Творчество Натали Саррот

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2014 в 22:51, контрольная работа

Краткое описание

На рубеже сороковых-пятидесятых годов двадцатого века во французской словесности появилось новое литературное явление, которое уже в самом названии настаивало на своей оригинальности - «новый роман».
Писатели, сформировавшие это направление, отталкивались от так или иначе понятого «традиционного» романа. Последний обычно связывался с реалистическим наследием, в результате чего своеобразной литературно-критической ревизии были подвергнуты основные компоненты именно реалистического повествования. Нашумевшие статьи лидеров «нового романа» Натали Саррот «Эра подозрения» (1950) и Алена Роб-Грийе «О нескольких устаревших понятиях» (1957) с разных сторон обосновывали избыточность для современной литературы таких категорий, как «жизнеподобие», «персонаж», «фабула» и так далее.

Вложенные файлы: 1 файл

К.р. по истории зарубежной литературы.docx

— 115.88 Кб (Скачать файл)

     Еще одним важным открытием Н. Саррот является оригинальное построение романов - исключительно на основе разговора и под-разговора. Таким образом происходит «двойное кодирование», которое позволяет писательнице одновременно представлять множественные психические состояния персонажа. Базируясь на общих установках литературы авангарда, эти образы, тем не менее, глубоко оригинальны, так как открывают некую новую, невиданную ранее сферу эмоционального восприятия. Бессознательное - это очень широкое понятие. Как правильно замечает Саррот, его просторы необозримы.

     Что касается определения этого слоя бессознательного как «тропизмы» или «под-разговоры» то, на наш взгляд, оно произвольно и указывает лишь на то, что с творчеством Саррот бессознательное как объект исследования как бы официально «узаконивается» в литературе; Следствием этого являются значительные изменения в романной форме, основным из которых мы рассматриваем исчезновение иконического, то есть буквального, жизнеподобного изображения действительности. Анонимные персонажи, безличная диалогическая и внутренняя диалогическая речь, изображение вообще всей. социальной действительности исключительно как объекта некоего безличного эмоционального восприятия - все это элементы новой образности, которую мы определяем как «дискурсивную», ибо она представляет собой образность безличной несобственно-авторской речи.

     Каждый писатель литературы авангарда исследует его по-своему, результатом чего и является создание их неповторимых индивидуальных языков. Язык Саррот ни в чем не отступает от основных принципов создания любого индивидуального языка: он одновременно и общепринят и уникален - общепринят в своих корнях, уникален в своих открытиях в сфере бессознательного. У кого еще, как не у Саррот, можно встретить образы идущих людей, которые сочатся, текут, капают со стен, с огороженных деревьев, с зтрязных тротуаров, со скверов или «Грязной и убогой мысли, которая «топчется, все время топчется на одном месте, все время на одном месте» или человеческого существования как «любого наряда» и «любого лица», или навязчивых мыслей отца в «Портрете Неизвестного» как шарика японского бильярда, или светского разговора, один из участников которого предстает в образе смельчака, двигающегося по натянутой веревке, перекинутой через пропасть. Каждый такой образ как бы роет глубины бессознательного, открывая, нам тем самым новое видение человека. Мы имеем в виду общепринятость индивидуального языка среди писателей литературы авангарда.

     В текстах Н. Саррот отсутствовали персонажи, события, даты и местный колорит в привычном понимании. Читателю полагалось быть чрезвычайно внимательным, даже въедливым, чтобы разобраться, о чем идет речь. Слышались только голоса, невесть кому принадлежащие. Автор «нового романа» также часто использует монтаж отрывочных случайных фраз, которые к тому же не произносятся вслух, а вырваны из прихотливого потока сознания.

     Писательница стремилась зафиксировать душевные движения, которые предшествуют словесным откликам на воздействие окружающей среды и ее обитателей. При этом ее интересует не столько индивидуум, сколько личность вообще.

     Писательница всегда помнит о том, что «мысль изреченная есть ложь», потому ставит перед собой непосильную задачу передать в словесном потоке истину, которую сам персонаж старательно скрывает. Обнаружить мысль и событие удастся только тому, кто глубоко проникнет в подтекст »нового романа».

     Роман Н. Саррот - традиционно помещается внутри направления Новый Роман, которому присущи исторические споры (на предмет жив или мертв Новый Роман), онтологические дискуссии (о существовании Нового Романа) и идентификационные споры (выделяющие писателей, которых можно причислить к Новому Роману).

     Н. Саррот можно рассматривать в Новом Романе как первопроходца этого литературного явления. Новый Роман обязан ей многими теоретическими идеями относительно природы современного романа. Натали Саррот можно по праву назвать великим писателем, потому что ее романам удается ускользнуть от современности и от классичности, от реализма и от формализма; ее творчество ни новое и ни традиционное, оно штучное; ее произведения ни мужские и ни женские, ни простые и ни сложные, ни абстрактные и ни конкретные, не слишком обыденные и не слишком странные, в них есть немного комедии и немного трагедии, они и спонтанные и обдуманные. Это единственный в своем роде автор, который вырабатывает свою особую интеллектуальную технику письма.

     Своим решительным стиранием иконического изображения, смелым упразднением социальной детерминированности персонажей и введением «самоговорящей» речи, из которой «не ясно», кто же ее произносит, Саррот заложила фундамент новой поэтической системы, в русле которой будет развиваться вся последующая литература авангарда.

     Книги Натали Саррот вызывают у читателей неоднозначную реакцию по той простой причине, что они далеки от канонов массовой развлекательной литературы, не запрограммированы на успех у публики, не обещают «легкого» прочтения: слова, фразы, часто фрагменты фраз, надвигающиеся друг на друга, соединяющиеся в диалоги и внутренние монологи, насыщенные особым динамизмом и психологическим напряжением, образуют в конечном итоге единый замысловатый узор текста, для восприятия и понимания которого требуются определенные усилия. Стихия художественного слова Саррот существует по своим собственным внутренним законам, усилия, затраченные на их постижение, оказываются неизменно и сполна вознагражденными, ибо за внешней герметичностью текстов Саррот открываются удивительные, завораживающие своей неизведанностью миры, составляющие огромное, уходящее в бесконечность пространство человеческой души.

Используемая литература:

  1. Андреев Л.Г. Сюрреализм. - М.: Высш. шк., 1972 г.

 

  1. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000 г.

 

  1. Воронина Е.Б. Смерть и жизнь в книге «Здесь» Н. Саррот // Личность. Культура. Общество.  -  2012 г.  -  Том  XIV .  -  Вып. 1.  - № 69-70.

 

  1. Воронина  Е.Б. Творчество  Н.  Саррот:  выражение  «невыразимого» // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. - 2012. - № 3.

 

  1. Воронина  Е.Б.  «Детство»  Натали  Саррот:  проблема  жанра  // XXII  Пуришевские чтения: «История идей в жанровой истории»: Сб. статей и материалов, Москва, 7-9 апреля 2010 г. / Отв. ред. Е.Н. Черноземова. - М.: МПГУ, 2010 г. - С. 257-258.

 

  1. Воронина Е.Б. Проблема художественного слова в творчестве             Н.  Саррот  (сборник  «Дар  слова»)  //  Молодая  наука  в  классическом университете: Материалы  докладов науч. конф. фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых, Иваново, 20-30 апреля 2010 г.  -  Иваново: Иван. гос. ун-т, 2010 г.  -  Ч.7. Актуальные проблемы филологии XXI века. - С. 107-108.

 

  1. Воронина Е.Б. «Здесь» Н. Саррот: литература как живопись // «ЛОМОНОСОВ-2011»:  Материалы  Междунар.  молодежного  науч. форума, Москва, 11-15 апреля 2011 г. /  Отв. ред. А.И. Андреев, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс]  - М.: МАКС Пресс, 2011 г. - С. 108-109.
  2. Воронина  Е.Б.  «Существенное слово»  С.  Малларме  в  интепретации Н. Саррот //  Материалы Междунар. молодежного науч. форума «ЛОМОНОСОВ-2012», Москва, 9-13 апреля 2012 г. /  Отв.  ред. А.И. Андреев,  А.В. Андриянов,  Е.А. Антипов,  М.В. Чистякова. - М.: МАКС Пресс, 2012 г.

 

  1. Воронина  Е.Б.  Автоирония  Н.  Саррот  в  романе  «Ты  себя  не любишь» //  Молодая наука в классическом университете: Материалы докладов  науч.  конф.  фестиваля  студентов,  аспирантов  и  молодых ученых, Иваново, 23-27 апреля 2012 г. : в 8 ч.  -  Иваново: Иван. гос. ун-т, 2012. - Ч. 7: Актуальные проблемы филологии XXI века. - С. 3-4.

 

  1. Воронина  Е.Б.  Автоирония  Н.  Саррот  в  романе  «Ты  себя  не любишь» //  Молодая наука в классическом университете: Материалы докладов  науч.  конф.  фестиваля  студентов,  аспирантов  и  молодых ученых, Иваново, 23-27 апреля 2012 г. : в 8 ч.  -  Иваново: Иван. гос. ун-т, 2012. - Ч. 7: Актуальные проблемы филологии XXI века. - С. 3-4.

 

  1. Делез Ж. Логика смысла / Пер. с фр. М., 1998 г. - С. 43.

 

  1. Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. Том 1. М., 1998 г.

 

  1. Зарубежная литература ХХ века: учеб. для вузов / Л. Г. Андреев [и др.]; под ред. Л. Г. Андреева. - М.: Высш. шк.: изд. центр Академия, 2000 г. - С. 401 - 405.

 

  1. Зарубежная литература. ХХ век: учеб. для студ. пед. вузов / Н. П. Михальская [и др.]; под общ. ред. Н. П. Михальской. - М.: Дрофа, 2003. - С. 287-283.
  2. Косиков Г. К. Проблема личности в романах Натали Саррот / Г. К. Косиков // Вестник МГУ. – 1972 г. - № 2. - С. 32-44.

 

  1. Саррот Н. Откройте // Иностранная литература. – 1999 г. - № 5.

 

  1. Саррот Н.  Эра подозрения. Предисловие //  Саррот Н.  Тропизмы. Эра подозрения.  Перевод с французского. М., 2000 г. - С. 136.

 

  1. Сартр Ж.-П. Ситуации / Ж.-П. Сартр. - М.: Ладомир, 1998 г. - С. 346-352.

 

  1. Черницкая Л.А. Проблема автора в поэтике Натали Саррот // Формы раскрытия авторского сознания (на материале зарубежной литературы): Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. А.Б. Ботникова. Воронеж,1986 г. - С.14 15.

 

Интернет-источники:

  1. Научная библиотека. (URL) http://www.dissercat.com/content/poetika-romanov-natali-sarrot#ixzz2vIfnwumy.

 

 


Информация о работе Творчество Натали Саррот