Феномен коллекционирования как метафора постмодернизма в романе П. Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

В качестве цели исследования определяем следующую – проследить художественную реализацию феномена коллекционирования в романе П. Зюскинда «Парфюмер».
Цель исследования обусловила перечень задач:
• представить постмодернизм как специфический тип сознания, поместив его в историко-культурологический фон эпохи, показать человека в понимании постмодернизма
• определить мотив пустоты в постмодернистском сознании и выявить репрезентативность метафоры пустоты, демонстрируя смысловую насыщенность метафоры пустоты, анализируя мотивы сиротства, отщепенчества, бесплодия, импотенции, присвоения.

Содержание

ГЛАВА 1. ПОСТМОДЕРНИЗМ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ТИП СОЗНАНИЯ
ГЛАВА 2. ПУСТОЙ ЗНАК КАК ТИП РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В ПОСТМОДЕРНИСТСКОМ ТЕКСТЕ 22
2.1. Мотив пустоты в постмодернистском сознании 24
2.2. Репрезентативность метафоры пустоты 26
ГЛАВА 3. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Курсовая (Введение).docx

— 62.87 Кб (Скачать файл)

  

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

 

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ФЕНОМЕН КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ КАК МЕТАФОРА ПОСТМОДЕРНИЗМА В РОМАНЕ П. ЗЮСКИНДА «ПАРФЮМЕР. ИСТОРИЯ ОДНОГО УБИЙЦЫ»

 

Курсовая работа

Студентки 2 курса, 1 группы,

специальности «Русская филология»

Купцевич Екатерины Алексеевны

 

Научный  руководитель –

к.ф.н., доцент Мышко Д.Р.

 

 

 

 

 

 

Гродно 2010

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ГЛАВА 1. ПОСТМОДЕРНИЗМ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ТИП СОЗНАНИЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Постмодернизм – основное направление современной философии, искусства и науки.

В первую очередь Постмодернизм. отталкивается, естественно, от модернизма (П. и означает – "все, что после модернизма"). Непосредственными предшественниками П. являются постструктурализм и деконструкция как философский метод.[?,с.67] Последние два понятия чрезвычайно близки основным установкам П. – постструктурализм и деконструкция "свели историю к философии, а философию к поэтике".

Постмодернизм одно из самых интересных и сложных явлений XX столетия. Признанный мэтр постмодернизма известный итальянский учёный и писатель У.Эко утверждает: «Постмодернизм – не фиксированное хронологически явление, а некое духовное состояние…»[?,с.98]. Причины появления его объясняет итальянский философ Витторио Страда тем, возникновением глобальной культуры,в состав которой вливаются все культуры прошлого и различные культуры настоящего[?,с.352]. Это процесс единства в многообразии порождающий новую мультикультурную ментальность и этику. Литературоведы Д. Затонский, Л Андреев, Б. Бегун видят в постмодернистском мироощущении приметы кризиса, пессимизма, спада, а отсюда «Мир постмодернистского искусства – мир «симуляторов», ложных видимостей, мир означающих, освободившихся референтов. Другие (Т. Денисова, Г. Сиваченко) утверждают продуктивность постмодернистского сознания, ибо оно «предстаёт антидогматичным,  плюралистичным…, даёт преимущество широкому спектру равноправных решений, поискам вариантов.[?,с.78]

Мнение об этом явлении часто диаметрально противоположны, однако основные особенности модернизма все исследователи определяют приблизительно одинаково. Постмодернизм хронологически появился после модернизма, отсюда и его название, хотя некоторые исследователи склонны относить к этому явлению «авторов от Аристофана, в творчестве которого изображен кризис древнегреческой цивилизации; Овидия и Петрония, которые зафиксировали распад целостной системы древнегреческих традиций; а также Рабле и Сервантеса, чьи произведения изображали крах ренессансных идей и т.п. – и до М. Павича. Но теоретические основные принципы постмодернизма были сформулированы в 60-70-е годы ХХ века теоретиками искусства, философами-структуралистами (Р. Барт, Дж. Барт, И. Хассан).  В 80-е годы продолжался как процесс теоретического осмысления, так и широкое развитие постмодернистского романа (П. Зюськинд, Ю. Андрухович и др.), что связывают как с окончательным крушением тоталитаризма (распад СССР), так и с сближением  с массовой культурой.

Отличительные признаки постмодернизма указал в своё время американский литературовед И. Хассан. Он насчитал их тридцать один, сравнивая с модернизмом. Наиболее характерными признаками в ряду «модернизм  —  постмодернизм» являются: «форма (единая, закрытая), цель – игра синтез – антитеза, соединение – разъединенность, жанр/границы – текст/интертекст, метафора – метонимия, метафизика – ирония».[?,c.84]

Термин "постмодернизм" имеет различные толкования. Как пишет И.П. Ильин, это "многозначный, динамически подвижный в зависимости от исторического, социального и национального контекста комплекс философских, эпистемологических, научно-теоретических и эмоционально-этических представлений".[?,с.38] Постмодернизм выступает как характеристика определенного менталитета, специфического способа мировосприятия, ощущения места и роли человека в окружающем мире.[?,с.276] С начала 80-х годов XX в. постмодернизм был осознан как общеэстетический феномен, специфическое явление в философии и литературе.

М. Эпштейн считает, что постмодернизм (или post modernity) — это "эпоха в истории культуры, начавшаяся с Ренессанса и закончившаяся в середине XX в., связанная с верой в осмысленность мира и прогресс человечества".[?,с.194] В. Курицын числит появление в России постмодернизма после социалистического реализма.[?,с.99] М. Шапир полагает, что постмодернизм появился в России после авангарда.[?,с.111]

"Постмодернизм — это  протест против дурной бесконечности  в представлении об истории  культуры, располагающей один этап  после другого, выстраивающей единую  линию развития",[?,с.45] — пишет Л.Г. Федорова. Постмодернизм отнюдь не отменяет всю предшествующую культуру, но надстраивается над ней, а для "возникновения постмодернизма как специфического мировоззрения и представления о культуре необходим был социально-исторический и эстетический опыт XX в.".[?,с.73]

В постмодернизме можно выделить два категориальных доминантных качества, пишет Я.В. Погребная: 1) "принцип айсберга", т.е. уход текста корнями в глубь истории и культуры; 2) ориентация культуры не на действительность, а на культуру же. Формируя нового читателя, постмодернизм создает и новую действительность, в которой реальной жизнью живут не только люди и вещи, но и символы, созданные людьми. Истинное имя табуируется, заменяется псевдонимом, даже превращается в псевдоним (Саша Соколов, Пригов Дмитрий Александрович) или заменяется именем двойника (Алиханов у С. Довлатова, Мемозов у В. Аксенова).

 Спорным вопросом является дата возникновения постмодернизма. Для Хассана начинается с "Поминок по Финнегану" (1939) Джойса. Фактически той же периодизации придерживается и К. Батлер. Другие исследователи относят время его появления примерно к середине 50-х годов, а к середине 60-х – его превращение в "господствующую" тенденцию в искусстве. Однако большинство западных ученых, как литературных критиков, так и искусствоведов, считают, что переход от модернизма к постмодернизму пришелся именно на середину 50-х гг.

Постмодернизм как направление в современной литературной критике выступает прежде всего как попытка выявить на уровне организации художественного текста определенный мировоззренческий комплекс, состоящий из специфических эмоционально окрашенных представлений. Основные понятия, которыми оперируют сторонники этого направления: "мир как хаос" и "постмодернистская чувствительность", "мир как текст" и "интертекстуальность", "кризис авторитетов" и "эпистемологическая неуверенность", "двойное кодирование" и "пародииныи модус повествования" или "пастиш" , "противоречивость" , "дискретность" , "фрагментарность" повествования и "метарассказ".

Теоретики постмодернизма подчеркивают кризисный характер постмодернистского сознания, считая, что своими корнями оно уходит в эпоху ломки естественнонаучных представлений рубежа XIX – XX вв. (или даже глубже), когда был существенно подорван авторитет как позитивистского научного знания, так и рационалистически обоснованных ценностей буржуазной культурной традиции. Сама апелляция к здравому смыслу, столь типичная для критической практики идеологии Просвещения, стала рассматриваться как наследие "ложного сознания" буржуазной рационалистичности. В результате фактически все то, что называется "европейской традицией", воспринимается постмодернистами как традиция рационалистическая, или, вернее, как буржуазно-рационалистическая, и тем самым в той или иной мере неприемлемая.

Отказ от рационализма и осененных традицией или религией веры в общепризнанные авторитеты, сомнение в достоверности научного познания приводят постмодернистов к "эпистемологической неуверенности", к убеждению, что наиболее адекватное постижение действительности доступно не естественным и точным наукам или традиционной философии, опирающейся на систематически формализованный понятийный аппарат логики с ее строгими законами взаимоотношений посылок и следствий, а интуитивному "поэтическому мышлению" с его ассоциативностью, образностью, метафоричностью и мгновенными откровениями инсайта. Причем эта точка зрения получила распространение среди не только представителей гуманитарных, но также и естественных наук: физики, химии, биологии и т. д. Так, например, в своей известной работе "Новый альянс: Метаморфоза науки" (1979), посвященной философскому анализу и осмыслению некоторых свойств физико-химических систем, И. Пригожин и И. Стенгерс пишут: "Среди богатого и разнообразного множества познавательных практик наша наука занимает уникальное положение поэтического прислушивания к миру – в том этимологическом смысле этого понятия, в каком поэт является творцом, позицию активного, манипулирующего и вдумчивого исследования природы, способного поэтому услышать и воспроизвести ее голос".[?,с.311]

Специфическое видение мира как хаоса, лишенного причинно-следственных связей и ценностных ориентиров, "мира децентрированного", предстающего сознанию лишь в виде иерархически неупорядоченных фрагментов, и получило определение "постмодернистской чувствительности" как ключевого понятия постмодернизма.

Основной же корпус постмодернистской критики на данном этапе ее развития представляет собой исследования различных видов повествовательной техники, нацеленной на создание "фрагментированного дискурса", т. е. фрагментарности повествования. Д. Лодж, Д. В. Фоккема, Д. Хейман и др. выявили и систематизировали многочисленные "повествовательные стратегии" "постмодернистского письма", демонстрирующие, по их мнению, "антимиметический", т. е. сугубо условный характер художественного творчества. Именно благодаря этим "повествовательным тактикам" литературы XX в., считает Хейман, и была осуществлена глобальная ревизия традиционных стереотипов "наивного читателя", воспитанного на классическом романе XIX в, т. е. на традиции реализма.

Постмодернизм затрагивает, , сферу, глобальную по своему масштабу, поскольку касается вопросов не столько мировоззрения, сколько мироощущения, т. е. ту область, где на первый план выходит не рациональная, логически оформленная философская рефлексия, а глубоко эмоциональная, внутренне прочувствованная реакция современного человека на окружающий его мир. Сразу следует сказать, что осмысление постструктуралистских теорий как концептуальной основы "постмодернистской чувствительности" – факт, хронологически более поздний по сравнению с возникновением постструктурализма; он стал предметом серьезного обсуждения среди западных философов лишь только с середины 80-х гг. Это новое понимание постструктурализма и привело к появлению философского течения "постмодернистской чувствительности" (Ж.-Ф. Лиотар, А. Меджилл, В. Вельш)

 

 Материалом исследования является роман П. Зюскинда «Парфюмер».

Предметом исследования является мотив коллекционирования как метафора постмодернизма.

Изучением постмодернизма как комплекса философских, эпистемологических, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений занимались И. Бистршицки, М. Голубков, Н. Л. Лейдерман, М. Н. Липовецкий, Н. Лобкова, А. С. Панарик, И. С. Скорапанова, Т. М. Смоликова, С. И. Орлов, Л. Т. Андреев.

Л. Н. Толмачев характеризовал постмодернизм как «образ столетия, сделавшего разрыв во времени, конфликт между «старым» и «новым», первоосновой своего мироотношения».

И. Бистршицки в своей статье «Культура постмодернизма» отмечает возникновение постмодернизма в результате перемен в обществе, «которые происходит приблизительно с середины XX столетия, например процессы милитаризации и глобализации развитие информатики и биотехнологии».С точки зрения ученого это способствует реализации совершенно «другой модели взаимной коммуникации разных по сути культур, раньше связанных проектом модерна». И. Бистршицки отвечает, что «постмодернизм приходит с требованием переосмысления понятия культуры, его более подходящей реконструкции с учетом нового содержания, которое привносят выше приведенные тенденции».

Г.Г.Ишимбаева в своей статье «Смыслостановление романа П. Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы»» отмечает, что по мере приближения к адекватному изображению и рациональной действительности, «художественное творчество конца только что завершившегося века не редко строятся на осколках старого».

Г. Г. Ишимбаева отмечает, что ««Парфюмер» - это роман «воспитания» убийцы, что изначально уничтожает классическую немецкую матрицу».

«Метафора запаха как универсальной подсознательной связи между людьми» была отмечена Ишимбаевой как основной элемент в произведении  Зюскинда.

В качестве цели исследования определяем следующую – проследить художественную реализацию феномена коллекционирования в романе П. Зюскинда «Парфюмер».

Цель исследования обусловила перечень задач:

    • представить постмодернизм как специфический тип сознания, поместив его в историко-культурологический фон эпохи, показать человека в понимании постмодернизма
    • определить мотив пустоты в постмодернистском сознании и выявить репрезентативность метафоры пустоты, демонстрируя смысловую насыщенность метафоры пустоты, анализируя мотивы сиротства, отщепенчества, бесплодия, импотенции, присвоения.
    • (к гл. 3)

 

ГЛАВА 1. ПОСТМОДЕРНИЗ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ТИП СОЗНАНИЯ.

Интерпретируя слова Умберто Эко, итальянского семиотика и автора постмодернистского бестселлера "Имя розы", русский философ и культуролог Александр Пятигорский в своем эссе о П. говорит: "Умберто Эко пишет, что в настоящем постмодернист отчаянно пытается обьясниться, объяснить себя другому – другу, врагу, миру, кому угодно, ибо он умрет в тот момент, когда некому будет объяснять. Но объясняя себя другому, он пытается это и сделать как другой, а не как он сам.

Объясняя этот прием постмодернистского  объяснения, Эко говорит: ну представьте себе, что вы, культурный и образованный человек, хотите объясниться в любви женщине, которую вы считаете не только культурной и образованной, но еще и умной.

Конечно, вы могли бы просто сказать: "я безумно люблю вас", но вы не можете этого сделать, потому что она прекрасно знает, что эти слова уже были точно так же сказаны Анне Австрийской в романе Александра Дюма "Три  мушкетера". Поэтому, чтобы себя обезопасить, вы говорите: "Я безумно люблю вас, как сказал Дюма в "Трех мушкетерах". Да, разумеется, женщина, если  она  умная, поймет, что вы хотите сказать и почему вы говорите именно таким образом. Но совсем другое дело, если она в самом деле такая умная, захочет ли она ответить "да" на такое признание в любви?"

Информация о работе Феномен коллекционирования как метафора постмодернизма в романе П. Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы»