Философско-эстетическая проблематика романа "Портет Дориана Грея"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 20:38, реферат

Краткое описание

Роман имеет очень интересную историю создания. Когда-то в мастерской своего друга, художника Бэзила орда писатель увидел натурщика, что поразило его удивительной красотой. Оскар вскрикнул: «Как жаль, что и ему не избежать старости со всей ее отвратительностью!». И Бэзил сказал, что будет рисовать каждый год новый портрет, чтобы природа оставляла свои неумолимые знаки на полотне, а не на внешности «херувима», которого увидел Уайльд. Такова история создания романа, что сделал имя Оскара Уайльда известным.

Вложенные файлы: 1 файл

Дориан Грей.docx

— 26.65 Кб (Скачать файл)

ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА «ПОРТРЕТ ДОРИАНА  ГРЕЯ»

Важнейшим этапом жизни и творчества Оскара Уайльда  стал его единственный роман «Портрет Дориана Грея».

Роман имеет  очень интересную историю создания. Когда-то в мастерской своего друга, художника Бэзила орда писатель увидел натурщика, что поразило его удивительной красотой. Оскар вскрикнул: «Как жаль, что и ему не избежать старости со всей ее отвратительностью!». И Бэзил сказал, что будет рисовать каждый год новый портрет, чтобы природа оставляла свои неумолимые знаки на полотне, а не на внешности «херувима», которого увидел Уайльд. Такова история создания романа, что сделал имя Оскара Уайльда известным.

Роман, написанный 1891 года, - произведение крайне противоречивое. В нем чувствуется влияние  готических романов о человеке, продавшем  душу дьяволу за неувядаемую красоту  и молодость.

Единственный  роман Уайльда - опирается на широкую  литературную эрудицию автора. В нем  исследователи легко находят  общие черты с романтизмом  начала ХIХ века, в частности с  произведениями Гофмана (например, оригинально  развязана тема двойников, существование  двух миров: реального и фантастического, мрачная таинственность, как в  «Эликсирах Сатаны»), или Шамиссо («Удивительная  история Петера Шлемеля» ) и то в творчестве Бальзака, что имело в себе романтическое начало, откликнулось в романе Уайльда. Это прежде всего «Шагренева кожа», с которой у «Портрете Дориана Грея» слишком много перекликов.

Очень близок роман Уайльда неоромантической прозе его современников. И здесь  в первую очередь стоит назвать  «Странную историю доктора Джекилла и мистера Хайда» Стивенсона, некоторые вещи Конрада и Киплинга. Список источников идейно-художественной инспирации Уайльда при написании «Портрета Дориана Грея» можно продолжить. Главное, о чем свидетельствует роман, что это художественное произведение с великой литературной, собственно книжной, основой. Мы можем утверждать, что в наше время это не расценивается как недостаток, как что-то негативное. Наоборот, большая часть произведений модернизма и вся постмодернистская литература ХX века базировалась на широком использовании всего массива предыдущих источников. Это один из важнейших эстетических принципов нашего времени. Главное, какими бы художественными находками других Оскар Уайльд не вдохновлялся, он создал оригинальное, незаурядное произведение, что принадлежит к наиболее значительным находкам искусства последней трети ХХ века

3.1. Роман «Портрет  Дориана Грея»,  как воплощение  эстетических идей  писателя

Нельзя не сказать об этом романе одновременно как о гимне эстетизму, так  и о «эстетической антиутопии» (К. Чуковский «Оскар Уайльд» С. 693). В этом романе О. Уайльд наиболее полно  выражает основные позиции своей  теории эстетизма. Двадцать пять афоризмов  предисловия в концентрированном  виде определяют систему эстетических взглядов автора.

Мы переходим  к анализу первой проблемы романа.

«Художник - тот, кто создает прекрасное - гласит первый из афоризмов. И действительно, художник Бэзил Холлуорд создал прекрасный портрет: «…на мольберте стоял портрет молодого человека необыкновенной красоты», «…художник смотрел на прекрасного юношу, с таким искусством отображенного им на портрете…». Но не этот же портрет - прекрасное творение искусства - создает ужасное чудовище, которым становится Дориан? «…Крик ужаса вырвался у художника, когда он в полумраке увидел жуткое лицо, насмешливо ухмыляющееся ему с полотна. В выражении этого лица было что-то возмущавшее душу, наполнявшее ее омерзением. Силы небесные, да ведь это лицо Дориана!». «Вы же говорили мне, что уничтожили портрет!» - говорит Бэзил за мгновение до своей гибели. «Это неправда. Он уничтожил меня», отвечает Дориан перед тем, как окончательно погубить свою душу, и , вкладывая эти слова в уста своего персонажа, Оскар Уайльд, возможно, сам того не ожидая, опровергает первый свой тезис.

«Те, кто в  прекрасном находят дурное, - люди испорченные.… Те, кто способны узреть в прекрасном его высокий смысл, - люди культурные. Они не безнадежны». - Следующий афоризм Уайльда. Но и ему суждено быть опровергнутым на страницах романа. Ни Бэзил, ни более чем проницательный лорд Генри воспринимает только внешнюю красоту Дориана, не видят ужасной души героя. Никто не верит в то, что Дориан способен совершить преступление. Удивительная красота Дориана затмевает глаза и Джеймсу Вэйну, который, желая отомстить за погибшую сестру, так и не смог осуществить свой замысел, просто не поверив, что такой прекрасный юноша мог быть таким жестоким и безжалостным. И он, как Бэзил, расплачивается за свою ошибку жизни.

«Художник - не моралист», утверждает Уайльд, но истинный художник Бэзил - лишь один из героев романа - пытается вернуть Дориана на праведный путь: «Молитесь, Дориан, молитесь!.. будет услышана и молитва раскаяния» - в порыве ужаса говорит он, увидев портрет.

Но противоречит ли финал романа, в котором герой  наказан и предстает перед  читателями в самом ужасающем  виде, высказыванию автора «Художник - не моралист»? Думается, нет. По существу, Уайльд не отрицал нравственного содержания литературы: он выступал лишь против нарочитой назидательности. Тема морали в романе остается открытой. А мы переходим к исследованию проблематики романа.

3.2. Проблема соотношения  искусства и действительности

Следующей в  нашей работе мы выделим проблему соотношения искусства и действительности. Эта проблема занимает особое, ведущее  место и в произведении и во всем творчестве Оскара Уайльда.

Тесную связь  с искусством мы можем увидеть  уже в имени главного героя: «Дориан» (с англ. «дорический») - искусствоведческий термин, что обозначает древнейшие памятники классической античности.

Тема соотношения  искусства и действительности проходит через весь роман. Она реализуется  во многих аспектах, основные из которых  соотношение формы и содержания (здесь мы можем привести пример самого Дориана Грея - его внешности  и внутреннего мира); вечность и  мгновение прекрасного, искусства, отношение творца и его творения, этическое отношение к искусству, прекрасному.

Интересно изображена в произведении проблема отношения  творца и его творения. По выражению  художника Бэзила Холлуорда, «в истории человечества есть только два важных момента. Первый - это появление в искусстве новых способов изображения, другой - появление в нем нового образа» .

Бэзил Холлуорд создал портрет своего друга Дориана Грея, совершенное произведение искусства. И с этого момента портрет и натурщик становятся неделимы (вот, мы видим тесное переплетение искусства и действительности). Сначала Дориан Грей не видит своей красоты, потом появляется лорд Генри. В его словах - гимн красоте, предостережение, что она пройдет. «Вам дана чудесная красота молодости, а молодость - единственное богатство, которое стоит беречь» (2, 23), «Пройдет молодость, а с нею и красота - и вот вам вдруг станет ясно, что время побед прошло» (2, 23).

Когда Дориан смотрит на портрет, в нем просыпается  зависть, ведь это красота бессмертна. «Если бы я мог быть вечно молодым, а старел портрет!» (2, 27). Мысль Дориана  материализуется. И проходит деление  на форму и содержание, что и  приведет к гибели Дориана, его падению. Портрет и натурщик (искусство  и действительность) меняются местами. Портрет стает содержанием, внутренним, а Дориан - всего лишь совершенной  формой, оболочкой.

Интересно проследить соотношение формы и содержания среди остальных героев произведения, об этом мы поговорим далее. Так, для  лорда Генри его душей, сущностью  становится Дориан Грей, а он сам  остается внешней «благопристойной»  оболочкой. Для Дориана Грея его  настоящее «я» вмещено в портрете, а он сам - лишь очеловеченное изображение. С другой стороны, для Бэзила Холлуорда портрет становится и формой, и содержанием, потому что в нем его заветная мечта, идеал, абсолют красоты. В Сибилле Вэйн Дориана Грей любит только внешнее (созданные ею образы разных героинь) [20, 16]: «В ней живут все великие героини мира! - восхищается Дориан, - она более чем одно существо» (2, 45). Но так о Сибилле Дориан говорит в начале их отношений, вовлеченный в мир искусства и ролей, созданных Сибиллой, называя ее «Святыней» (2, 45). Но вскоре он заговорит со всеми иначе: «Хотел бы я думать, что она больна, - возразил Дориан. - Но вижу, что она просто холодна и бездушна. Она совершенно изменилась. Вчера еще она была великой артисткой. А сегодня - только самая заурядная средняя актриса (2, 68) - в порыве отчаянья говорит он своим друзьям и этот момент стает переломным в судьбе Дориана. Форму он предпочел содержанию, и этим по сути убил Сибиллу и уничтожил часть своей души, положив начало чудовищным превращениям портрета.

Ирина Кузьминчук в статье «Парадоксы Оскара Уайльда» условно делит героев романа на два лагеря: люди, что создают искусство (художники) - Сибилла, Холлуорд; и люди, что воспринимают, размышляют об искусстве (критики) - Дориан и Лорд Генри.

Художник  по размышлению автора - это тот, кто создает прекрасное. Критик - тот, кто способен в новой форме  или при помощи других способов передать впечатления от прекрасного. Возможно по этому «художники» дружбу, любовь ценят выше за искусство, а «критики» не способны заглянуть за оболочку, отбрасывают настоящее чувства, удовлетворяясь увиденным, - театральным, эстетичным. «На сцене все гораздо реалистичнее, чем жизни» - говорит лорд Генри.

Высшая, как  и низшая форма критики, считал автор, - один из видов автобиографии. Изображая  биографию Дориана, писатель поднимает  вопросы, ответы на которые мы ищем каждый раз, когда открываем роман.

Вогнав нож  в изуродованный портрет, Дориан убивает себя. Этим утверждается мысль  о вечности прекрасного, вечности искусства (портрет становится таким же, каким  его создал Бэзил) [20, 16]. «Войдя в комнату, они увидели великолепный портрет своего хозяина, во всем блеске его дивной молодости и красоты, а на полу с ножом в груди лежал мертвый человек во фраке. Лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее. И только по кольцам на руках слуги узнали, кто это» (2, 168).

Смертью своего героя - парадоксально, может, неожиднно для самого себя - Оскар Уайльд вынимает краеугольные камни с фундамента философской доктрины лорда Генри (а их так часто отождествляли!), заставляя искать другие жизненные убеждения, истины [20, 16].

3. 3. Конфликт аскетизма  и гедонизма в  романе

Итак, мы переходим  к следующей нашей проблеме, неразрывно связанной с именем Лорда Генри. Это конфликт аскетизма и гедонизма.

«Портрет  Дориана Грея» - полижанровый роман: это и светская повесть, и бытово-реалистический роман, и роман, изображающий жизнь высшего общества (Лорд Генри и Дориан Грей их домашнее, приятельское и клубное окружение) и жизнь лондонской аристократической богемы; философско-алегорический роман-миф - таков, у которому рядом с людьми действуют персонифицированные идеи: Время, Прекрасное (или просто Красота), Судьба (или Фатум), Гений, Наука, Чьи имена Уайльд, согласно средневековой традиции, выводит с большой буквы (Time, Beauty, Fate, Genius, Science). Первое место среди них занимает аллегория Удовольствие (pleasure): обращаясь к своему новому знакомому, Дориана Грея, Лорд Генри философствует: провозглашает проповедь на защиту жизни, юности и физической совершенности человека, которая одновременно является льстивой одой красоте Дориана. «Новый гедонизм - вот что необходимо нашему веку, а вы, Дориан, могли бы стать олицетворенным символом (2,15).

Гедонизм (гр. - удовольствие) - философско-этическая  теория, разновидность антропологического натурализма, в некоторой степени  внеисторический разум и асоциальный взгляд на человека, что упрощает мотивы ее поведения. Гедонизм утверждает, что наивысшим благом жизни есть удовольствие, оно же является и единственным критерием моральности. И это, в свою очередь, оправдывает морально-этический релятивизм. У каждого, мол, своя мораль! Отсюда открывается прямая дорога к проповеди и морализму и крайнего индивидуализма, как оно, по сути, и было в кругу Оскара Уайльда.

Основоположник  течения - древнегреческий философ  Аристипп (IV века до Р.Х.), Эпикур (341 - 270 гг. до Р.Х.) и его последователи (Эпикурейцы) критерием удовольствия считали  отсутствие страданий и беззаботность - идеальное состояние духовног8о  бытия человека.

Философские гедонизм Эпикурового типа пропагандировал ограничение бытовых потребностей человека, ее рационализм и самоотстранение от общества и его проблем.

Гедонистические мотивы получили широкое распростронение в период Ренессанса. Не обходят их и философы Просвещения - Гоббс, Локк, Гассенди.

Как принцип  жизнеутверждения гедонизм протестоит аскетизму (от гр. «аскет - отшельник, чернец) - добровольному ограничению природных чувств человека, желанию чувствовать страдание, физическую боль, одиночеству. Конечная цель аскетизма - достижение свободы от будничных потребностей, средоточие духа, экстаз. Как и в гедонизме, но противоположными ему средствами! [1, 19].

Субъективно и гедонисты, и аскеты стремятся  к высшему благу, к достижению истины, к собственному счастью, они  наслаждаются жизнью - каждый по-своему. И удовольствие каждого из них - желания  гедониста и страдание аскета - выступают единственно возможной  мерой добра и зла. Парадокс, на котором основан и конфликт Уайльдовского романа: герои-гедонисты, «теоретик Лорд Генри и «практик» Дориан Грей - любимец Генри и Бэзила, их протеже на сцене театра порока, Ужасная, развернутая до мельчайших подробностей, сцена убийства Бэзила Холлуорда Дорианом Грейем (гедонист убивает аскета!) имеет значение более широкое, чем крывавые подробности криминального романа: тривиальное, чисто английское убийство получает символистично-алегорическое значение: наслаждение расправляется с Аскезой. Настоящий средневековый театр. Но оба действующих лица этого кровавого фарса - преступные и антигуманные - разрушающие душу и проливающие кровь. А идеал жизни - его золотую середину - нужно искать в другом месте, среди других идей, у гармонийном единстве чувственно-физической и интеллектуальной жизни личности [1, 19].

Информация о работе Философско-эстетическая проблематика романа "Портет Дориана Грея"