Трагизм образа Базарова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:47, сочинение

Краткое описание

В романе «Отцы и дети» образ Евгения Васильевича Базарова получился сложным, противоречивым и, безусловно, очень интересным. Он не может оставить равнодушным читателя, как прошлого века, так и нашего современника. В романе показан новый тип передового деятеля-разночинца — демократа Базарова, "человека дела, а не фразы". Базаров — человек из иного мира, из иной среды, чем сам писатель. Тургенева привлекает в своем герое отсутствие барской изнеженности, презрение к прекраснодушной фразе, порыв к живому практическому делу.

Вложенные файлы: 1 файл

Трагизм Базарова.docx

— 17.06 Кб (Скачать файл)

Сочинение по литературе

«Трагизм  образа Базарова»

 

В романе «Отцы  и дети» образ Евгения Васильевича  Базарова получился сложным, противоречивым и, безусловно, очень интересным. Он не может оставить равнодушным читателя, как прошлого века, так и нашего современника. В романе показан новый тип передового деятеля-разночинца — демократа Базарова, "человека дела, а не фразы". Базаров — человек из иного мира, из иной среды, чем сам писатель. Тургенева привлекает в своем герое отсутствие барской изнеженности, презрение к прекраснодушной фразе, порыв к живому практическому делу. Увлечение науками, стремление докопаться до сути, широкий кругозор, критическое отношение к действительности и чувство собственного достоинства — вот характерные черты Евгения Базарова.

Базаров, человек  сильный по уму и характеру, составляет центр романа. Он представитель нового молодого поколения. Он практик, идеалов и авторитетов для него не существует, потому что он не встречает себе равных и на все имеет свои собственные убеждения. "Я ничьих мнений не поддерживаю, я имею свои", — полупрезрительно заявляет Базаров. По своим умственным запросам Базаров выше окружающей его среды. Единственно, кто решается противостоять этому бурному натиску, это Павел Петрович Кирсанов, но вовсе не потому, что он такой же титан, а потому, что его принципы, в отличие от базаровских, которые «висят в воздухе» и питаются исключительно энергией их автора, врастают в века. Эти духовные ценности, исторические корни, уклад которых Павел Петрович воспринял еще в детстве. Базаров силен в критике консерватизма Павла Петровича, в обличении пустословия русских либералов, в отрицании эстетского преклонения «барчуков» перед искусством, в критике дворянского культа любви. Но, бросая вызов отживающему строю, герой в ненависти к «барчукам проклятым» заходит слишком далеко. Отрицание «вашего» искусства перерастает у него в отрицание всякого искусства, отрицание «вашей» любви – в утверждение, что любовь – «чувство напускное»: все в ней легко объясняется физиологическим влечением. Отрицание «ваших» сословных принципов переходит в уничтожение любых принципов и авторитетов, отрицание сентиментально-дворянской любви к народу – в пренебрежение к мужику вообще. Порывая с «барчуками», Базаров бросает вызов непреходящим ценностям культуры, ставя себя в трагическую ситуацию. Базаров — нигилист, но дальше этого он не пошел. Он считал, что на этом его функция кончена. Он говорит: "Сначала нужно место расчистить, а строить будут другие". По мнению Тургенева, Базаров рано пришел в жизнь, он бы мог сделать многое, но "умирает, не сделав ничего".

Автор все  время напоминает читателю, что Базаров  не чудовище, не злой гений, а прежде всего несчастный человек, одинокий и беззащитный перед самыми простыми человеческими чувствами. В отношениях с Одинцовой проявляется его уязвимость. Любовь для Евгения — это всего лишь физиологическая потребность. Подсознательно Базаров ищет любви, но настоящая, высокая любовь ему недоступна, потому что он бездуховен и безнравствен. Он не понимает, что непременным условием достижения духовных и нравственных идеалов является стабильность. А эти идеалы для него недоступны, так как, будучи прагматиком, он должен все прощупать, потрогать. 

В прощальных словах умирающего Базарова заключен главный смысл его жизненного финала: "Я нужен России?.. Нет, видно, не нужен…" Истоки страданий Базарова — преждевременность появления, отсутствие союзников, мучительное одиночество. Как ужасно, умирая, осознавать бесполезность, бессмысленность, ненужность прожитой жизни. Ведь исправить уже ничего нельзя. А Базаров, на мой взгляд, достаточно умен, чтобы, пусть на смертном одре, осознать свои ошибки. Он признает свое бессилие перед смертью, значит, не все можно преодолеть с помощью силы. Базаров возвращается к природе, которую при жизни он воспринимал так материалистически. Перед лицом природы, перед лицом вселенной даже такой титан, как Базаров, кажется жалкой песчинкой. В этом и есть его трагическое одиночество, он не ощущает себя частью этого мира, даже после смерти железная ограда, окружающая его могилу, отделяет его от мира. После смерти он,по-прежнему,остается одиноким.

 

 


Информация о работе Трагизм образа Базарова