Тема русского севера в рассказах «Африка», «Север» и «Ёла» Е.И. Замятина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 16:13, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена изучению русского севера в трилогии Е.И. Замятина «Африка», «Север» и «Ёла».
При анализе данных рассказов и повести используются статьи и научные работы Гуделёвой Е.М., Ивановой Т.В., Давыдовой Т.Т., Сколовой Ю.В., Курносовой И.М. и т.д.
Актуальность курсовой работы заключается в том, чтобы показать как в XX веке происходила жизнь на севере России, характеры северян, их занятия, поведение, природа севера и т.п.
Цель работы:
- произвести анализы рассказов и повести Е.И.Замятина о русском севере используя статьи и научные работы исследователей замятинской «трилогии севера».
- раскрыть авторское понимание севера, своими наблюдениями и с помощью исследований и статей.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Анализы произведений северной трилогии Е. И. Замятина: «Африка», «Север» и «Ёла»...................................................................................5
1.1. Кратко о рассказе «Африка»...........................................................................5
1.2. Функционально-семантическая парадигма цвета в неореализме: вариативность оценок в рассказе «Африка».........................................................5
1.3. Хронотоп в структуре сюжета (на материале рассказа Е. И. Замятина «Африка»)................................................................................................................6
1.4. «Трудный жанр» рассказа «Африка»...........................................................13
1.5. Вывод по анализу рассказа «Африка»..........................................................13
1.6. Образные поля в повести Е. И. Замятина «Север»......................................14
1.7. Вывод по анализу повести «Север»..............................................................20
1.8. Анализ рассказа «Ёла»...................................................................................20
Глава 2. Авторское понимание Севера. Размышления и оценки......................22
2.1. «Национальное и вечное». Давыдова Т. Т. («Север» и «Ёла»)..................22
2.2. «Демонологические существа в прозе Е. Замятина» И.М. Курносова («Африка» и «Север»)...........................................................................................23
Заключение.............................................................................................................26
Библиографический список..................................................................................31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 84.47 Кб (Скачать файл)

Творчески интерпретируя  философские концепции В. Розанова, Н. Бердяева и Вл. Соловьева, Замятин обрекает героев, отрекшихся от реальной жизни, на зов конца. Амбивалентные модусы белого, серебряного и золотого в мире снов, грез и видений работают на раскрытие той же идеи: христианская чистота души – духовный максимализм героев.

Физическая и пространственная «переправа» из серого мира будней («этого» света) в область мечты («тот» свет) в художественном мире Замятина неосуществима. Цыбин и Федор Волков гибнут в морской стихии, попадая в «пространство промежутка» – черно-белое междумирье. Знаками приближения к роковому рубежу становится колористически обрисованный мотив остановленного времени, а также феномены аберрации зрения и оптимизации цветовосприятия: «Не было ни ночи, ни дня: стало солнце. В белой межени – между ночью и днем, в тихом туманном мороке бежали вперед…» [I, 331]. Очевидна ассоциативная проекция на путь современной Замятину России; отмечается важная для уровня философских обобщений цветовая мифологема кита – сквозная в трилогии.

Для людей, выбравших иллюзорный мир как способ решения всех проблем, битва со стихией жизни оканчивается погружением в темноту. Выживают только те, кто удовлетворился «самоварным» миром, догмой, статикой («серый» Фомич), и те, с кем Замятин связывал противостояние мертвящему закону энтропии, – готовые к реальному действию демиурги Нового времени (капитан Индрик).

Итак, в «северной» трилогии формируется собственная система  символов цвета, воплощающих четыре противоречивых свойства национального  характера: 1) стремление к абсолюту, сверхидее; 2) бескорыстие и чистота; 3) способность к высокому и гармоничному чувству любви и, наконец, 4) интуитивное движение к прогрессу.30

 

 

Библиографический список:

   1. Евгений Замятин. Избранное, М: Правда, 1989. OCR В. Есаулов, февраль 2005 г.

    2. Гуделева Е.М. «На разных плоскостях мы стоим»: проза Е.И. Замятина в оценке А.К. Воронского // История русской литературы XX–XXI века в литературоведении, литературной критике и журналистике. XII Шешуковские чтения. М., 2008. 0,3 п.л.

   3. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., «Художественная литература», 1975. — 504 c. [Электронный ресурс] : режим доступа : http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/912------------lr(12.10.2012)

   4. Замятин Е. И. Избранные произведения в 2 т. Т. 1. — М., «Художественная литература», 1990. — 528 с. [Электронный ресурс] : режим доступа : http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/912------------lr(12.10.2012)

   5. Давыдова Т. Т. Евгений Замятин/ «Национальное и вечное»// - М.: Знание, 1991. – 64с. – («Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Литература»»; №8) С. 13.

   6. Новиков Л.А. Стилистика  орнаментальной прозы А. Белого. - М., 1990.

   7. Лихачёв Д.С. Избранные  труды: В Зт. - Т. 1. - Л, 1987.

   8. Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. - М., 1998.

   9. Кожевникова Н. А. Из наблюдении над неклассической («орнаментальной») прозой // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. - 1976. - Т. 35. — No 1.

   10. Шмид В. Нарратология. - М., 2003.

   11. Солженицын А. И. Из Евгения Замятина: «Литературная коллекция» Ц Новый мир. - 1997. - № 10.

   12. Скляревская Г. Н. Метафора в системе языка. - СПб., 1993.

   13. Замятин Е. И. Избранные произведения: Повести, рассказы, сказки, роман, пьесы. - М., 1989

   14. Кожевникова Н. А. О соотношении прямого и метафорического словоупотребления в русской прозе начала XX века // In Honor of Professor Victor Levin: Russian Philology and History. - Jerusalem, 1992.

   15. Замятин Е. Техника художественной прозы //Литературная учеба. - 1988. - No 6.

   16. OCR Кудрявцев Г.Г.

   17. Давыдова Т. Т. Евгений Замятин/ «Национальное и вечное»// - М.: Знание, 1991. – 64с. – («Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Литература»»; №8) С.38 – 41.

   18. Шишкина Л.И. Е. Замятин и Л. Андреев: типологические параллели // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Книга XIII. Тамбов – Елец, 2004. С. 33.

   19. Лейдерман Н.Л. Глубина простоты (Евгений Замятин и его рассказ «Наводнение») // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Книга XII. Тамбов, 2004. С.83-84.

   20. Замятин Е.И.  Избранные произведения. М., 1990. С. 430.

   21. Хатямова М.А. Становление экзистенциальной парадигмы в творчестве Е.И. Замятина и проблема художественного метода // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Книга XI. Тамбов, 2003. С. 57.

   22. Зуева Т.В. Русский  фольклор. Словарь-справочник. М., 2002. С.100.

   23. Русский народный  календарь / О.В. Третьякова, Н.В.  Тверитинова. М., 2007.

   24. Полякова Л.В.  Е.И. Замятин как классик русской  литературы. К проблеме соотношения  «литературных рядов» // Творческое  наследие Евгения Замятина: взгляд  из сегодня. Книга XII. Тамбов, 2004. С.22.

   25. Желтова Н.Ю. Проза Е.И.Замятина: Поэтика русского национального характера. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. Тамбов,1999; Иванова Т.В. Автор и герои в повести Замятина “Север” // Творческое наследие: Взгляд из сегодня: В6т. Тамбов,1997. Т.4.С.50-62; Иванова Т.В. Автор и герои в рассказе Е.Замятина “Африка” // Кормановские чтения. Ижевск,1998. Вып.3. С.202-211.

   26. Замятин Е.И.  Т.1. С.404.

   27. Гуделева Е.М. «На разных плоскостях мы стоим»: проза Е.И. Замятина в оценке А.К. Воронского // История русской литературы XX–XXI века в литературоведении, литературной критике и журналистике. XII Шешуковские чтения. М., 2008. 0,3 п.л.

1 Евгений Замятин. Избранное, М: Правда, 1989. OCR В. Есаулов, февраль 2005 г.

2 Гуделева Е.М. «На разных плоскостях мы стоим»: проза Е.И. Замятина в оценке А.К. Воронского // История русской литературы XX–XXI века в литературоведении, литературной критике и журналистике. XII Шешуковские чтения. М., 2008. 0,3 п.л.

3   Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., «Художественная литература», 1975. — 504 c. [Электронный ресурс] : режим доступа : http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/912------------lr(12.10.2012)

4   Замятин Е. И. Избранные произведения в 2 т. Т. 1. — М., «Художественная литература», 1990. — 528 с. [Электронный ресурс] : режим доступа : http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/912------------lr(12.10.2012)

5 Давыдова Т. Т. Евгений Замятин/ «Национальное и вечное»// - М.: Знание, 1991. – 64с. – («Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Литература»»; №8) С. 13.

6Новиков Л.А. Стилистика орнаментальной прозы А. Белого. - М., 1990.

7 Лихачёв Д.С. Избранные труды: В Зт. - Т. 1. - Л, 1987.

8 См.: Новиков Л.А.

9 Валгина Н.С. Теория текста: Учебное пособие. - М., 1998.

10 Кожевникова Н. А. Из наблюдении над неклассической («орнаментальной») прозой // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. - 1976. - Т. 35. — No 1.

11 См.: Новиков Л.А.

12 Шмид В. Нарратология. - М., 2003.

13 См.: Новиков Л.А.

14 Солженицын А. И. Из Евгения Замятина: «Литературная коллекция» Ц Новый мир. - 1997. - № 10.

15 Скляревская Г. Н. Метафора в системе языка. - СПб., 1993.

16 Здесь и далее цит. по изд.: Замятин Е. И. Избранные произведения: Повести, рассказы, сказки, роман, пьесы. - М., 1989

17 Кожевникова Н. А. О соотношении прямого и метафорического словоупотребления в русской прозе начала XX века // In Honor of Professor Victor Levin: Russian Philology and History. - Jerusalem, 1992.

18 Замятин Е. Техника художественной прозы //Литературная учеба. - 1988. - No 6.

19 OCR Кудрявцев Г.Г.

20 Давыдова Т. Т. Евгений Замятин/ «Национальное и вечное»// - М.: Знание, 1991. – 64с. – («Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Литература»»; №8) С.38 – 41.

21 Шишкина Л.И. Е. Замятин и Л. Андреев: типологические параллели // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Книга XIII. Тамбов – Елец, 2004. С. 33.

22 Лейдерман Н.Л. Глубина простоты (Евгений Замятин и его рассказ «Наводнение») // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Книга XII. Тамбов, 2004. С.83-84.

23 Замятин Е.И. Избранные произведения. М., 1990. С. 430.

24 Хатямова М.А. Становление экзистенциальной парадигмы в творчестве Е.И. Замятина и проблема художественного метода // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Книга XI. Тамбов, 2003. С. 57.

25 Зуева Т.В. Русский фольклор. Словарь-справочник. М., 2002. С.100.

26 Русский народный календарь / О.В. Третьякова, Н.В. Тверитинова. М., 2007.

27 Полякова Л.В. Е.И. Замятин как классик русской литературы. К проблеме соотношения «литературных рядов» // Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня. Книга XII. Тамбов, 2004. С.22.

28 Желтова Н.Ю. Проза Е.И.Замятина: Поэтика русского национального характера. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. Тамбов,1999; Иванова Т.В. Автор и герои в повести Замятина “Север” // Творческое наследие: Взгляд из сегодня: В6т. Тамбов,1997. Т.4.С.50-62; Иванова Т.В. Автор и герои в рассказе Е.Замятина “Африка” // Кормановские чтения. Ижевск,1998. Вып.3. С.202-211.

29 Замятин Е.И. Т.1. С.404.

30 Гуделева Е.М. «На разных плоскостях мы стоим»: проза Е.И. Замятина в оценке А.К. Воронского // История русской литературы XX–XXI века в литературоведении, литературной критике и журналистике. XII Шешуковские чтения. М., 2008. 0,3 п.л.

 


Информация о работе Тема русского севера в рассказах «Африка», «Север» и «Ёла» Е.И. Замятина