Франческо Петрарка – первый европейский гуманист

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 03:13, курсовая работа

Краткое описание

На XIV в. в Италии приходится Раннее Возрождение. К этому времени относятся такие грандиозные трансформации, как переход от гегемонии сельской к гегемонии городской культуры; формирование больших государств и наций; становление национальных языков и национальных культур. Следующее после Данте поколение деятелей итальянской культуры формулирует новые ценности – идеи гуманизма. Гуманисты в поисках опоры для нового взгляда на мир обращаются к античности, изучают произведения античных мыслителей. Но происходит не просто возвращение к прежним ценностям.
Цель данной работы рассмотреть становление творчества первого европейского гуманиста Франческо Петрарка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…...……. 3
ГЛАВА 1.Франческо Петрарка как поэт и гуманист ….……….........………....5
1.1.Становление Петрарки…………………… ………………………...………..5
1.2.Творческий путь поэта……………………………………………….….……7
1.3.”Книга песен” Франческо Петрарки……………………………..…………15
ГЛАВА 2.Петрарка и его время……..…………….…........................................21
2.1.Характеристика времени жизни Франческо Петрарки…………...…..…...21
2.2.Европейское значение творчество Петрарки …….…………….………….25
2.3.Петрарка в России………………………………………………..………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…..……….………….…30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..………..…..32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Литература..docx

— 80.19 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство сельского  хозяйства РФ

Федеральное государственное  образовательное учреждение

Высшее профессиональное образование (ФГОУ ВПО БГСХА)

«Бурятская государственная  сельскохозяйственная академия им.В.Р.Филиппова»

 

Курсовая работа

По дисциплине: “История зарубежной литературы”

На тему: “Франческо Петрарка – первый европейский гуманист ”

 

 

                                                   Выполнила студентка 7301 группы

                                     III курса очного отделения

                                     гуманитарного факультета

                      Раднабазарова С.

                                                 Проверила д.филос.н., профессор                 

                         Серебрякова Ю.А.                                                   

 

 

 

Улан-Удэ

2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…...……. 3

ГЛАВА 1.Франческо Петрарка как поэт и гуманист ….……….........………....5

1.1.Становление Петрарки…………………… ………………………...………..5

1.2.Творческий путь поэта……………………………………………….….……7

1.3.”Книга песен” Франческо  Петрарки……………………………..…………15

ГЛАВА 2.Петрарка и его время……..…………….…........................................21

2.1.Характеристика времени  жизни Франческо Петрарки…………...…..…...21

2.2.Европейское значение творчество Петрарки …….…………….………….25

2.3.Петрарка в России………………………………………………..………….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….…..……….………….…30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..………..…..32

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  выбранной темы. На XIV в. в Италии приходится Раннее Возрождение. К этому времени относятся такие грандиозные трансформации, как переход от гегемонии сельской к гегемонии городской культуры; формирование больших государств и наций; становление национальных языков и национальных культур. Следующее после Данте поколение деятелей итальянской культуры формулирует новые ценности – идеи гуманизма. Гуманисты в поисках опоры для нового взгляда на мир обращаются к античности, изучают произведения античных мыслителей. Но происходит не просто возвращение к прежним ценностям. Для гуманизма характерно соединение античного антропоцентризма, относившегося только к свободным людям, со средневековой идеей равенства, вытекающего из теоцентризма. Уникальной чертой итальянского Ренессанса является выдвижение наиболее значительных писателей именно на ранней стадии, в XIV в., называемое по-итальянски Треченто. Одним из них был Франческо Петрарка.

Колоссальный авторитет  Петрарки был основан, прежде всего, на его деятельности ученого-гуманиста. Франческо Петрарка был создателем гуманистической культуры в Европе, основателем науки, получившей наименование классической филологии. Персональная модель Петрарки породила такое влиятельное явление, как петраркизм. Всю свою жизнь он занимался разысканием и изучением древних рукописей и сделал в этом отношении ряд важных открытий; так, им были найдены две речи Цицерона и его письма, а также основной труд Квинтиллиона «Об образовании оратора». Больше других авторов древности Петрарка почитал Цицерона и Вергилия, называя первого своим «отцом», а второго — «братом». Ввиду слабого знакомства с греческим языком познания Франческо Петрарки в области античной литературы ограничивались главным образом римской литературой. В греческой литературе он видел первоисточник римской. Не будучи в состоянии прочесть Гомера в оригинале, он пользовался латинским переводом его поэм.

Цель данной работы рассмотреть становление творчества первого европейского гуманиста Франческо Петрарка.

Задачами исследования стали:

- Рассмотрение становление  Петрарки;

- Описание творческого  пути Франческо;

- Ознакомление со сборником «Книги песен» Франческо Петрарки;

- Анализ характеристики  времени жизни Петрарки;

- Рассуждение о европейском  значении творчества Франческо  Петрарки;

- Рассмотрение творчества Франческо Петрарки в России.

    Объектом исследования является эпоха Возрождения.

Предметом исследования является его главное произведение «Книга песен».

В первой главе данной работы идет речь о Франческо Петрарки как  о поэте и гуманисте, его жизненный и творческий путь.

Вторая глава работы называется «Петрарка и его время». Здесь  рассматривается время в котором работал и трудился поэт, его влияние на Россию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Франческо Петрарка как поэт и гуманист

1.1. Становление Петрарки

Франческо Петрарка был первым великим гуманистом, который сумел почувствовать новые настроения в итальянском обществе, оказал огромное влияние на современников и потомков. При всех противоречиях, которые были неизбежны, так как в нем происходила борьба двух разных культур, он заложил понятие о новых ценностях в жизни человека, привлек внимание общества к самому человеку. Последующие поколения гуманистов уточняли и раскрывали те идеи, которые в своих произведениях заложил Петрарка.

Став первым из творцов  новой культуры, провозвестником  новых идеалов, новых людей, Франческо хорошо осознавал свою роль в современности: «Я не отрицаю… что мои занятия, коими пренебрегали на протяжении многих веков, разбудили многие умы в Италии, а может быть, и далеко за ее пределами.

О себе Франческо Петрарка пишет так: «Я родился от почетных, небогатых, или чтобы сказать правду, почти бедных родителей флорентинцев родом, но изгнанных из отчизны, — в Ареццо, в изгнании в год этой последней эры начавшейся рождением Христа  1304-й на рассвете в понедельник 20 июля»1. В 1302 году его отец — нотариус Петрарка был вместе с Данте изгнан из Флоренции за принадлежность к партии белых гвельфов. В 1312 году Петрарка переехал с семьей в город Авиньон на юге Франции, где в то время находилась резиденция папы.

По настоянию отца Франческо  изучал право сначала в Монпелье, затем в Болонье, но изучал с неохотой, предпочитая юридическим наукам занятия древнеримской литературой. Смерть отца 1326 году сразу все изменила «освободившись от опеки родителей, я совершенно оставил эти занятия, не потому, что власть законов была мне не по душе… но потому, что их применение искажает бесчестность людскую».

Интерес к античности все  возрастал, пока не превратился в настоящую страсть. Петрарка погружался в произведения античных авторов, открывавших перед ним новый и прекрасный мир, столь непохожий на мир средневекового религиозного фанатизма, церковных догм и аскетизма. К примеру о Гомере, Франческо Петрарка писал, что он наполнял его «…и всех греков и латинян, бывших в библиотеке, удовольствием и радостью». Платона он называл князем философов и говорил: «он единственный среди всех философов приблизился к истинной вере». Но особенно Петрарка любил Цицерона, которого называл своим отцом. Переполняемый впечатлениями от прочитанного Петрарка писал письма Цицерону и Вергилию, в которых он разговаривал с ними как со своими современниками и даже сердился. Таким образом, вел мысленно беседу с людьми, чья жизнь казалась ему более совершенной. Древние авторы учили его, как писать, как жить. У них он искал ответа на многие волновавшие его вопросы.

С редким энтузиазмом Петрарка разыскивал и изучал древние рукописи. Ему удалось собрать из них  ценную библиотеку.

После смерти отца Франческо Петрарка возвращается в Авиньон, где 6 апреля 1327 года в церкви св. Клары встретил женщину, которая благодаря поэтическому дару Петрарки, известна в мировой литературе под именем Лауры. Предполагается, что женщина, о которой идет речь родилась около 1307года, в 1325 году вышла замуж и умерла в страшный 1348 год, когда во многих странах Европы свирепствовала чума. Однако не все современники верили в реальность существования Лауры, рассматривая образ этой женщины, как поэтический вымысел Петрарки. Отчасти подозрения могли быть вызваны двумя причинами. Первая — в стихах практически нет уточнений ее внешности, лишь скудные, небольшие замечания о цвете глаз, волос, красоте рук. Эта любовь к идеалу, в ней нет ничего физического. Вторая — в его стихах часто стирается грань, отделяющая Лауру от древа славы, прекрасная женщина превращается в символ земной славы для поэта.

Отвечая на эти подозрения «…в 1336 г. Петрарка писал епископу Джакомо Колонна: «Итак, что же ты утверждаешь? Будто бы я придумал имя Лауры, дабы я мог говорить о ней и многие говорили бы обо мне, но в самом деле в моей душе нет Лауры, разве что поэтический лавр… О если бы это было с моей стороны лишь притворством, а не безумием!»2. Впрочем, не имеет большого значения, кем же была Лаура являясь в действительности. Важно другое, встреча с Лаурой наполнила Петрарку большим чувством, заставившим зазвучать самые нежные, самые мелодичные струны его души.

Настоящая слава пришла к  Франческо Петрарка, как к автору лирических стихотворений, посвященных Лауре, о которых он сам отзывался, как о поэтических пустяках. Они написаны не на классическом латинском, а на повседневном итальянском языке. На первых порах, для современников и ближайших последователей у себя на родине, Петрарка являлся великим реставратором классической древности, провозвестником новых путей в искусстве и литературе, непогрешимым учителем.

В 1330 году в Авиньоне перед  Петраркой встал вопрос о будущей  профессии. Он принял духовный сан и  стал капелланом в домашней церкви кардинала Джованни Колонна, затем  перешел на службу к его брату. С этого момента наступил новый  этап в его жизни.

 

1.2. Творческий путь Петрарки

   Творчество Петрарки можно подразделить на три основных периода.

     Первый период (1318-1333) — годы учения. Самое раннее стихотворение Петрарки написано на латинском языке, однако в 20-е годы гораздо больше, чем Цицерон и Вергилий, его занимали современные поэты на народном языке. В Монпелье он познакомился с лирикой провансальских трубадуров; в Болонье — с поэзией нового сладостного стиля. «Божественной Комедии» юный Петрарка сторонился, но Данте - лирик оказал на него серьезное влияние. В  интересах Петрарки к литературному наследию поэтов, писавших на народном языке, на первый план выступили проблемы формы — поэтики, стиля и поэтического языка. Именно поэтому ему оказались ближе всего эпигоны нового сладостного стиля и провансальские трубадуры. Но сам Петрарка стремился не к канонизации и формализации существующих норм языка и стиля, а к их реформе. 

    Второй период в жизни и творчестве Петрарки (1333-1353) — период творческой зрелости. В это время окончательно складывается его мировоззрение и создаются основные литературные произведения на латинском языке: героическая поэма «Африка» (1339-1341), историко-биографическое сочинение «De viris illustribus» («O знаменитых людях», 1338-1358), «Epistolae metricae» («Стихотворные послания», 1350-52), двенадцать эклог «Bucolicum carmen» («Буколическая песнь», 1346-48), диалогизированная исповедь «Secretum» («Сокровенное», 1342-43), трактаты «De vita solitaria» («Об уединенной жизни», 1346) и «De otio religioso» («О монашеском досуге», 1347), неоконченное историческое сочинение «Rerum memorandum libri» («O достопамятных вещах и событиях», 1343-45) и полемическое сочинение, направленное на защиту поэзии от нападок со стороны представителей «механических искусств» — «Invectiva centra medicum quedum» («Инвектива против некоего врача в четырех книгах», 1352-53). Ко второму периоду относится также большая часть стихотворений, вошедших впоследствии в «Книгу песен», именуемую чаще всего «Канцоньере», но озаглавленную самим Петраркой по латыни: «Rerum vulgarium fragmenta»3.

Второй период в жизни и творчестве Петрарки начался с годов странствий. В 1333 году Франческо Петрарка совершил большое путешествие по Северной Франции, Фландрии и Германии. Это было не совсем обычное путешествие. В отличие от средневековых паломников к святым местам и флорентийских купцов, которые ездили по делам своих фирм, Петрарка, разъезжая по Европе, не преследовал никакой практической цели. В годы странствий Петрарка как бы заново открыл лирическую ценность природы для внутреннего мира человека, и с этого времени природа входит в мир европейской поэзии как ее неотъемлемая и важная часть.

Путешествуя по Европе, Петрарка устанавливал контакты с учеными, обследовал монастырские библиотеки в поисках забытых рукописей античных авторов и изучал памятники былого величия Рима.

В 1337 году Франческо Петрарка поселился неподалеку от Авиньона, в Воклюзе, где, с перерывами, прожил до 1353 года, претворяя в жизнь тот гуманистический идеал уединенной жизни на лоне прекрасной идиллической природы, который он обосновал в «Сокровенном» и анализ которого составляет основное содержание трактатов «Об уединенной жизни» и «О монашеском досуге». Но его идеал одиночества всегда был весьма далек от пустынничества. В отличие от анахоретов-монахов, Петрарка в Воклюзе не столько спасал свою душу для вечной жизни, отбрасывая от себя все бренное и земное, сколько культивировал свою человеческую индивидуальность. В   Воклюзе Петрарка много и напряженно работал. Впоследствии он говорил: «Там были либо написаны, либо начаты, либо задуманы почти все сочиненья, выпущенные мной». Но еще больше, чем поэзия, его занимала в это время наука. Науки, которыми занимался в Воклюзе Франческо Петрарка, были науками о древности. В этом у Петрарки были предшественники, такие, как Альбертино Муссато и поэтический корреспондент Данте Джованни дель Вирджилио. По сравнению с ними Петрарка сделал новый шаг вперед не столько в изучении античности, сколько в развитии европейской культуры и прежде всего национальной литературы Италии. Но этот шаг вперед— шаг от пред возрождения к Возрождению, обусловленный сменой общих концепций природы, истории и человека, сопровождался таким широким и подлинно научным проникновением в мир классической древности, которое не было еще доступно ни Брунетто Латини, ни Муссато, ни Джованни дель Вирджилио, ни даже самому Данте.

Петрарка оказался прирожденным филологом. Он первым стал изучать произведения древнеримских поэтов, сопоставляя  различные списки и привлекая  данные смежных наук. Во второй период творчества Петрарка заложил одновременно основы и классической филологии, которая  с этого времени надолго становится фундаментом европейской образованности, и исторической критики, которая, опираясь на филологическое истолкование текста, прокладывала дорогу философскому рационализму.

Информация о работе Франческо Петрарка – первый европейский гуманист