Художественные стили речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:56, реферат

Краткое описание

Наша речь в официальной обстановке (выступление на научной конференции, на деловом совещании, на встрече парламентеров, чтение лекции, урок в школе) отличается от той, которая используется в неофициальной обстановке (разговор за праздничным столом, дружеская беседа, диалог за обедом, ужином дома).
В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями.
Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции(роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………. 3
2. Художественный стиль речи…………………………………………….........5
3. Основные черты художественного стиля..........................................................8
5. Стилистические фигуры и тропы......................................................................9
4. Что такое фигура речи? ....................................................................................16
6. Жанры художественного стиля........................................................................18
7. Заключение.........................................................................................................19
8. Список использованной литературы ...............................................................20

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат КР2.docx

— 44.68 Кб (Скачать файл)

    Катахреза – семантически неоправданное сочетание слов, ошибочное или намеренное, («каленой метлой» как объединение двух выражений: «каленым железом» и «новая метла»). 
    Многосоюзие – (полисиндетон) Такое построение предложения, когда все (или почти все) однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом («и пращ, и стрела, и лукавый кинжал»). 
    Оксюморон – (оксиморон) Сочетание противоположных по значению слов («живой труп», «жар холодных числ»).

    Параллелизм  – тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. («В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут»). 
    Парономазия  – (парономасия)  стилистическая фигура, основанная на употреблении паронимов («Леса — лысы, Леса обезлосели, Леса обезлисели», «он не глух, а глуп»). 
    Парцелляция – синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь»). 
    Плеоназм – стилистический прием, усиливающий смысл сказанного («грусть-тоска», «горе горькое», «Но без страха, без боязни вышел Шингебис на битву» 
    Симплока – фигура повторения: начальных и конечных слов в смежных стихах или фразах при разной середине или середины при разных начале и конце («Во поле березонька стояла, Во поле кудрявая стояла», «И я сижу, печали полный, Один сижу на берегу»). 
    Солецизм – неправильный языковой оборот, не нарушающий смысла высказывания («Сколько время?»). 
    Хиазм – вид параллелизма: расположение частей двух параллельных членов в обратном порядке («Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть»). 
    Эклектизм – механическое соединение разнородных, часто противоположных стилевых элементов («Хорошо сказано, добавить нечего»). 
    Эллипс – пропуск структурно-необходимого элемента высказывания, обычно легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации («Не тут-то [было]. Море не горит»). 
    Эпифора – противоположна анафоре: повторение конечных частей смежных отрезков речи. Вид эпифоры — рифма («Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня!»).

    Риторические вопросы и обращения.

 

Таким образом, по разнообразию, богатству и выразительным возможностям языковых средств художественный стиль стоит выше других стилей, является наиболее полным выражением литературного языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Что такое фигура речи? 
    Слово «фигура» в переводе с латыни «очертание, внешний вид, образ». Это слово многозначно. Что означает этот термин, когда мы говорим о художественной речи? К фигурам относят синтаксические средства выразительности речи: риторические вопросы, восклицания, обращения.  
    Художественная речь отличается от обычной тем, что в ней используются особые обороты слов, которые украшают речь, делают ее выразительнее, красивее. Особое место в изучении дисциплины занимают стили художественной литературы, в разных стилях речи применяются выразительные средства. Главное в понятии «выразительность» для художественной речи – это способность художественного произведения (текста) оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, создать яркие образы и поэтические картины.

    Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества.

     К.Д.Бальмонт дал образную характеристику звукам речи: звук есть «малый колдующий гном», волшебство. М.В.Ломоносов писал: «В российском языке, как кажется, частое повторение письмени «А» способствовать может к изображению великолепия великого пространства, глубины и вышины, также и внезапного («вспомните песню «Широка страна моя родная, много в ней полей, лесов и рек…»); учащение письмен «Е», «И», «Ю» - к изображению нежности, ласкательства, плачевных или малых вещей (вслушайтесь в музыку есенинского стиха: «Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым…»). Через «Я» показывать можно приятность, увеселение, нежность; через «О», «У», «Ы» - страшные и сильные вещи: гнев, зависть, печаль».  
    ЗВУКОПИСЬ: АССОНАНС, АЛЛИТЕРАЦИЯ, ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ 
    Использование определенных звуков в определенном порядке как художественный прием выразительности речи для создания образа называется звукописью. 
    Звукопись – это художественный прием, заключающийся в подборе таких слов, которые имитируют в тексте звуки реального мира. 
   Ассонанс – французское слово, означающее созвучие. Это повторение в тексте одинаковых или похожих гласных звуков для создания звукового образа. Ассонанс способствует выразительности речи. Ассонанс используют поэты в рифме, в ритмике стихотворений. 
     Аллитерация – слово греческого происхождения от существительного буква. Повторение в художественном тексте согласных для создания звукового образа, усиления выразительности поэтической речи. 
    Звукоподражание – передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание явлений окружающего нас мира.

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жанры художественного стиля

    Художественный  стиль находит своё выражение  в жанрах художественной литературы, а именно:

  • сказка, рассказ, повесть, роман и другие жанры эпоса;
  • стихотворение, песня, басня, романс, поэма и другие лирические и лиро-эпические жанры:
  • комедия, трагедия, драма и прочие драматические жанры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Художественный стиль отличается от других функциональных стилей тем, что в нем используются языковые средства всех других стилей, однако эти средства (что очень важно) выступают здесь в измененной функции – в эстетической. Кроме того, в художественной речи могут использоваться не только строго литературные, но и внелитературные средства языка – просторечные, жаргонные, диалектные и т.д., которые также используются не в их первичной функции, а подчиняются эстетическому заданию.

Можно сказать, что в художественном стиле все языковые средства, в том числе и нейтральные, используются для выражения поэтической мысли автора, для создания системы образов художественного произведения.

В целом художественный стиль обычно характеризуется образностью, выразительностью, эмоциональностью, авторской индивидуальностью, конкретностью изложения, специфичностью использования всех языковых средств, например лексики с предметным значением, имен существительных и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.  Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М.: Флинта-Наука, 2003.

2.  Блинова О.И. Образность как категория лексикологии // Экспрессивность лексики и фразеологии. Новосибирск, 1983.

3.  Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М., 1981.

4.  Грузберг Л.А. Лексическая образность – что это? // Филологические заметки. Пермь, 2002.

5.  Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.

6.  Лосев А.Ф. Проблемы художественного стиля. Киев, 1994.

7.  Лукьянова Н.А. О семантике и типах экспрессивных лексических единиц. // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования. Новосибирск, 1979. Вып. VIII.

8.  Мезенин С.М. Образность как лингвистическая категория // Вопросы языкознания, 1983. - № 6.

9.  Тазьмина И.Б. Образность как коммуникативное качество речи // Вестник. – Абакан: ХГУ, 1998.

10.  Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: Курс лекций и Словарь риторических фигур. – Ростов-на-Дону: Изд-во РУ, 1994.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Художественные стили речи