Счастье в произведени "Кому на Руси жить хорошо"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:19, научная работа

Краткое описание

Данная тема, я считаю, актуальна всегда и везде. Люди во все времена задумывались о том, что же для них является счастьем. Для кого-то счастье – это дом, семья, для других – деньги. Я хотела бы показать, что люди выбирают для себя истинное счастье сами, и образующие счастья при этом не меняются. В своих рассуждениях я обратилась к литературе. А как же о счастье рассуждали в прошлом веке? Я решила рассмотреть тему счастья в произведениях Николая Некрасова.

Вложенные файлы: 1 файл

счастье.docx

— 28.90 Кб (Скачать файл)

Для своей научной работы я выбрала тему: «Счастье».  Данная тема, я считаю, актуальна всегда и везде. Люди во все времена задумывались о том, что же для них является счастьем. Для кого-то счастье –  это дом, семья, для других – деньги. Я хотела бы показать, что люди выбирают для себя истинное счастье сами, и образующие счастья при этом не меняются. В своих рассуждениях я обратилась к литературе. А как  же о счастье рассуждали в прошлом  веке? Я решила рассмотреть тему счастья в произведениях Николая  Некрасова. Произведения  Николая  Алексеевича   Некрасова   всегда   отличаются социальной направленностью, он создавал свои  стихотворения  и  поэмы  «о народе и для народа», описывая его проблемы,  мысли  и  интересы,  быт  и

нравы.  Не является исключением  и «Кому на Руси  жить  хорошо?». Некрасов взял семь мужиков, символизирующих народ и пригласил нас, читателей, в путь по Руси, чтобы произвести генеральный смотр России с народной точки зрения. Ради чего это путешествие? Что такое генеральный смотр? Да, просто, увидеть всё своими глазами, поговорить о политике, экономике, особенно о нравственности. Мужики встречали людей, выслушивали их. Но только двое из народа были названы счастливыми самим народом. Это Матрёна Тимофеевна Корчагина и Ермил Гирин. За что же их так чествует, величает народ? За что считает их идеалом? Давайте исследуем эти образы на предмет счастья.

 

Итак, странники ищут счастливую среди баб.

 

В селе Наготине

Сказали, как отрезали:

"У нас такой не водится,

А есть в селе Клину:

Корова холмогорская,

Не баба! доброумнее

И глаже - бабы нет.

Спросите вы Корчагину

Матрену Тимофеевну,

Она же: губернаторша..."

Мы видим, что эта баба известна на всю округу как счастливая. Первое сравнение – корова холмогорская. Корова – священное животное среди  славян, на ней держится семейный достаток, она опора крестьянской семьи. Нет  глаже, попросту красивее, прославилась она в народе умом и добротой. В народе прозывается губернаторшей, вероятно, за силу характера.

Матрена Тимофеевна

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

На ней рубаха белая,

Да сарафан коротенький,

Да серп через плечо.

 

 Какие же составляющие  счастья найдём мы в судьбе  этой бабы?

Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья.

За батюшкой, за матушкой,

Как у Христа за пазухой,

Жила я, молодцы.

На седьмом году крестьянская девочка приобщилась к посильному труду, который был в радость.

 

А на седьмом за бурушкой

Сама я в стадо бегала,

Отцу носила завтракать,

Утяточек пасла.

Потом грибы да ягоды,

Потом: "Бери-ка грабельки

Да сено вороши!"

Так к делу приобвыкла я...

И добрая работница,

И петь-плясать охотница

Я смолоду была.

Когда пришла пора зрелости – нашёлся достойный жених. Филипп Корчагин, питерщик, по мастерству печник». Очень интересно рассуждает Матрёна Тимофеевна о том, где высмотрел её жених.

О святках ли, как с  горок я

С ребятами, с подругами

Каталась, смеючись?

Ошибся ты, отецкий сын!

С игры, с катанья, с беганья,

С морозу разгорелося

У девушки лицо!

На тихой ли беседушке?

Я там была нарядная,

Дородства и пригожества

Понакопила за зиму,

Цвела, как маков цвет!

А ты бы поглядел меня,

Как лен треплю, как снопики

На риге молочу...

Здесь невольно вспомнилась  народная пословица: «Не ищи жену в хороводе, а ищи в огороде». Матрёна Тимофеевна знала, что главное  её достоинство в труде, а не в  игре.

 

Тужила, горько плакала,

А дело девка делала:

На суженого искоса

Поглядывала втай.

Пригож-румян, широк-могуч,

Рус волосом, тих говором -

Пал на сердце Филипп!

Хотя чужая семья сурово встретила невестку, но Матрёна была счастлива с таким мужем. Это  её радость. Она любит и любима, а это многое значит!

Мы были однолеточки,

Не трогай нас - нам весело,

Всегда у нас лады.

То правда, что и мужа-то

Такого, как Филиппушка,

Со свечкой поискать..."

Однолеточки! Смешное одинаково смешно, грустное одинаково грустно. Мы видим, что Матрёна испытала счастье в любви с мужем. Затем испытала она счастье материнства.

Филипп на Благовещенье

Ушел, а на Казанскую

Я сына родила.

 

Велика была жертвенная материнская  любовь Матрёны Тимофеевны. Детей своих она ласково называла Дёмушка, Федотушка, Леодорушка. Когда подпаска, восьмилетнего Федота, хотели высечь на площади за то, что из стада волчица унесла овцу, Матрёна Тимофеевна вступилась за сына. Барин приказал за ребёнка высечь мать. Матрёна Тимофеевна с радостью приняла наказание.

Сама же легла под розги  и была высечена. Несмотря на боль и  стыд, это был для неё момент счастья, спасение слабого подростка  от побоев, защитила любимого сынка. Матрёна Тимофеевна была не только детей, но и рода своего. Но вот в рекруты взяли Филиппа. Матрёна Тимофеевна решилась идти к губернатору, искать правду.  Здесь на память приходит протопоп Аввакум. Когда матушка решила его женить, он бросился перед иконой на колени с молитвой: «Дай мне, Господи, жену во спасение моё, а не на погибель». И дано было во спасение. Беременная, дохаживая последние дни, она прошла в ночь через леса в губернский город. Перед длинной дорогой за селом, на белоснежной равнине стала молиться. Велика сила молитвы под открытым небом. В подъезде губернаторского Дворца Матрёна Тимофеевна бросилась в ноги губернатору. Матрёна Тимофеевна за великий подвиг спасения получила прозвище губернаторша. Не миновала Матрёну Тимофеевну и греховная охота.

 

Да тут беда подсунулась:

Абрам Гордеич Ситников,

Господский управляющий,

Стал крепко докучать:

"Ты писаная кралечка,

Ты наливная ягодка..."

-"Отстань, бесстыдник! ягодка,

Да бору не того!"

Укланяла золовушку,

Сама нейду на барщину,

Так в избу прикатит!

В сарае, в риге спрячуся -

Свекровь оттуда вытащит:

"Эй, не шути с огнем!"

-"Гони его, родимая,

По шее!" - "А не хочешь ты

Солдаткой быть?"

Матрёна Тимофеевна спасла свою красоту от поругания, свою честь  от срама людского. «Жена я мужу честная!»- гордо воскликнула Матрёна  Тимофеевна. Свекровь, глубоко верующая христианка, готова ценой позора снохи  купить покой и благополучие семьи.

 

Песня! Через неё крестьяне  передавали состояние души. Беседуя  с ходоками, Матрёна Тимофеевна несколько  раз запевает песни и мужики хором подхватывают. Песня в труде, на посиделках помогала опустошить душу, выплеснуть на неё тяжесть души, выплеснуть из неё тяжесть беды.

Что же составило  счастье  Матрёны Тимофеевны? За что же прославил  народ Матрёну Тимофеевну? Во всех испытаниях жизни сохранила она  человеческое достоинство, доказала миру, что надеяться можно только на себя, счастье искать в себе. Всё  в ней полно особого значения: и её девичья целомудренность, и  открытость для добра, прямота нрава, не допускающая никакой лжи, праведность, жизненная чистота, безгрешность, высокая  миссия материнства, безграничная любовь к детям, приобщение к большому труду.

 

Ермила Гирин близок к «идеалу». У него  есть  две составляющие

счастья:   уважение   окружающих   и   богатство.    Своей    честностью,

порядочностью, благородством  и высокой моралью он заслужил доверие  всех

людей, которые его окружают. В чем же его авторитет? Ермил наделён острым чувством христианской справедливости, совестливости и чести. Что такое честь? По словарю В. И. Даля – это ёмкое понятие. Честь – это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. За это народ любит его, доверяет ему, величает его. «Не колдовством, а правдою» взял такую силу над народом Ермил. Поистине берёг честь смолоду. Когда он «писарем в конторе состоял, лет двадцать было малому… а он и посоветует, и справку наведёт; где силы хватит – выручит, не спросит благодарности, и дашь, так не возьмёт! Худую совесть надобно – крестьянину с крестьянина копейку вымогать… таким путём вся вотчина в пять лет Ермилу Гирина узнала хорошо». Когда князь велел избрать бурмистра,  вся вотчина предложила Ермилу.

Шесть тысяч душ, всей вотчиной  
Кричим: — Ермилу Гирина! —  
Как человек един!

 

Пошел Ермило царствовать  
Над всей княжою вотчиной,  
И царствовал же он!  
В семь лет мирской копеечки  
Под ноготь не зажал,  
В семь лет не тронул правого,  
Не попустил виновному.  
Душой не покривил...

Какая современная тема! Выборы на высокую должность. Оказывается, были они и во времена Некрасова. Власть – это доверие человеку и проверка его одновременно. Оступился  и Ермил: выгородил «из рекрутчины меньшого брата Дмитрия» Этот поступок чуть не стоил ему жизни.

Не пьет, не ест: тем кончилось,  
Что в деннике с веревкою  
Застал его отец.  
Тут сын отцу покаялся:  
«С тех пор, как сына Власьевны  
Поставил я не в очередь,  
Постыл мне белый свет!»  
А сам к веревке тянется.  
Пытали уговаривать  
Отец его и брат,  
Он все одно: «Преступник я!  
Злодей! вяжите руки мне,  
Ведите в суд меня!

Мир порешил «вернуть парнишку Власьевне, не то Ермил повесится, за ним не углядишь».

Пришел и сам Ермил Ильич,  
Босой, худой, с колодками,  
С веревкой на руках,  
Пришел, сказал: «Была пора,  
Судил я вас по совести,  
Теперь я сам грешнее вас:  
Судите вы меня!»  
И в ноги поклонился нам.  
Ни дать ни взять юродивый,  
Стоит, вздыхает, крестится,  
Жаль было нам глядеть,  
Как он перед старухою,  
Перед Ненилой Власьевой,  
Вдруг на колени пал!

Как ни просила вотчина, от должности уволился… Интересный эксперимент провёл Некрасов с честнейшим человеком из народа – эксперимент искушения властью. Помните, в трагедии Гёте Мефистофель даёт Фаусту последнее испытание, по мнению чёрта, безотказное, он приближает учёного к императору и даёт ему власть. Нечистая сила убеждена в том, что обладание властью непоправимо портит даже очень хороших людей. Государственная деятельность не влечёт Фауста, он отказывается от неё. Отказался от власти и Ермил Гирин. Власть принесла ему грех, жестокие мучения, терзания совести. Всенародное покаяние ещё больше укрепило авторитет мужика. Справедливость, совестливость, честность, способность к покаянию составляли величие человека во времена Некрасова. Некрасов показал, что и политика, и экономика страны зависят от «нравственного оплота» человека.

Рассмотрев героев Некрасова, мы можем вернуться в наше время. В своих рассуждениях о счастье  я обратилась к учащимся нашей  школы.

           Послушайте отрывки из сочинений учащихся нашей школы.

Ратников Александр, 9 класс. «Счастье, когда нет никаких проблем».

Иванушкин Дмитрий, 9 класс. «Счастье, когда человек достигает  всех поставленных целей. Счастлив, что могу помочь своим родным. Счастлив, что у меня есть семья, которая всегда поддержит и поможет во всём».

Для одних  счастье –  богатство, для других – благополучная  семья.

Андреева Ольга, 9 класс. «Счастье, когда в семье нет ссор. Счастье – это то, что для тебя ценно, и чего ты боишься потерять».

Коровушкина Анастасия, 9 класс. «Доброта и взаимопонимание в  семье. Счастье – хорошие друзья».

Викторов Илья, 9 класс. «Счастье – это материальное благополучие и когда человек доволен своими поступками».

Белякова Валерия, 9 класс. «Счастье удачно выбрать профессию, стать образованной, завести семью».

Федотова Алёна, 9 класс. «Для кого-то счастье – деньги, машины, квартиры, а для меня – семья! Счастье, когда ты в себя веришь и в тебя верят, понимают.»

Москвина Анжелика, 9 класс. «Для меня счастье – это друзья и семья. Я выбираю друзей не по материальному состоянию,  а по состоянию души».

Романова Татьяна, 9 класс. «Счастье – чувствовать себя любимой  своей семьёй и друзьями. Видеть и понимать тех, кто рядом, доверять им и помогать, вникая в их проблемы. Счастье – это вера в себя. Счастье иметь работу семью и  жизнь».

Чеповская Юлия, 10 класс. «Атмосфера в моей семье пропитана теплом, доверием и любовью. Домой я всегда иду с радостью, потому что я знаю: мой дом – моя крепость. Мне скажут, что семья есть у всех, а счастьем является то, чего нужно добиваться, искать. Я думаю, что, если всю жизнь идти куда-то, не останавливаясь, можно пропустить то самое важное, главное и значимое… счастье».

Репина Наталья, 11 класс. « Действительно, сейчас, в суете  будних дней, в бешеном ритме жизни, люди забыли, что есть счастье. Они  думают, что будут счастливы, если продвинутся по карьерной лестнице или купят новую машину, всё  больше погружаясь в суету, заботы, проблемы, не замечая, что жизнь проходит мимо. Не понимают, что порой для  счастья нужно просто остановиться…  забыть хоть на миг о проблемах… обрести душевное спокойствие, равновесие. Не может быть счастливым человек, который  всё время  за чем-то гонится. Счастье  подобно бабочке: когда её ловишь- она улетает, а когда ты её не ждёшь, она сама садится на плечо. Я считаю, что невозможно вечно гнаться за счастьем. Нужно дать счастью шанс самому найти тебя».

Большинство учащихся, рассуждая  о счастье, отдают предпочтение абстрактному счастью: деньгам, богатству, но одна из выпускниц  нашей школы Филиппова  Елена писала пять лет назад в  своём сочинении: «На деньги можно  купить кровать, но не сон, книгу, но не знания, лекарства, но не здоровье, положение  в обществе, но не уважение, лесть, но не любовь».

Информация о работе Счастье в произведени "Кому на Руси жить хорошо"