Флобер воспитание чувств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:37, реферат

Краткое описание

Значение Флобера и его влияние на французскую и мировую литературу велико. Продолжатель реалистических традиций О. Бальзака, внимательный читатель русской литературы, он воспитал плеяду талантливых писателей, некоторых, например Г. Мопассана, непосредственно уча писательскому ремеслу. Великий стилист, он стал образцом творческой добросовестностью, преданности своему призванию, горячей любви к слову, родному языку.

Содержание

Введение…………………………………………………стр.3-4
Глава 1.Обзор по творчеству…………………………..стр.5-16
Глава 2. Анализ произведения…………………………стр.17-30
1.Тематика……………………………………………стр.17-19
1.1 Тема любви.
1.2 Тема несбывшихся надежд.
2.Проблематика……………………………………...стр.19-20
2.1 Проблема обретения счастья
2.2 Проблема измен
3.Идейная основа текста…………………………….стр.21
4.Характеристика главных героев………………….стр.22-23
5.Второстепенные персонажи, их роль в тексте…..стр.24-27
6.Композиция, художественные особенности, стиль. стр.28-29
7.Читательское восприятие………………………….стр.29-30
Заключение………………………………………………стр.30
Список литературы…………….………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по литре.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Роман «Саламбо» был понят и  принял очень немногими современниками автора. Официальной критикой новое  произведение Флобера было принято  холодно. Непонятным казался странный «историзм» писателя, из романа которого нельзя было извлечь прямой нравственных урок, а новый тип психологии, разрабатываемый Флобером, был слишком необычен для его времени.

Обращение к прошлому не означало исчезновения интереса Флобера к  современности. Как ни отвратительно  казалось писателю его время, едва закончив «Саламбо», он вновь берется за «буржуазный сюжет».

После трехлетней работы писатель заканчивает  роман, получивший название «Воспитание  чувств». С ранним произведением, имевшим  то же название, он связан не сюжетом, а  общей идеей. Это тоже история жизни молодого человека, приводящая к утрате идеалов и иллюзий юности.

Действие романа происходит в середине XIX века. Кризис Втором империи уже  предвещал ее близкую гибель, и  это заставляло задуматься над переломным моментом истории Франции, последовавшим за революцией 1848 года.

Герой романа Фредерик Моро полон  высоких идеалов, он мечтает о  прекрасной и вечной любви. Только для  нее стоит добиваться в жизни  всего остального – карьеры, богатства, успеха. Любовь к замужней женщине  госпоже Мари Арну проходит через всю жизнь героя. Но если сравнить юного Фредерика, впервые удивившего на палубе парохода молодую женщину, воплощающую его идеал, с погрязшим во лжи, во всем разуверившимся человеком при последнем свидании с госпожой Арну, становится ясно, что герой все утратил и ничего не приобрел взамен. Его историю автор назвал нравственной историей людей своего поколения, книгой «о любви, о страсти, но о страсти такой, какою она может быть в наше время, то есть бездеятельной». Безвременье предопределило и общественную бесполезность героя, отсутствие воли и целеустремленности. Разбросанность интересов. Все попытки Фредерика посвятить себя какому – либо делу (стать писателем, живописцем, политиком и т.п.) кончаются безрезультатно.

Фредерик похож на Эмму Бовари тем, что все его представления о жизни, все его планы и надежды ничего общего не имеют с реальностью. Это набор мыслей, штампов, которые бытуют в бульварной литературе. Вся жизнь героя наполнена мечтами, реализовать которые он даже не пытается. Фредерик безволен, ленив, мечтателен, но главные его недостаток в том, что он, как и большинство его современников, не имеет рассуждать, мыслить, познавать. Флобер полагал, что способность повиноваться первому импульсу, первому порыву чувства, отсутствие всякой системы, основанной на анализе действительность – главные особенности его эпохи.

Фредерик, в отличие от других героев романа, на заражен карьеризмом и  корыстолюбием. Но «бездеятельная страсть» приводит его к печальному итогу: не состоялась любовь, не реализовались  способности. Впустую прошла жизнь.

По – своему типичны для своего времени и другие герои романа, более эгоистичные и деятельные, чем Фредерик. Так, Делорье – полная противоположность Фредерику. Он способен искренне менять свои взгляды в зависимости  от ситуации, применяясь к обстоятельствам, становится то сторонником монархии, то республиканцем, то защитником рабочих, то выразителем интересов буржуа. Без всяких угрызений совести он совершает предательство по отношению к лучшему другу. Но и удачливого Делорье ждет моральных крах. Художник Пеллерен, разменявший свой талант в угоду публике, ругает власти только потому, что его картины взяли на выставку. Банкир Дамбрез и посетители его салона с легкостью принимают любую точку зрения, лишь бы она была безопасной для них. Страстный революционер Сенекаль становится полицейским и стреляет в своих прежних соратников. Среди сверстников Фредерика, стремящихся сделать карьеру, добиваются своей цели угодливый дипломат Мартинон и беспринципный журналист Юссонэ. Первый становится сенатором, второй «ведает всеми театрами, всей прессой». Причины их успеха ясна. В мире флоберовского романа действует тот же закон, что и в «Человеческой комедии» Бальзака – закон буржуазной конкуренции.

В «Воспитании чувств» Флобер впервые  рисует широкую картину современной эпохи, что говорит о бальзаковском влиянии. Но герои Бальзака были в своей аморальности крупнее и значительнее. Флоберовские персонажи даже в зле не достигают никаких высот. Вся бессмысленная суета вокруг карьеры и богатства не проносит результатов или в случае успеха не дает ни счастья ни удовлетворения.

Согласно взглядам Флобера на историю, никакие революции не могут изменить тот факт, что исторический процесс  – всего лишь «движение без  развития», бег по замкнутому кругу. Поэтому и изображенные в романе сцены революции 1848 года выглядят как кровавый хаос. «Сейчас я пишу страницы об изуверствах национальной гвардии в 1848 году, за которые буржуа будут глядеть на меня косо! – писал Флобер Жорж Санд. – Я их, сколько могу, потычу носом в их гнусности». Проникая в логику поведения буржуазии после июньского восстания, писатель проявляет редкостную для него политическую зрелость в раскрытии причин всех последующих событий. Ненависть к рабочим, покусившимся на частную собственность, страх перед возможностью новых вол пролетарской революционности – вот что породило, как показано в романе. Идею цезаризма в кругах французской буржуазии и стало важнейшей из причин государственного переворота 1851 года.

«Воспитание чувств» – совершенно новый тип романа. В нем нет ярких страстей, бичевания пороков. Поисков идеала. Флобер изображает монотонную, серую современность. Именно мелочи влияют на Фредерика; они изменяют его настроения, чувства, в конечном счете – саму жизнь. Флобер строит роман из мелких событий и незначительных происшествий. К тому же написано произведения довольно скупо, без внешних лирических монологов, без поэтических описаний. Язык Флобера прост, точек, почти научен. Непривычное построение и стиль повествования вызвали неуспех романа у читателей, которые посчитали произведение «скучным». В то же время высокую оценку роману дали Жорж Санд, Золя, Мопассан.

3. 1870-1880-е годы были для Флобера  тяжелым периодом. Он тяжело переживал  поражение Франции во франко  – прусской войне и не возлагал никаких надежд на Республику. Уходят из жизни его близкие – родные и друзья, мучают финансовые затруднения.

Как и в предшествующие десятилетия  писателя терзают внутренние противоречия. Долг реалиста вынуждает его идти по пути, проложенному Бальзаком. Мечта о «больших и роскошных творениях» по – прежнему увлекает в мир легендарного прошлого.

Флобер снова обращается к «Искушению святого Антония» (1872), мысли о  котором не оставляли его все  годы. Он хочет сделать мистерию более упорядоченной, стройной и  логичной, создает новую редакцию, значительно отличающуюся от прежней, хотя сохраняет общую композицию первого варианта и его основные образы.

Вспоминая свою жизнь, Антоний  начинает сомневаться, правильный ли путь он избрал и не лучше ли было приносить  практическую пользу людям. Перед ним проходят искушения славой, властью, наслаждением. Его бывший ученик Иларион подвергает сомнению саму идею аскетизма и подвижничества, утверждая, что и в этом Антоний находит свои эгоистические радости. Все сомнения и искушения предстают перед читателями как галлюцинации, видения Антония, как живые картины. Ему кажется, что все явившиеся ему религии мира и разумны и нелепы одновременно. Последний великий Бог – Иегова – тоже уходит, оставляя Антония в одиночестве. Остается только Илларион, который олицетворяет собой научное знание. Бога в прежнем понимании нет, но Бог – это все мироздание. Главная мысль драмы та же, что и в других произведениях Флобера, хотя она и выражена в других формах: самое важное – познание природы и освобождение от эгоистического начала.

В эти же годы писатель работает над драматическими произведениями. Единственной пьесой, поставленной в театре, была его политическая комедия «Кандидат» (1873). Она осмеивает и борьбу партий, и глупое честолюбие провинциального буржуа, и саму процедуру выборов. Комедия не имела успеха. Поскольку была не столько смешной, сколько разоблачительной, к тому же была написана без учета законов сцены.

Готовя к печати «искушение святого Антония» Флобер одновременно составляет план буржуазного романа, задуманного еще в 1863 году, – «Бувар и Пекюше». Главные герои романа – два мелких чиновника, получив неожиданное наследство, освобождающее их от необходимости трудиться ради хлеба насущного, решают приобщиться к сокровищнице человеческих знаний. Они переселяются в деревню и поочередно увлекаются всем – от сельского хозяйства до художественного творчества и эстетики. Агрономия, химия, история, спиритизм, воспитание двух сирот – все это писатель подроюно описывает, вызывая у читателей смех, жалость и досаду. Произведение не было завершено, хотя Флобер составил план последней главы. Роман должен был закончиться возвращением героев к единственному, что они умели делать, – переписыванию бумаг. Роман «Бувар и Пекюше» мог бы получил подзаголовок «Энциклопедия человеческой глупости». Главным пороком современности Флобер считал глупость и невежество всякого рода, отсутствие способности трезво анализировать факты.

Прервав работу над «Буваром и Пекюше» писатель обращается к  новому для себя жанру – повести. «Легенда о святом Юлиане Странноприимце»  или «О святом Юлиане Милостивом»» (1875), «Иродиада» (1876) соотносятся с основными мотивами творчества писателя. Через житийный и библейский сюжеты этих повестей снова проступают современные проблемы нравственности, ответственности, свободы. Совсем иной характер имеет повесть «Простое сердце» (в других переводах – «Простая душа») (1877), посвященная судьбе обыкновенной служанки.

Рассматривая творчество Флобера, можно сказать, что все  оно (эстетика писателя, его социальные и исторические воззрения) было тесно  связано с ведущими идеями эпохи. Стремление к истине в искусстве, к объективному изображению действительности, постоянный интерес к научному методу познания делают реализм Флобера характерным для второй половины XIX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Тематика

 1.1 Тема любви.

Тема любви в романе Флобера, является главной темой.  Главный герой  влюбился в госпожу Арну романтической и в то же время страстной любовью,  еще не зная,  что это на всю жизнь.

У этой любви очень  много преград, и увы нашим героям не суждено быть вместе…

«На ней была соломенная шляпа с широкими полями и розовыми лентами, развевавшимися по ветру за ее спиной. Гладко причесанные черные волосы были собраны очень низко, изгибаясь над линией длинных бровей, и, казалось, любовно окружали овал ее лица. Платье из светлой кисеи с мушками ложилось многочисленными складками. Она что-то вышивала, и ее прямой нос, ее подбородок, вся ее фигура вырисовывались на фоне голубого неба.

 Она продолжала  сидеть все в той же позе, и он несколько раз прошелся взад и вперед, стараясь скрыть свои намерения; потом остановился возле ее зонтика, прислоненного к скамье, и сделал вид, будто следит за лодкой на реке.

 Никогда  не видел он такой восхитительной  смуглой кожи, такого чарующего  стана, таких тонких пальцев, просвечивающих на солнце. На ее рабочую корзинку он глядел с изумлением, словно на что-то необыкновенное. Как ее имя, откуда она, что у нее в прошлом? Ему хотелось увидеть обстановку ее комнаты, все платья, которые она когда-либо носила, людей, с которыми она знакома; и даже стремление обладать ею исчезало перед желанием более глубоким, перед мучительным любопытством, которому не было предела.»(1,с.5)

«-Прощайте, друг мой, милый друг мой! Я больше никогда не увижу вас! Мне, как женщине, теперь уже ничего не остается. Душа моя никогда не расстанется с вами. Да благословит вас небо!»(1,с.195)

«Она ответила тихим, ласкающим голосом:

 – Нет!  Несмотря ни на что, я в  глубине души чувствовала, что  это невозможно и что когда-нибудь  преграда, разделяющая нас, падет!»(1,с.172)

 

«– Вид вашей ноги волнует меня.

 Внезапно  застыдившись, она встала. Потом,  не двигаясь с места, проговорила,  словно лунатик:

 – В  мои-то годы – он! Фредерик!.. Ни  одна женщина не была так  любима, как я! Нет, нет! К  чему мне молодость? Не нужна она мне! Я презираю всех этих женщин, которые сюда приходят!

 – О,  никто сюда не приходит! – любезно  возразил он.

 Лицо ее  просияло, и она захотела узнать, женится ли он.

 Он поклялся, что нет.

 – Наверно?  А почему?

 – Ради  вас, – сказал Фредерик, сжимая ее в своих объятиях.

 Она замерла,  откинувшись назад, приоткрыв  рот, подняв глаза. Но вдруг  на ее лице выразилось отчаяние, и она оттолкнула Фредерика,  а вместо ответа, о котором  он умолял ее, сказала, опустив  голову:

 – Мне  бы хотелось сделать вас счастливым.

 Фредерик  подумал – не пришла ли г-жа  Арну с тем, чтобы отдаться  ему, и в нем снова пробудилось  вожделение, но более неистовое,  более страстное, чем прежде. А  между тем он чувствовал что-то  невыразимое, какое-то отвращение, как бы боязнь стать кровосмесителем. Остановило его и другое – страх, что потом ему будет противно. К тому же это было бы так неловко. И вот, из осторожности и, вместе с тем, чтобы не осквернить свой идеал, он повернулся на каблуках и стал вертеть папиросу.

 Она с восхищением смотрела на него.

 – Какой  вы чуткий! Вы один такой! Вы  один!»(1,с.203)

 

«– Ах, мне не страшны ваши угрозы! – ответил Фредерик. – Что мне делать в этом мире? Другие направляют все помыслы на добывание денег, славы, власти! У меня нет положения в свете, вы – мое единственное занятие, все мое богатство, цель, средоточие моей жизни, моих мыслей. Без вас я не могу жить, как без воздуха! Разве вы не чувствуете, как моя душа стремится к вашей душе, не чувствуете, что они должны слиться и что я умираю?»(1,с.130)

 

1.2 Тема несбывшихся  надежд.

Фредерик мечтал о  большой любви, Делорье мечтал о  власти. В конце романа они встретились  друг с другом. Это была грустная встреча старых друзей.  Оба приятеля вели теперь скромную жизнь добропорядочных  буржуа.  Оба были равнодушны к политике. И подводя итоги своей жизни,  они признали,  что обоим она не удалась — и тому,  кто мечтал о любви,  и тому,  кто мечтал о власти.

«– Мне кажется, ты стал совсем равнодушен к политике?

 – Такие  уж годы! – сказал адвокат.

 И они стали подводить итоги своей жизни.

 Обоим она  не удалась – и тому, кто  мечтал о любви, и тому, кто  мечтал о власти. В чем же  была причина?»(1,с.201)

Информация о работе Флобер воспитание чувств