном процессе
  12. Павлова Н.С. Типология немецкого романа
  13. Пределы, Роб Руггенберг
  14. Энциклопедия для детей, “Аванта+”

 


Информация о работе Человек «потерянного поколения» в романе Э.-М. Ремарка