Футуризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:37, реферат

Краткое описание

Футуристы вышли на литературную арену несколько раньше акмеистов. Они
объявили классику и всю старую литературу как нечто мертвое. «Только мы -
лицо нашего времени», - утверждали они. Русские футуристы - явление
самобытное, как смутное предчувствие великих потрясений и ожидание
грандиозных перемен в обществе. Это надо отразить в новых формах.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 51.50 Кб (Скачать файл)

                          Футуристы. 

      Футуристы вышли на литературную  арену несколько раньше акмеистов.  Они

объявили классику и всю старую литературу как нечто  мертвое.  «Только  мы  -

лицо  нашего  времени»,  -  утверждали  они.  Русские  футуристы  -  явление

самобытное,  как  смутное  предчувствие  великих   потрясений   и   ожидание

грандиозных перемен  в обществе. Это надо отразить в  новых  формах.  «Нельзя,

- утверждали  они, - ритмы современного города  передать онегинской  строфой».

 Футуристы  вообще отрицали прежний мир во имя  создания  будущего;  к  этому

течению принадлежали Маяковский, Хлебников, Северянин, Гуро, Каменский.

      В декабре 1912 г. в  сборнике  "Пощёчина  общественному  вкусу"  вышла

первая декларация футуристов, эпатировавшая читателя. Они  хотели  "Сбросить

с парохода  современности"  классиков  литературы,  выражали  "непреодолимую

ненависть  к  существовавшему  языку",  называли   себя   "лицом   времени",

создателями нового "самоценного (самовитого) Слова".

      В 1913 г. была конкретизирована эта скандальная программа:  отрицание

грамматики,  синтаксиса,  правописания  родного  языка,  воспевание   "тайны

властной ничтожности".

       Подлинные  же  стремления  футуристов,   т.е.   "будетлян",   раскрыл

В.Маяковский: "стать делателем собственной жизни и законодателем  для  жизни

других". Искусству  слова  была  сообщена  роль  преобразователя  сущего.  В

определённой  сфере - "большого города" - приближался "день  рождения  нового

человека".  Для  чего  и  предлагалось  соответственно  "нервной"  городской

обстановке  увеличить  "словарь  новыми  словами",  передать  темп  уличного

движения "растрёпанным синтаксисом".

      Футуристическое движение было  довольно широким и разнонаправленным.  В

1911 г. возникла  группа эгофутуристов: И.Северянин, И.Игнатьев, К.Олимпов  и

др.  С  конца  1912   г.   сложилось   обьединение   "Гилея"(кубофутуристы):

В.Маяковский   и   Н.Бурлюки,   В.Хлебников,   В.Каменский.   В   1913   г.-

"Центрифуга": Б.Пастернак, Н.Асеев, И.Аксенов.

       Всем   им   свойственно    притяжение    к    нонсенсам    городской

действительности,  к  словотворчеству.  Тем  не  менее  футуристы  в   своей

поэтической практике вовсе не были  чужды  традициям  отечественной  поэзии.

Хлебников во многом опирался на опыт древнерусской литературы.  Каменский  -

на достижения Некрасова и Кольцова. И.Северянин  высоко  чтил  А.К.Толстого,

А.М.Жемчужникова  и  К.Фофанова,   Мирру   Лохвицкую.   Стихи   Маяковского,

Хлебникова были буквально "прошиты" историко-культурными  реминисценциями.  А

предтечей кубофутуризма  Маяковский назвал Чехова-урбаниста. 
 

                                  Творчество

             Владимира Владимировича                  Маяковского 
 

      МАЯКОВСКИЙ  Владимир  Владимирович  (родился  7  (19)  июля  1893,  с.

Багдади          Кутаисской губернии -  трагически  погиб  14  апреля  1930,

Москва),  русский  поэт,  один  из  ярчайших   представителей   авангардного

искусства 1910 - 1920-х  годов. В  дореволюционном  творчестве  форсированная

до крика исповедь поэта, воспринимающего  действительность  как  апокалипсис

(трагедия «Владимир   Маяковский»,  1914;  поэмы  «Облако   в  штанах»,  1915;

«Флейта-позвоночник», 1916; «Человек» 1916-1917).

      После 1917  г.  -  сотворение  социалистического  мифа  о миропорядке

(пьеса «Мистерия-буфф»,  1918;  поэмы  «150000000»,  1921;  «Владимир   Ильич

Ленин»,  1924,  «Хорошо!»,  1927)  и  трагически  нарастающее  ощущение  его

порочности (от  стихотворения  «Прозаседавшиеся»,  1922,  до  пьесы  «Баня»,

1929).

      В поэме «Во весь голос» (1930) утверждение искренности своего  пути  и

надежда быть понятым  в «коммунистическом  далеке».  Реформатор  поэтического

языка, оказал большое  влияние на поэзию 20 века. 

                  Семья. Учеба. Революционная деятельность 

      Родился в  дворянской  семье.  Отец  Маяковского  служил  лесничим  на

Кавказе. После  его смерти (1906) семья жила в Москве.  Маяковский  учился  в

классической  гимназии  в  Кутаиси  (1901-1906),  затем  в  5-й   московской

гимназии  (1906-1908),  откуда  был   отчислен   за   неуплату.   Дальнейшее

образование   -   художественное:   обучался   в   подготовительном   классе

Строгановского  училища (1908), в студиях художников С. Ю.  Жуковского  и  П.

И. Келина, в фигурном классе Училища  живописи, ваяния  и  зодчества  (1911-

1914 гг, исключен  за участие в скандальных    выступлениях футуристов).

      Еще в 1905 г. в Кутаиси Маяковский  принимал участие  в  гимназических

и студенческих манифестациях, в 1908, вступив в РСДРП, вел пропаганду  среди

московских рабочих. Несколько раз подвергался  арестам,  в  1909  провел  11

месяцев в Бутырской  тюрьме.

      Время заключения называл началом   своей   стихотворной  деятельности;

написанные стихи  у него перед освобождением были отобраны. 
 

                            Маяковский и футуризм 

      В 1911 г. завязывается дружба  Маяковского с художником и  поэтом Д.  Д.

Бурлюком, в 1912  г.  организовавшем  литературно  -  художественную  группу

футуристов  «Гилея».  С 1912  г.  Маяковский  постоянно

принимает участие  в  диспутах  о  новом  искусстве,  выставках  и  вечерах,

проводившихся радикальными объединениями художников-авангардистов  «Бубновый

валет» и «Союз  молодежи».

       Поэзия  Маяковского  всегда   сохраняла   связь   с   изобразительным

искусством, прежде всего в самой форме  записи  стихов  (столбиком,  позднее

«лесенкой»),  которая   предполагала   дополнительное,   чисто   зрительное,

впечатление, производимое стихотворной страницей.

      Стихи Маяковского были впервые  опубликованы в 1912 в альманахе группы

«Гилея»  «Пощечина  общественному  вкусу»,  где  был  помещен  и   манифест,

подписанный Маяковским, В. В. Хлебниковым, А.  Е.  Крученых  и  Бурлюком,  в

нарочито  эпатирующей  форме  заявлявший  о  разрыве  с  традициями  русской

классики, необходимости создания нового языка  литературы,  соответствующего

эпохе.

      Воплощением  идей  Маяковского   и  его  единомышленников-футуристов  о

назначении и  формах  нового  искусства  стала  постановка  в  петербургском

театре «Луна-парк»  в 1913 его стихотворной  трагедии  «Владимир  Маяковский»

(опубликована  в 1914). Декорации для  нее   изготовили  художники  из  «Союза

молодежи» П. Н. Филонов и И. С. Школьник, а сам  автор выступил режиссером  и

исполнителем  главной роли - поэта, страдающего в отвратительном  современном

городе, изуродовавшем, растлившем своих жителей,  которые  хоть  и  избирают

поэта своим  князем, но не умеют признать и оценить  приносимую им жертву. 

                          «Творец в горящем гимне».

                              Поэзия 1910-х гг. 

      В 1913 г. выходит  книга   Маяковского  из  четырех   стихотворений  под

названием «Я», его стихи появляются  на  страницах  футуристских  альманахов

(1913-1915 гг «Молоко  кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий  Парнас»,  начинают

печататься в  периодике, издаются поэмы «Облако  в  штанах»  (1915),  «Флейта-

позвоночник» (1916), «Война и мир» (1917), сборник  «Простое,  как  мычание»

(1916).

      Поэзия Маяковского наполнена   бунтом  против  всего  мироустройства  -

социальных контрастов современной урбанистической цивилизации,  традиционных

взглядов на прекрасное и поэзию, представлений  о  вселенной,  рае  и  Боге.

Маяковский  использует   воинственно   изломанный,   грубый,   стилистически

сниженный язык, контрастно оттеняющий  традиционные  поэтические  образы,  -

«любовь  на  скрипки  ложите»,  «ноктюрн...  на  флейте  водосточных  труб».

Лирический  герой,  эпатирующий  обывателя   резкостью,   ломкой   языка   и

богохульством  («Арканом  в  небе  поймали  бога»),   остается   романтиком,

одиноким,  нежным,  страдающим,  чувствующим  ценность  «мельчайшей  пылинки

живого».

      Стихи Маяковского 1910-х годов  были ориентированы  на  воспроизведение

в устной форме - с эстрады, на  вечерах,  диспутах  (сборник  «Для  голоса»,

1923; в журналах, газетах  и  книжных  изданиях  стихи  часто  появлялись  в

исковерканном цензурой виде).  Для  восприятия  на  слух  как  нельзя  лучше

подходили их короткие рубленые строки, «рваный»  синтаксис,  «разговорность»

и  нарочито фамильярная («панибратская») интонация:  «...  Вам  ли,  любящим

баб да блюда, жизнь  отдавать в угоду?».

      В сочетании с высоким  ростом  («здоровенный,  с  шагом   саженным»)  и

зычным голосом  Маяковского все  это  создавало  неповторимый  индивидуальный

образ поэта-борца, площадного  митингового  оратора,  защитника  «безъязыкой

улицы» в «адище города»,  слова  которого не  могут  быть  красивы,  они  -

«судороги, слипшиеся  комом». 
 

                         «Любовь - это сердце всего» 

      Уже в ранних  бунтарских  стихах  и поэмах  Маяковского значительное

место занимает любовная лирическая тема: «Любовь  мою, как апостол  во  время

оно, по тысяче тысяч  разнесу дорог». Любовь «вымучивает  душу»  страдающего,

одинокого поэта.

       В  1915  Маяковский  познакомился  с  Лилей  Брик,   которая   заняла

центральное место  в его  жизни.  Из  своих  отношений  поэт-футурист  и  его

возлюбленная  стремились  построить  модель  новой   семьи,   свободной   от

ревности, предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и  мужчины

в «буржуазном» обществе. С именем Брик связаны  многие  произведения  поэта,

Информация о работе Футуризм