Функции языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 23:33, реферат

Краткое описание

1. Основные функции языка
2. Функциональные модальности языка
3. Онтологический философский подход к языку

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат_Функции языка.docx

— 32.81 Кб (Скачать файл)

 

3. Онтологический философский подход  к языку

 

В противовес этой традиции, ориентированной на доминанту языковой произвольности и производности от нужд человеческой коммуникации, в истории филологии  и философии сложилась и иная традиция, ведущая свое начало еще  от Платона. Ее можно назвать «онтологической» — в пику утилитаризму и функционализму в исследованиях языка; «метафизической» — в противоположность конвенционалистской позитивистской установке; «динамической» или «диалектической» — в противовес статике структурных методов. Все эти названия адекватны и приемлемы. Однако во избежание терминологической путаницы мы далее будем именовать ее «онтологической» традицией. Ее представители (Ц. Вико, В. Гумбольдт и неогумбольдтианцы, А.С. Хомяков, А.А. Потебня, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев, М. Хайдегтер, М.М. Бахтин, а также многие писатели и поэты) не отрицают наличие сильного репрессивного начала в языке, использование которого (особенно в устах демагога) может стать «смертным приговором» для многих людей (Г. Бёлль). Однако проявление этого потенциально присущего языку смертоносного начала целиком и полностью зависит от волеизъявления мыслящего субъекта, от его совести.

Сущность  «онтологического» подхода к  языку как явной оппозиции  инструменталистски-утилитаристскому подходу может быть сформулирована в нескольких основных положениях.

За материально-несущим  «телом» языка (его фонематическим строем, грамматикой и т.д.) полагается наличие некой универсальной  и надперсональной смысловой реальности. Это или идеально-эйдетическая в духе Платона, или информационная, или семантическая действительность, которая обнаруживается (объявляется) «материей» языка.

Имена и  языковые символы являются, по выражению  П.А. Флоренского, «отверстиями, пробитыми в нашей субъективности», они связывают нас с этой объективной смысловой реальностью. И хотя раскрываются и созидаются они лишь в творческих индивидуальных актах, однако не творятся людьми произвольно, не изобретаются, «как предполагает замкнутие в субъективность». Человек, следуя «онтологическому подходу» к языку, представляется не самовольным творцом, а скорее послушным субъектом обнаружения его идеально-смысловой реальности «в» и «через» несущие структуры языка.

Эта универсальная  смысловая реальность, в свою очередь, «нуждается» в человеке как носителе языка, дабы осуществиться (проявиться) в человеческом мире, обретя благодаря  его свободному и творческому  участию бесконечную вариативность  и, стало быть, полноту воплощения.

Все сугубо научно-рационалистические и утилитарно-ориентированные  подходы к сущности языка неадекватны, так как, выступая в качестве оторванного  от человека предмета научного исследования, язык теряет самое существенное —  свою целостность и подлинную  онтологичность. «Позитивисты, — по выражению П.А. Флоренского, — расстригли Слово Божие на строчки и слова, язык растолкли в звуки, организм измельчили до молекул, душу разложили в пучок ассоциаций и поток психических состояний».

Таким образом, «онтологическая парадигма» понимания  сущности языка, представленная в трудах русских философов-«имяславцев», а также в рамках западной онтологической герменевтики (М. Хайдеггер и его последователи), постулирует имманентно-трансцендентную природу языковых смыслов, что и отличает «онтологический» подход от всех иных — филологических, аналитических и семиотических — концепций и парадигм исследования языка.

Подытожим сказанное. В языке как целостной  и динамической смысловой реальности в единстве ее сущих и несущих  компонентов можно выделить две  основные функции — коммуникативную  и познавательную. Они могут приобретать специфическую функциональную модальность: креативную, адаптивную и репрессивную. Весьма перспективным в плане исследования этой противоречивой и многомерной динамики языка как важнейшего условия гармоничного и восходящего человеческого бытия-в-мире является онтологический подход, вновь выходящий на первый план после стольких лет доминирования инструменталистско-утилитаристских моделей.

Однако  о каких бы проявлениях языка  мы ни говорили, важнейшим условием его бытия служит наличие человеческого  сознания, которое может иметь  не только языковую, но и вневербальную форму существования. К проблематике сознания мы теперь и переходим. Эта тема особенно важна, если учесть, что именно сознание выдвигается сегодня на первый план в метафизических и научных исследованиях и именно здесь, по-видимому, следует ожидать в ближайшее время самых важных научных открытий.

 

 

Список литературы:

 

  1. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.
  2. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996.
  3. Павиленис Р.И. Проблема смысла. М., 1983.
  4. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977.
  5. Флоренский П.А. Имена. Кострома, 1993.

Хайдеггер М. Путь к языку//Хайдеггер  М. Время и бытие. М., 1993.


Информация о работе Функции языка