Творчество Джорджа Гордона Байрона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:55, реферат

Краткое описание

Раннее детство Байрон провел с матерью в Шотландии. Они жили бедно и уединенно. С детских лет жизнь Байрона омрачалась его врожденной хромотой, которая, впрочем, не помешала ему стать впоследствии прекрасным пловцом, боксером и наездником. Первые детские впечатления будущего поэта связаны с нежной любовью к природе Шотландии, которую он привык считать своей родиной. Воспетая Бернсом горная Шотландия, где в крестьянском быту еще не стерлись в ту пору пережитки добуржуазных патриархально-родовых отношений, навсегда осталась в его памяти символом свободы.

Вложенные файлы: 1 файл

БАЙРОН.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

Англия в первой четверти XIX века выдвинула двух величайших представителей поэзии революционного романтизма, среди  которых был несравненный поэт-романтик Джордж Гордон Байрон. Его творчество заинтересовало меня тем, что он рос  в переломный период английской и мировой истории, и события того времени, конечно, отразились в его мировидении и творчестве. Байрон был современником французской буржуазной революции и последовавших за нею битв народов,  очевидцем промышленного переворота, который в корне изменил социальный облик Англии, стер с лица земли целые классы – самостоятельных крестьян и самостоятельных ремесленников - и развязал новые классовые противоречия между буржуазией и ее могильщиком - пролетариатом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 1 -

Детство поэта

Джордж Гордон Байрон (George Gordon Byron) родился в Лондоне 22 января 1788г. Его  отец принадлежал к старому, но обедневшему  аристократическому английскому роду; мать, шотландка, происходила из богатой  дворянской семьи. Родители будущего поэта разошлись вскоре после его появления на свет. Отец его, промотав состояние жены, уехал, спасаясь от кредиторов, во Францию, где умер в 1791 г.

Раннее детство Байрон провел с  матерью в Шотландии. Они жили бедно и  уединенно. С детских  лет жизнь Байрона омрачалась его врожденной хромотой, которая, впрочем, не помешала ему стать впоследствии прекрасным пловцом, боксером и наездником. Первые детские впечатления будущего поэта связаны с нежной любовью к природе Шотландии, которую он привык считать своей родиной. Воспетая Бернсом горная Шотландия, где в крестьянском быту еще не стерлись в ту пору пережитки добуржуазных патриархально-родовых отношений, навсегда осталась в его памяти символом свободы. Мать, недалекая и взбалмошная женщина, отталкивала его своими капризами и вспыльчивостью. Более доверчиво относился он к своей няне, Мэй Грэй, которая сообщила первым биографам поэта воспоминания о ранних литературных интересах своего питомца.

 В возрасте десяти лет,  после смерти двоюродного деда, Байрон унаследовал титул лорда и родовое поместье Ньюстэд, в Ноттингэмском графстве. В прошлом - монастырь, доставшийся Байронам после секуляризации церковных земель при Генрихе VIII, Ньюстэд был дорог Байрону своей живописностью и историческими ассоциациями. Но все в нем говорило о безвозвратном упадке прошлого феодального могущества. В большей своей части замок представлял собою развалину. Позднее, после разрыва с Англией, Байрону пришлось продать Ньюстэд. Ноттингэмское графство, куда десятилетним мальчиком переехал Байрон, было примечательно не только памятниками феодального средневековья и воспоминаниями о легендарных подвигах народного заступника Робина Гуда и его друзей. Ноттингэм - один из крупных промышленных центров тогдашней Англии - рано стал также одним из важнейших центров рабочих волнений, сопровождавших промышленный переворот. Подростком и юношей Байрон мог слышать от очевидцев о первых выступлениях местных разрушителей машин, которыми уже с XVIII века отмечена история Ноттингэма.

 

 

 

- 2 -

Юность. Выбор деятельности будущего поэта

Байрон был уже школьником в  ту пору, когда в Ирландии вспыхнуло  и было потоплено в крови восстание 1798 года, а вслед за ним – второе восстание 1803 года. Он не мог не слышать  и о восстаниях в британском военном  флоте и о голодных бунтах и солдатских волнениях, возникавших в Англии на рубеже XVIII-XIX вв. В течение всей своей жизни Байрон остро сознавал себя человеком переломной, революционной эпохи общественного развития. "Мы живем в гигантские и преувеличенные времена, когда все, что уступает по размерам Гогу и Магогу, кажется пигмейским...", - писал он Скотту 4 мая 1822 г. Это сознание питалось уже первыми осмысленными впечатлениями детства и юности.

 Начиная со школьных лет,  Байрон готовил себя к общественной  деятельности. В Гарроу он с увлечением упражнялся в ораторском искусстве. Оратор - выше, чем поэт, - писал он Джону Хэнсону 2 апреля 1807 г., объясняя, что если и занимается поэзией, то лишь временно, пока, до достижения совершеннолетия, ему не открыт доступ к политической деятельности. В составленном им в 1807 г. списке прочитанных книг на первом месте стояли труды историков. Круг чтения молодого поэта был очень широк и свидетельствовал о его живом интересе к литературе Просвещения. Среди авторов прочитанных книг Байрон отмечает Вольтера, Руссо, Локка, Гиббона. Его демократические симпатии прорываются в этом списке во взволнованной записи под рубрикой "Швейцария", где он вспоминает о Вильгельме Телле и о битве, в которой был убит герцог Бургундский. Политические планы юного Байрона ограничивались надеждами на парламент. Обе партии господствующих собственнических классов, оспаривавшие друг у друга власть, - и тори, и виги - уже тогда вызывали в нем недоверие.  Но народная, "внепарламентская оппозиция", стоявшая за плечами тогдашнего парламентского "демократического меньшинства", с ее скрытыми, но могучими силами, была ему в эту пору еще чужда и незнакома. Поэтому на пороге вступления в политическую жизнь молодому Байрону его будущая деятельность рисовалась как деятельность одинокого борца. "Я буду стоять в стороне... Я хочу сохранить, если возможно, мою независимость. Что до патриотизма, то слово это предано забвению, хотя, быть может, и без оснований...", - с горечью писал он тому же Хэнсону 15 января 1809 г., за неделю до совершеннолетия, которое открывало ему доступ в палату лордов.

 

 

 

- 3 -

Начало творческого  пути

Летом 1807 г. вышел первый сборник  стихотворений Байрона, опубликованный под его именем, - "Часы досуга" (Hours of Idleness). Сюда вошла значительная часть изданных ранее, но анонимно, "Летучих набросков" (Fugitive Pieces, 1806) и "Стихотворений на разные случаи" (Poems on Various Occasions, 1807).

Ранняя лирика Байрона отражает разнообразие его  литературных и общественных интересов. Многозначительно здесь обращение к эсхилову "Прометею", которого, по его собственным позднейшим воспоминаниям, Байрон "страстно любил в юности". При всей неполноте жизненного опыта восемнадцатилетнего поэта, его лирика уже отражает самостоятельность, страстность и непримиримость его отношений к людям и общественным учреждениям. Пылкий и в дружбе и в любви, он был совершенно чужд ханжескому смиренномудрию поэтов "Озерной школы", так же как и их религиозному мистицизму и культу феодального прошлого. В эту группу входили Вордсворт, С. Т. Колридж, Р. Саути -  английские поэты-романтики. «Озерная школа» сложилась в кон. 18 – нач. 19 в., когда эти поэты поселились на северо-западе Англии, в озёрном крае. Для стихов «озёрной школы» характерны чувство природы, её созерцание, внимание к простому человеку, мечтательность. Вордсворт воспевал идеалы патриархальной жизни, Колридж и Саути много стихотворений посвящали Средневековью, идеализируя его. Творчество поэтов «озёрной школы» критиковали Дж. Г. Байрон и П. Б. Шелли, в начале своего творческого пути испытавшие влияние лейкистов.

Ранняя лирика Байрона далека от воссоздания эмоций в живом их виде. Она идет к ним не прямо, через описание, через рассказ  о них. Ранний Байрон охотно имитировал античных поэтов. Самого себя он выражал  через имитацию Тибулла, Катулла, пользуясь посредником, скрываясь за ним. Наличие посредников выдает поэтический метод раннего Байрона с его непрямотой, с его объездами главной темы, с его уходами от нее, с тенденцией его к отвлеченностям: одно из ранних стихотворений отнесено к женщине— «To Woman», к женщине вообще, как это соответствует поэтическому стилю классицизма. Вместо излияния чувств преподносятся размышления о чувствах, о том, какова природа женщины: сегодня женщина перед вами одна, завтра она другая, состояния души ее летучи, клятвы ее написаны на песке. Иного мнения придерживается Н. Дьяконова, полагающая, что в этом стихотворении слышится голос искреннего чувства и страдания, и «появляются индивидуальные, байронические интонации, которые торжествуют над абстракциями классицистического стиля». Перечисленные признаки можно

 

- 4 -

действительно обнаружить в нем, но общего впечатления некоторой надуманности они не меняют.

В раннем сборнике Байрона есть стихотворения, подсказанные тем или иным реальным поводом. Например, «Строки, обращенные к юной леди». Автор просит, чтобы юная леди простила его, ибо он выстрелил из пистолета в саду, где та гуляла, и нечаянно испугал ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 5 -

Революционный романтик

 

События, которые происходили в эпоху творчества Байрона очень ярко отражались в его деятельности. Это заметил и Белинский, сказав о Байроне: "Ни один поэт не может быть велик от самого себя и через самого себя, ни через свои собственные страдания, ни через свое собственное блаженство: всякий великий поэт потому велик, что корни его страдания и блаженства глубоко вросли в почву общественности и истории, что он, следовательно, есть орган и представитель общества, времени, человечества... Чтоб разгадать загадку мрачной поэзии такого необъятно колоссального поэта, как Байрон, должно сперва разгадать тайну эпохи, им выраженной...". Байрон, - подчеркивает Белинский, - "умер в непримиримой вражде с своей родиною..." {В. Г. Белинский. Сочинения Державина. Статья II. Там же, стр. 515., 1955г}.В поэзии Байрона он усматривает "энергическое отрицание английской действительности". Для объяснения этой вражды, этого отрицания Белинский обращается к реальным вопиющим экономическим и социальным противоречиям английского буржуазного общества: "Нигде индивидуальная, личная свобода не доведена до таких безграничных размеров, и нигде так не сжата, так не стеснена общественная свобода, как в Англии. Нигде нет ни такого чудовищного богатства, ни такой чудовищной нищеты, как в Англии. Нигде так не прочны общественные основы, как в Англии, и нигде, как в ней же, не находятся они в такой опасности ежеминутно разрушиться, подобно чересчур крепко натянутым струнам инструмента, ежеминутно готовым лопнуть" {Там же, стр. 108.}.

Творчество Байрона выросло  на пороге той всемирно-исторической эпохи, которая была рождена промышленным переворотом, французской буржуазной революцией и последовавшими за ней битвами народов. В публицистике и поэзии Байрона воплотились элементы демократической культуры, порождавшиеся условиями жизни трудящейся и эксплуатируемой массы его родины. Байрон был взволнованным свидетелем, заступником и певцом первых, еще стихийных и незрелых выступлений рабочего класса Англии; он был поборником раскрепощения порабощенного ирландского народа; национально-освободительные движения в Испании, Италии, Греции нашли в нем живой отклик и горячую поддержку. Прогрессивным освободительным течениям своего времени обязан Байрон страстностью, крайней непримиримостью и поэтической силой своего творчества.

Но вместе с тем их внутренние противоречия, их слабые стороны и временные поражения в борьбе с реакцией создавали почву для кризисных настроений в поэзии Байрона.  Деятельность Байрона относится к тому периоду, когда, по словам Маркса, "классовая борьба между капиталом и трудом была отодвинута на задний план: в

- 6 -

политической области ее заслоняла  распря между феодалами и правительствами, сплотившимися вокруг Священного союза, с одной стороны, и руководимыми буржуазией народными массами - с  другой; в экономической области  ее заслоняли раздоры между промышленным капиталом и аристократическим землевладением..." .

Относительная неразвитость классовых  противоречий в тогдашней буржуазной Англии отразилась в романтизме Байрона. В статьях "Движение против аристократического правительства в Англии" Маркс прослеживает историю борьбы за всеобщее избирательное право в Англии, показывая, как изменялось реальное содержание этого лозунга по мере изменения расстановки классовых сил в стране. "В первые десятилетия этого века при сэре Френсисе Бердете, при майоре Картрайте, при Коббете всеобщее избирательное право носило еще тот неопределенно-идеалистический характер,

который сделал его благочестивым  пожеланием всех частей населения, не принадлежавших прямо к правящим классам. В самом деле, для буржуазии это было только наиболее крайним, обобщающим выражением того, чего она добилась, благодаря парламентской реформе 1831 г. ...В 1842 г. исчезли последние иллюзии. Ловет сделал тогда последнюю, но тщетную попытку сформулировать всеобщее избирательное право как общее требование так называемых радикалов и народных масс. С этого момента нет больше сомнений насчет смысла всеобщего избирательного права, так же как и его названия. Оно является хартией народных классов и означает освоение ими политической власти для осуществления своих социальных потребностей... Если проследить историю всеобщего избирательного права в Англии, - заключает Маркс, - то можно увидеть, что оно в такой же мере освобождается от своего идеалистического характера, в какой мере здесь развивается современное общество с его бесчисленными противоречиями, - противоречиями, вызванными прогрессом  промышленности" {К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. X, стр. 440-441.}.

С этим "идеалистическим характером" демократического движения в Англии 10-20-х годов XIX века связано присущее поэзии Байрона романтическое отвлеченное понимание свободы. Образ свободы предстает у него символически, то в виде бурной-неукротимой стихии (вся природа для Байрона – воплощение свободы, в противоположность социальному угнетению и неравенству, и этот скрытый подтекст насыщает глубоким общественным пафосом его лирические пейзажи). То он возникает как образ духовной свободы ("Сонет к Шильону"), над которой невластны тюремщики и палачи. То он предстает как апофеоз бунтарского своевластия - разбойничьей вольницы,

Информация о работе Творчество Джорджа Гордона Байрона