Ф. Кафка "Превращение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:39, контрольная работа

Краткое описание

Писатель Франц Кафка родом из Праги. Гениальный художник-провидец, видевший в мироустройстве и человеке многое такое, о чем его благоденствующие соотечественники-обыватели даже не подозревали.
Личность невероятно утонченной психической организации, Кафка был предельно углублен в себя; считая собственную умственно-духовную жизнь фантастической, по существу писал бесконечную автобиографию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…………3
§1. Творчество Франца Кафки……………………………………………………….5
§2. Новелла Кафки «Превращение» в зеркале интерпретаций……………………6
Заключение…………………………………………………………………………….14
Список литературы……………………………………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

кафка к.р..docx

— 36.08 Кб (Скачать файл)

Как неоднократно отмечал Набоков, «в произведениях лучших авторов нетрудно порой заметить некие посылы, символы, которыми автор ведет увлеченного читателя, показывает совершенно иной мир» [4]. В новелле Франца Кафки всегда можно проследить определенную линию, которой придерживается автор, используя числа. Набоков, увлеченный символикой числа «три», неоднократно стремился ее найти в исследуемых произведениях. Так в новелле Кафки это число играет большую роль. Рассказ разделен на три части. В комнате главного героя три двери, его семья состоит из трех человек, всего в доме Замза появляются три служанки, у трех постояльцев три бороды. В конце произведения три Замзы пишут три письма. Возможно, сюда следует присовокупить трельяж. Это три зеркала, повернутые под углом друг к другу, но Набоков интерпретирует это иначе. «Может быть, одно из них показывает событие с точки зрения Грегора, другое – с точки зрения его семейства, третье – с точки зрения читателя» [5]. Однако, выступая ярым противником отделения символа от художественного ядра книги, Владимир Владимирович писал: «Символы могут быть подлинными, как в произведениях Кафки, где есть подтекст и символы, отправляющие нас к нему. А бывают символы банальные и глупые, которые сбивают читателя и привлекают посредственные умы» [4].

Говоря о символике числа «три», следует отметить, что оно является первым из нечетных чисел в целом ряде традиций. Оно позиционируется как совершенное число, образ абсолютного совершенства, которому присвоено слово «всё». Считается, что цифра «три» наиболее положительное число в мифологии, фольклоре и религиозной мысли. Связывая символ «три» в новелле Кафки и основные константы мифопоэтического макрокосма, можно говорить о жизни Грегора как о трех ипостасях линейного пути: начало, середина, конец. Связывая новеллу с микрокосмом, Грегор представлен как триединство тела, души и разума (или духа), а также волшебного – превращение в насекомое, человеческого – чувства, мысли, и природного – внешний вид (тело жука).

Три части рассказа условно делятся на начало, середину и конец. Три двери в доме Грегора также указывают на мифопоэтический макрокосм: запад – левая сторона, центр и восток (правая сторона). Семья Замза – три человека – это константа социальной организации, три члена социальной структуры, семья, как отражение Бога – отца, Матери и ребенка.

Что касается появления в доме трёх служанок и трех постояльцев, можно сказать о принятой в обществе практике, когда какие-либо решения могут принимать не менее трёх человек. В данном случае, эти люди играют роли не основополагающие, но, тем не менее, участвуют в жизни семьи Замза, оказывая влияние на течение жизни внутри одного дома, семьи.

Владимир Набоков, также, упоминал о трёх ипостасях великого мастера: рассказчика, учителя и волшебника. Кафка, по словам мэтра, «обладал даром умелого рассказчика», «учил читателя со своих страниц» и, безусловно, являлся «истинным мастером волшебства» [4].

В произведениях Франца Кафки поистине буддийская Пустота как бы демонстрируется, выставляется вперед как зеркало, в котором читатель-наблюдатель должен усмотреть самого себя. Это зеркало прячет то, что за ним находится, а именно Мировую Загадку, которую Франц Кафка решал всю свою жизнь. Законы кафкианского мира таковы: как в кошмарном сне, отменен автоматизм естественных реакций и инстинктов. Персонажи Кафки не могут, как Ахиллес в известной загадке, догнать черепаху. Тело героя здесь воспринимается как внешнее препятствие, едва ли преодолимое, а физическая среда – как чуждое, враждебное пространство. Здесь проблема творчества автора сродни проблеме Бога-Творца.

Владимир Набоков повествует о физическом изменении голоса Грегора Замзы в облике насекомого, словно автор специально обеспокоился материалом для его рассуждений. «По сути же немота насекомого становится явью той немоты, которая, как нам кажется, сопровождает нас всю нашу жизнь: мелочное, сиюминутное остается на поверхности жизни, тогда как главное, пресуществленное, скрывается в глубинах души, не умеющей или не смеющей вставить на поверхность моря житейского наши ужасные видения и мечты»[5].

Владимир Набоков, исследуя новеллу Кафки, подчеркивает как бы вполне оптимистический финал новеллы – цветущий облик сестры Грегора. Действительно, автор фактически завершил новеллу непреходящим течением и цветением жизни. Но жизнь героя, пусть и в облике насекомого, закончилась, как это часто бывает у писателя на страницах его произведений, трагической, еле заметной усмешкой: трупик насекомого из бывшего родного дома служанка выбрасывает, как никому не нужный мусор.

 

 

Заключение

 

Новелла «Превращение» заставляет прочитавшего задуматься над простыми жизненными вопросами: что ты понимаешь под любовью к ближнему, что такое терпение и когда оно уже исчерпало себя.

Кафка и его персонажи живут в мире, где нет надежды, а есть бесконечное страдание. Заслуга Ф. Кафки перед людьми состоит в том, что он один из первых пережил это новое состояние — существование без надежды в мире абсурда, и один из первых сумел найти для своих переживаний язык, способный их передать.

Значительную роль в рассказе играет число три. Рассказ разделен на три части. В комнате Грегора три двери. Его семья состоит из трех человек. По ходу рассказа появляются три служанки. У трех жильцов три бороды. Три Замзы пишут три письма. Символы могут быть подлинными, а могут быть банальными и глупыми. Абстрактное символическое значение истинно художественного произведения никогда не должно превалировать над прекрасной пламенеющей жизнью.

Так что акцент на числе три в «Превращении» имеет скорее эмблематический или геральдический характер, нежели символический. В сущности, роль его техническая. Троица, триплет, триада, триптих - очевидные формы искусства, как, например: юность, зрелость, старость - или любой другой троичный, трехчастный сюжет. Триптих означает картину или изваяние в трех отделениях, рядом, и как раз такого эффекта достигает Кафка, давая, например, три комнаты в начале рассказа - гостиную, комнату Грегора и комнату сестры, с комнатой Грегора в центре.

Метаметафора в творчестве Франца Кафки является не отдельно взятым тропом, а приемом, с помощью которого происходит организация того или иного текста. Метаметафора заключена в самой идее произведения, то есть в превращении Грегора Замзы в насекомое. С помощью метаметафоры художник добивается необыкновенного эффекта: какой-то абсурдностью, нелепостью он заставляет задумываться над главными законами бытия, над трагичностью человеческой судьбы, над существованием каких-то высших сил, управляющих жизнью людей.

Метаметафора обнаруживается в наложении двух миров, в столкновении чего-то неестественного с реальным, то есть в абсурдной ситуации. Но осознать наличие этих двух миров – значит уже начать разгадывать их тайные связи. У Ф. Кафки эти два мира – мир повседневной жизни и фантастический.

Особенность Кафки заключается в том, что он, сохранив всю традиционную структуру языкового сообщения, его грамматико-синтаксическую связность и логичность, связность языковой формы, воплотил в это структуре кричащую, вопиющую нелогичность, бессвязность, абсурдность содержания. Специфически кафкианский эффект – все ясно, но ничего не понятно. Но при вдумчивом чтении, осознав и приняв правило его игры, можно убедиться, что Кафка немало чего важного рассказал о своем времени. Начать с того, что он абсурд назвал абсурдом и не побоялся воплотить его.

 

Список литературы

 

  1. Давид К. Франц Кафка / VIII Фелица I. Режим доступа: http://www.vehi.net/kafka/biograf/08.html
  2. Карельский А. Лекция о творчестве Франца Кафки.// Иностранная литература. 1995. № 8.
  3. Кафка Ф. Превращение. Режим доступа: http://www.zin.ru/Animalia/coleoptera/rus/kafkverw.htm
  4. Набоков В. В. Лекции по зарубежной литературе. – М.: 1980.
  5. Набоков В. В. «Превращение» Франца Кафки. Режим доступа: http://www.vehi.net/kafka/nabokov.html
  6. Разанов В.Х. Художественная культура ХХ века. Типологический контур. – Волгоград, 1999.
  7. Толмачев В.М. Зарубежная литература ХХ века. – М.,2003.
  8. Хализев В. Е. Теория литературы. – М., 1999.

 

 


Информация о работе Ф. Кафка "Превращение"