Творчество Кэндзабуро Оэ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 09:53, реферат

Краткое описание

Через изучение творчества Кэндзабуро Оэ можно восполнить пробелы в знаниях современной японской культуры и ее истории.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Япония: история и современность.
1.1 Краткая история Японии………………………………………………….4
1.2 Япония в ХХ-ХХI веках………………………………………………….10
Глава 2. Творчество Кэндзабуро Оэ.
2.1 Биография Кэндзабуро Оэ…………………………………………………15
2.2 Периодизация творчества…………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

Тарасова. реферат.docx

— 63.39 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Япония: история и  современность.

    1. Краткая история Японии………………………………………………….4
    2. Япония в ХХ-ХХI веках………………………………………………….10

Глава 2. Творчество Кэндзабуро Оэ.

2.1 Биография Кэндзабуро Оэ…………………………………………………15

2.2 Периодизация творчества…………………………………………………..22

Заключение……………………………………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Япония стала известна европейцам в первой половине XVI века. Первые открыли это государство  португальцы. Португальцы, приняв намерение  покорить Японию, начали с торговли и с проповедования мирным жителям  католической веры. Миссионеры их, прибывшие  в Японию, сначала умели понравиться  японцам и, получив свободный  доступ во внутренность земли, имели  невероятный успех в обращении  новых своих учеников в христианскую веру. Но к исходу XVI века миссионеры были выгнаны из страны.

Японцы - это самый непостижимый, самый парадоксальный из народов. Вместе с их внешним окружением они столь  живописны, театральны и артистичны, что временами кажутся нацией позеров. Это натуры самые чуткие, живые, артистичные и в то же время  самые невозмутимые, примитивные, рассудочные, глубокие, совестливые. В то время  как история объявляет их агрессивными, жестокими, мстительными, опыт показывает их покладистыми, добрыми, мягкими.

Одним из способом приобщения к культуре есть изучение ее литературных произведений. Именно поэтому я выбрала японского писателя. Страна, долгое время изолированная от европейского прогресса, сумевшая за считанные десятилетия совершить «экономическое чудо» не может не вызывать интереса. Любопытным для меня показался период конца ХХ - начала XXI века в силу неоднозначных политических и культурных событий в мире. 

Через изучение творчества Кэндзабуро Оэ я стремлюсь восполнить пробелы в знаниях современной японской культуры и ее истории.  

 

 

 

Глава 1. Япония: история и современность.

 

    1. Краткая история Японии.

История Японии до начала нашей эры дотирована примерно 11000 годом. Время с этого момента и до 300 г. до н.э. называют   Дзёмон – по названию глиняных изделий того времени. Население Японских островов в этот период занималось собирательством, охотой, рыболовством.

В течении периода Яёй (также название глиняных изделий) (300 г. до н. э. - 250 г. н. э.) в Японию были привнесены из Кореи и Китая рисовые культуры (примерно в 100 г. до н.э.). С появлением сельского хозяйства начали выделяться социальные классы, и части страны стали объединяться. В это же время на остров Кюсю из Кореи вместе с эмигрантами пришло кузнечное дело и другие "высокие технологии" того времени. Китайские путешественники времен правления династий Хань и Вэй сообщали, что в то время правительницей страны (точнее, одного из наиболее влиятельных племен) была жрица по имени Пимико или Химико.

Примерно в 400 г. н. э. страна объединилась под властью племени  Ямато с политическим центром в провинции Ямато (ныне - префектура Hара). Этот период также называют периодом Кофун, так как в течении этой эры для правителей строились большие курганы (яп. - "кофун"). Император правил Японией и жил в столице, которая часто перемещалась из одного города в другой.

Со временем реальная политическая власть оказалась в руках могущественного  клана Сога, а императора стали рассматривать только как верховного жреца синтоизма. Такая ситуация сохраняется в Японии по сей день - император исполняет важнейшие обряды, а политическая власть находится в руках министров, сёгунов, парламента и так далее.

Буддизм был занесён в  Японию между 538 и 552 годами. Новая религия приветствовалась правящим классом, желавшим перемен в стране. Огромную роль в распространении буддизма и китайских ценностей сыграл принц Сётоку-тайси. Он написал "Уложение Семнадцати Статей", в котором проповедовал буддизм и китайские государственные идеалы. Буддизм имел огромное количество последователей среди членов высших классов и стал государственной религией. Однако простые крестьяне не могли усвоить сложных догм этой религии. Сначала имели место небольшие конфликты, в которых синтоизм противостоял буддизму, но позже эти две религии стали гармонично сосуществовать.

В 645 г. Hакатоми-но-Каматари привел к власти аристократический клан Фудзивара, который, фактически, правил Японией вплоть до прихода к власти в XI веке военных (самурайских) кланов. В том же году были проведены реформы Тайка: система устройства государственного аппарата и администрации были заимствованы из Китая, все земли были выкуплены государством и поровну разделены между крестьянами, введена новая, китайская система налогов.

Под влиянием Китая и Кореи  в Японию пришли даосизм и конфуцианство, а так же китайская иероглифика - "кандзи".

В 710 году первая постоянная столица Японии была основана в городе Hара. Город был построен по образцу столицы Китая. В Hара были выстроены новые большие буддийские монастыри. Вскоре их политическое влияние достигло такого уровня, что ради сохранения власти императора столица была перемещена в 784 году в город Hагаока, и в 764 году в Хэйан (Киото), где и оставалась на протяжении тысячи лет.

Одной из характерных черт эпох Hара и Хэйан было отклонение от китайского влияния в сторону национального самосознания. Даже когда влияние Китая было ещё сильно, множество привнесённых идей были «японизированы». Однако в результате правления Фудзивара в правительстве постоянно оказывались неспособные к управлению люди. Власть не могла больше поддерживать порядок в стране. Власть клана Фудзивара закончилась в 1068 году, когда новый император Го-Сандзё решил управлять страной самостоятельно, и Фудзивара не смогли подчинить его своей власти. В 1086 году Го-Сандзё отрёкся от престола и стал монахом, но продолжал править страной из монастыря. Новая форма правления была названа правительством Инсэй (императоров-монахов). Императоры Инсэй оказывали политическое влияние с 1086 до 1156 года, когда правителем Японии стал Тайра Киёмори.

В 1232 году, в период Камакура (1185 - 1333), был введен "Дзёэй Сикимоку", свод законов. Он установил особую значимость верности господину и предназначался для борьбы с падением нравственности и дисциплины. Клан Ходзё контролировал всю страну, и любое проявление мятежа немедленно пресекалось.

В 1259 году появилась угроза со стороны монголов. Завоевавших к тому времени Китай. Но все попытки покорить островное государство не увенчались успехом.

В течении XV и XVI вв. влияние  сёгунов клана Асикага и правительства в Киото на положение в стране практически исчезло. Впервые в политике во время периода Муромати появились небольшие кланы воинов-землевладельцев - "дзи-самураи". После объединения некоторых из них они превзошли по силе провинциальную полицию, а кое-кто из них распространил своё влияние на целые провинции. Этих новых феодалов называли "даймё". Они поделили между собой Японию и несколько десятков лет безостановочно сражались друг с другом в ходе Гражданской Войны ("Сэнгоку Дзидай").

В 1542 году первые португальские  купцы и миссионеры-иезуиты появились  на Кюсю и привезли в Японию огнестрельное оружие и христианство. Иезуит Франциск Ксавье приехал в Киото с миссией в 1549-1550 годах. Многие даймё приняли христианство, так как они были заинтересованы в развитии торговых отношений с заокеанскими странами, в основном по военным причинам. Миссия на Кюсю успешно расширяла свое влияние. В середине XVI века даймё все больше и больше стремились получить власть над всей страной.

В 1559 Ода Hобунага получил в управление провинцию Овари (район современного города Hагоя). Как и многие другие даймё, он был заинтересован в объединении Японии. Благодаря своим стратегически удачно расположенным владениям в 1568 году ему удалось захватить столицу.

Пытаясь установить контроль над всей страной, Хидэёси уничтожил множество замков, выстроенных по всей стране во время эры гражданских войн. В 1588 году он конфисковал все оружие у крестьян и монахов во время так называемой "Охоты за мечами". Он запретил самураям иметь отношение к земледелию и заставил их переселиться в города. Чёткое разделение между классами усиливало контроль правительства над народом. К тому же, в 1583 году началась ревизия всех земель государства, а в 1590 году провели перепись населения. В том же году был закончен огромный замок Хидэёси - Осака.

В 1587 г. Хидэёси своим указом выгнал из страны всех христианских миссионеров. Hо францисканцы в 1593 году смогли вернуться в Японию, а иезуиты восстановили свою былую активность на западе. В 1597 году Хидэёси усилил преследование христианских миссионеров, запретил менять веру и казнил 26 францисканцев в качестве предупреждения. Христианская церковь набирала силу и вполне могла захватить контроль над народом; к тому же, множество иезуитов и францисканцев весьма агрессивно теснили позиции синтоизма и буддизма.

Самым влиятельным человеком в Японии после Хидэёси, умершего в 1598 году, был Токугава Иэясу. В битве при Сэкигахара в 1600 году Иэясу победил сторонников Хидэёри и других своих противников с запада. Таким образом он получил неограниченную власть и богатство. В 1603 году властью императора Иэясу был провозглашён сёгуном и основал своё правительство в Эдо (ныне - Токио). Сёгунат Токугава правил Японией на протяжении 250 лет.

Иэясу строго контролировал всю страну. Он умело распределял землю между даймё: наиболее верные вассалы (те, кто поддерживал его ещё до битвы при Сэкигахара) получили стратегически более важные участки.

Для полноты контроля над  народом в период Эдо существовала система из 4-х классов: на верху социальной лестницы стояли самураи, затем шли крестьяне, ремесленники и купцы. Членам этих четырёх классов запрещалось менять свой социальный статус. Иэясу продолжал развивать международные торговые отношения. Он установил торговые связи с Англией и Германией. В то же время в 1614 году он добился запрещения христианства ради предотвращения опасного влияния извне.

После уничтожения клана  Тоётоми в 1615 году и взятия Осаки он и его наследники практически не имели противников, и период Эдо можно назвать достаточно мирным периодом. Воины (самураи) обучались не только боевым искусствам, но и литературе, философии, искусству и т.п., например, чайной церемонии. Буддизм секты Дзэн и неоконфуцианство распространяли среди них принципы самодисциплины, морали и верности.

В 1633 году сёгун Иэмицу запретил дальние плавания и почти полностью изолировал Японию в 1639 году, ограничив контакт с внешним миром торговлей с Китаем и Голландией через порт города Hагасаки. Были запрещены все иностранные книги. Благодаря изоляции улучшалось качество местной сельскохозяйственной продукции, рос местный рынок. В эпоху Эдо и, особенно, период Гэнроку (1688 - 1703) наблюдался расцвет культурной жизни. Среди населения, особенно городского, набирали популярность такие формы искусства, как театр кабуки и укиё-э - картинки на бытовые темы.

Правительство Токугава оставалось стабильным на протяжении веков; однако позиции были уже немного не те, что в начале. Класс купечества рос настолько быстро, что некоторые самураи вошли в финансовую зависимость от них. Это послужило причиной сглаживания классовых различий между самураями и купцами и могущество самураев постепенно приходило в упадок. К тому же, высокие налоги и голод послужили причиной роста числа восстаний крестьян.

В 1720 году был снят запрет на иностранную литературу, и некоторые  новые философские учения пришли в Японию из Китая и Европы (Германия).

В конце XVIII века начало нарастать давление со стороны остального мира, когда Россия безуспешно попыталась установить торговые отношения с Японией. За Россией последовали европейские государства и американцы в XIX веке. Командор Пэрри в 1853 и 1854 годах просил у японского правительства открыть несколько портов для морской торговли, но внешние торговые отношения оставались незначительными до Реставрации Мэйдзи в 1868 году.

Эти события породили волну  анти-западных настроений и критики в отношении сёгуната Токугава, а так же рост движения в поддержку реставрации императора. Анти-западное и про-императорское движение ("Сонно Дзёй") было широко распространено среди самураев провинций Тёсю и Сацума. Более сдержанные люди гораздо раньше поняли серьёзные достижения науки и военного искусства Запада и предпочитали открыть Японию миру. Позже и консерваторы из Тёсю и Сацума поняли преимущества Запада, участвуя в нескольких битвах с западными военными кораблями.

В 1867 - 68 годах правительство  Токугава под политическим давлением ушло со сцены и власть императора Мэйдзи была восстановлена.

 

 

 

 

    1.  Япония в ХХ-ХХI веках.

Начало ХХ века в Японии прошло под правлением Императора Мэйдзи. В 1867-68 годах эра Токугава закончилась. Обновленная Япония в экономическом и военном смыслах начала решительно догонять Запад. Крутые реформы прошли по всей стране. Новое правительство мечтало сделать Японию демократической страной со всеобщим равенством. Границы между социальными классами, введёнными сёгунатом Токугава были стёрты. Правда самураи были недовольны этой реформой, потому что они теряли все свои привилегии. Реформы так же включали введение прав человека, например, свободу религии в 1873 году.

Примерно после 20-30 лет  такой интенсивной западизации правительство прислушалось к консерваторам и националистам: принципы конфуцианства и синтоизма, включая и культ императора, были вновь внедрены в программы образовательных учреждений.

Информация о работе Творчество Кэндзабуро Оэ