Тема победы в древнерусской литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 17:33, реферат

Краткое описание

Был провозглашен святым Новгородский, а затем и великий Владимирский князь Александр Ярославич, одержавшим две славные победы на западных рубежах Новгородской земли. "Повесть о житии Александра Невского", строго говоря, лишь отдаленно напоминает традиционное житие святого: на первый план в ней выступают воинские подвиги, а не христианские добродетели князя, хотя он предстает перед читателем как благородный христианин, с горячими молитвами обращавшийся к Богу, хотя на помощь ему и его воинам приходят небесные силы, предводительствуемые святыми воителями, князьями Борисом и Глебом. Особенно подробно описано в «Повести...» сражение на Ижоре, притоке Невы; в память об этой победе над шведами Александр и получил почетное прозвание Невский.

Содержание

Введение 3
Тема победы в древнерусской литературе 4
Вывод 15
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Липатов.docx

— 58.23 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

Каждая победа русских воинов в тяжкие годы привлекала к себе восхищенное внимание современников. Был провозглашен святым Новгородский, а затем и великий Владимирский князь Александр Ярославич, одержавшим две славные победы на западных рубежах Новгородской земли. "Повесть о житии Александра Невского", строго говоря, лишь отдаленно напоминает традиционное житие святого: на первый план в ней выступают воинские подвиги, а не христианские добродетели князя, хотя он предстает перед читателем как благородный христианин, с горячими молитвами обращавшийся к Богу, хотя на помощь ему и его воинам приходят небесные силы, предводительствуемые святыми воителями, князьями Борисом и Глебом. Особенно подробно описано в «Повести...» сражение на Ижоре, притоке Невы; в память об этой победе над шведами Александр и получил почетное прозвание Невский.

 

 

Тема победы в древнерусской литературе

Главное новшество литературы XVII века состоит в том, что она отказывается от стремления изображать только действительно бывшее и все чаще обращается к откровенному литературному вымыслу.

Героями литературных произведении становятся теперь не только князья и бояре, но и простые люди: купеческий сын, крестьянин из «Повести о Шемякине суде» и т. д. Повесть о Шемякине суде — это не только сатира на судебные порядки (судья Шемяка судит в пользу обвиняемого, надеясь на взятку}, но прежде всего это рассказ о злоключениях неудачника: ведь все свои «преступления» убогий совершает невольно, по недоразумению. Приговоры судьи — зеркальное отражение самих проступков: так, судья предлагает богачу, чью лошадь убогий вернул без хвоста, снова отдать виновному лошадь, и пусть он владеет ею до тех пор, пока хвост снова не отрастет. Бессмысленность и комичность приговора очевидна. Но читатель при этом замечал, что решения Шемяки вполне соответствовали тогдашним законам, по которым за убийство убивали, за поджог сжигали, за чеканку фальшивой монеты заливали в горло расплавленный свинец, т. е. наказание как бы соответствовало самому преступлению.

На всем пространстве средневековой русской литературы, начиная со «Слова о Законе и Благодати» (Илариона, первого русского митрополита, перв. пол. XI в.) и «Повести временных лет» (XI-XII вв.), тема борьбы мирового Добра и Зла и духовной победы добра над злом сочетается с темой защиты Русской Земли, военной победы над ее недругами. В программном «Слове» - похвале князьям Владимиру и Ярославу, строителям новой христианской Руси, вошедшей отныне в мировую семью христианских народов, Иларион славит «великого кагана нашеа земли Володимера, вънука стараа-го Игоря, сына же славнааго Святослава, иже въ своа лета владычествующе, мужь-ствомъ же и храборъствомъ прослуша въ странахъ многах, и победами и крепо-стию поминаются ныне и словуть» [1]. Тут же автор «Слова» возглашает: «Христос победи! Христос о доле! Христос въцарися!», а в написанном им «Исповедании веры» Иларион, следуя средневековому представлению о Христе как Царе Царей, говорит о нем: «…Яко победитель Христос, царь мой…» [2]. Составители «Повести временных лет», литературно-исторической эпопеи ранней Руси, нередко использовали лексемы «победа», «победить», рассказывая о деяниях старых князей, но, начиная с Владимира и Ярослава, вводили эти слова в контекст христианской победы над сатанинскими силами Зла. Так, в статье 988 года о крещении Руси князь Владимир говорит: «Призри на новыя своя,… мне помози, Господи, на супротивного врага, да на-деюся на тя и на твою державу, побежаю козни его» [3]. В похвале духовному строительству Ярослава под 1037 год автор «Повести временных лет» замечает: «И радовашеся Ярослав, видя многи церкви и люди крестьяныи зело, а врагъ сетоваше, побежаемь новыми людьми крестьяными» [4].

О поражении, а не о победе рассказывается в замечательном произведении древнерусской литературы - военной повести «Слово о полку Игореве».И это, на мой взгляд, не может не показаться несколько странным. Попробуем разобраться, почему же это так?

Во-первых, именно поражение, а не победа способствует переосмыслению прежнего поведения, обретению нового взгляда на мир и на себя. То есть поражение стимулировало русских воинов на победы и подвиги во имя нашей великой Родины!

Во-вторых, главный герой военной повести – князь Игорь – проходит путь спасения души через страдание и покаяние. А разве блудного сына Отец не встречает с радостью: ведь он «был мертв и ожил».

Русская земля для автора «Слова…» была неразрывно связана с русской природой. И именно описание природы, по моему мнению, создает образ беды в данном отрывке.

Уже с самого раннего утра читателей «встречают» «кровавые зори» и «темные тучи», которые «хотят прикрыть четыре солнца», - четырех светлых русских князей. Эпитеты «кровавые», «темные» подчеркивают зловещность наступающего дня. Ничего доброго не предвещают и ветры, «Стрибожьи внуки», которые дуют навстречу полкам Игоревым, «веют с моря стрелами», словно желая предотвратить наступающее несчастье. Используя олицетворения «веют стрелами», «земля гудит» автор как будто оживляет природу, которая старается оградить князя Игоря от совершаемой ошибки.  Страх на читателей наводят и реки, «мутно текущие», и степь, «занесенная пылью»…

Половцы названы в отрывке – «дети бесовы», будто появились из преисподнии, готовые разгромить полки русских князей. Автор ассоциирует врагов с темными силами дьявола.

Множество восклицательных предложений в первом абзаце, также настраивают читателей на трагичное окончание событий: «Быть грому великому!»,- пишет автор. Восклицательные знаки подчеркивают уверенность автора в беде и не оставляют надежды читателям.

«Слово о полку Игореве» - произведение древнерусской литературы, главной проблемой которого является спасение человеком своей души. Прочитав произведение, можно однозначно назвать князя Игоря одним из первых положительных героев русской литературы. Разберёмся почему.

Во-первых, положительным героем называется не человек с только хорошими качествами, а человек, ищущий главный смысл жизни, человек преобразившийся. Именно это и показывает  Князь Игорь на своём примере. Он проходит по пути от гордыни к смирению.  В начале повествования мы видим гордого воина, который ищет славу, а в конце поэмы это уже другой человек, который спас свою душу тем, что понял свою ошибку. Князь Игорь при возвращении из плена домой отправляется в церковь Пресвятой Богородицы, вероятно чтобы принести покаяние.

Во-вторых, нельзя не отметить авторскую симпатию к главному герою. На протяжении всего произведения автор показывает, как дорог ему князь Игорь. Он всегда присутствует рядом с ним, с любовью описывает. Он даже соединяет все силы природы, дабы помочь ему выйти из беды. Читая произведение,  мы видим, что автор искренне желает спасения души этому персонажу. В конце «Слова…» торжественный финал, в котором князь Игорь предстаёт совершенно другим: он переосмыслил прежнее поведение и приобрёл новый взгляд на мир и на себя.

Притча о блудном сыне – сквозной мотив «Слова…». Как в притче блудный сын вернулся к Отцу, так и Игорь возвращается на свою родину. Связь этих произведений очевидна. Оба героя раскаиваются в своих грехах и получают прощение. Они уже не те, что были раньше, они преобразились.

Следовательно, князь Игорь несомненно оказывается положительным героем, который через испытания и страдания ведёт свою душу к спасению.

Перед автором «Слова..» стоит легкая задача – рассказать о поражении русских войск и при этом прославить князя Игоря. Только очень смелый, и в то же время, безрассудный человек, жаждущий славы, отважится пойти против половецких орд с небольшой дружиной. Почему так важно исследовать это поражение? Попробуем разобраться в этом, проследив путь князя Игоря.

В «Слове..» повествуется о печальных событиях, о предзнаменовании, которое не остановило князя, об обманчивой и легкой победе над отрядом половцев, за которой последовал сокрушительный разгром русских и пленение Игоря. Интересно отметить, что при описании событий автор использует метафорические образы, сравнивая жестокую битву с пиром.

Образ князя Игоря напоминает образ русского человека, презирающего опасность и идущего навстречу ей вопреки предостережениям и здравому смыслу. Традиционное «пораженье от победы..не отличать» характерно для нашего народа, как говорится, «На ошибках учатся». Именно поражение , а не победа способствует переосмыслению ошибок, прежнего поведения, обретению нового взгляда на себя и на мир.

Проследив преображение главного героя, мы можем сопоставить «Слово..» с притчей о блудном сыне. В начале произведение перед нами человек гордый, надеющийся только на себя, желающий «почевать на лаврах». В конце поэмы, это герой, страдающий из-за собственной глупости, это другой человек – преобразовавшийся, спасенный.

«Слово о полку Игореве..»- произведение-открытие, положившее начало традиции  нашей культуре, неслучайно описывает поражение. Ключевая идея древнерусской литературы – спасение своей бессмертной души человека. Князь Игорь проходит через физические и духовные муки, через страдание приходит к покаянию. Автор «Слова..» талантливо передал цену поступков , анализ поступков, он  осознанал свои ошибки и ,в итоге, переосмысление своего внутреннего «я», очищение души и мыслей.

Поэма «Слово о полку Игореве» является неотъемлимой частью древнерусской литературы, которая воплотила сюжет, посвященный мировой истории, и тему – смысл человеческой жизни. В сюжетную основу этого произведения вошел поход знаменитого князя Игоря на половцев. Так почему же «Слово о полку Игореве» рассказывает не о победе, а о поражении?

Уже всем в наше время известно, что главной целью для русского человека было спасение своей бессмертной души, так как он считал, что зло сокрыто в нем самом; это и стало тогда смыслом человеческой жизни. Вот почему в Древней Руси было принято подражать Богу, тем самым возрастая по его примеру, что охарактеризовано широко известным образом небесной лестницы который подтверждал, что для совершенствования не существовало границ. Однако, чтобы приблизиться к божественному идеалу, нужно уметь анализировать свои поступки, ведь не зря у нашего народа говорится: «На ошибках учатся». Только посредством переосмысления  своих неправильных шагов и упущений человек может встать на путь спасения своей души; не что иное, как поражение, может в самый ответственный момент стать спасительным нравственным мерилом.

Более того, благодаря этой поэме была показана духовная эволюция человека. Для этого был использован образ князя Игоря, отправившегося в поход против половцев. Внимание читателя акцентировано на том, через какие трудности и преграды пришлось ему пройти, чтобы из гордого и ищущего лишь славы воины превратиться в человека, спасенного духовно, который,  благодаря поражению и последующему пребыванию в плену врага, сумел переосмыслить прежнее поведение, раскаяться в своих поступках, обрести новый жизненный взгляд и моральные принципы. Именно поражение заставило князя Игоря перемениться, признать свою вину и встать на путь спасения своей души, о чем также свидетельствует то, что он по возвращении на Родину в первую очередь отправился в церковь для исповеди.

Безусловно, тема неразличения «пораженья от победы», подразумевающая под собой несравнимый ни с чем опыт, извлекаемый из любого поражения, имело свое отражение в менталитете нашего государства  и, следовательно, в поздней культуре.

Например, в романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого колоритное и насыщенное описание имели сцены поражений русских во время войны 1805 года. Одно из основополагающих и главных сюжетных эпизодов занимает Аустерлицкое сражение, которое закончилось для России сокрушительным поражением. Л. Н. Толстой несколько раз в романе указывал на то, что император Александр I, игнорируя слова и советы великого русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова, хотел завоевать авторитет на международной арене. Даже природа, создав плохую видимость для русского войска в виде тумана, была против этого сражения.

Однако, именно это сражение, точнее ,эпизод под небом Аустерлица, стал роковым в жизни Андрея Болконского. Это поражение помогло понять князю всю бессмысленность своих помыслов, то, что он сражался не ради людей и Родины, а ради собственной славы, тщеславия и тулона. Выжив после Аустерлица, Андрей Болконский переменился, его жизненные и моральные позиции преобразовались, он прозрел. Он осознал, что его действия на поле Аустерлица нельзя было назвать подвигом, так как они были совершены только во имя него самого. Благодаря этому поражению, он лично для себя смог извлечь неоценимый опыт, понять настоящие жизненные ценности.

Таким образом, поэма «Слово о полку Игореве», поведав о поражении князя Игоря, наглядно показала, как человек может нравственно вырасти и осознать свои ошибки, поборов свою гордость и тщеславие. Это великое произведение стало фундаментом для формирования русской традиции и нравственных устоев.

Сюжет «Слово о полку Игореве», как и многие другие произведения древнерусской литературы ,несет идею  спасения человеческой души. Князь Игорь один из многих полководцев Древней Руси, который мечтал о славе, завоеваниях и роскоши. Его не так сильно заботила Божья воля,. чтобы дать успокоения  смелым мыслям, и из-за этого он обрел себя и своих товарищей на поражение. Главной тематикой поэмы является то, что через душевные и физические муки, через осознание своих ошибок , можно прочувствовать в себе Божью благодать, стремясь к добродетели. 

Как и Родион Раскольников, как и Андрей Болконский, князь Игорь испытал боль утраты, узрев смерть во всех смыслах этого слова , и, в конце концов, он пал в огненную геенну . Откуда нашел выход, идя по тропинке, протоптанной Богом.

Бахвальство означает грех перед самим Отцом Земли, который вдохнул в нас жизнь и позволил наслаждаться ею, и, гордиться тем, как люди убивают себе подобных, есть не что иное, как грех, который нельзя допустить.

Все едино и всесильно. Как и было сказано, акцент, в Древней Руси, ставился на том , чтобы спасти душу человеческую, а не рассказывать о том, как храбро сражались солдаты. Вот почему «Слово о полку Игореве» повествует о том, как князь Игорь сумел вырвать свою душу из цепких когтей лукавого и почувствовать в себе Божью благодать.

Главной идеей древнерусской литературы становится проблема спасения души.

Поэма «Слово о полку игореве» наглядно отражает эту проблематику.

Князь Игорь, являясь персонажем воинской повести, описывающей его поражения, тем не менее, считается одним из первых героев русской литературы. Какое объяснение можно найти этому феномену?

На протяжении повести, мы наблюдаем преображение главного героя, становясь свидетелями его пути от гордыни к смирению. По возвращению из плена, князь Игорь отправляется в церковь Пресвятой Богородицы, что бы покаяться. Термин покаяние происходит от древнегреческого слова  "metanoia", что дословно переводится, как "перемена сознания", человек осознаёт свои ошибки, происходит переосмысление, а это ещё один шаг на пути к спасению души. Смыслом концовки поэмы стало покаяние князя Игоря. Богу, как нашему создателю дорог каждый человек, в особенности тот, который нуждается в помощи. Так же и автору дорог князь. Сопровождая своего героя на протяжении всего произведения, автор приводит его, Игоря, в храм, помогая ему осознать ошибки и преобразиться.

Информация о работе Тема победы в древнерусской литературе